Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа
Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.
Одновременно с существенным снижением ставки по налогу на прибыль была отменена 50-процентная налоговая льгота по капиталовложениям, которая позволяла предприятиям не уплачивать налог на прибыль с сумм инвестиций, направляемых в производственную сферу. В результате отмены этой льготы производители были лишены стимула к осуществлению капиталовложений в производственную сферу, а значит, к обновлению собственных основных фондов. Причем эти меры были предприняты в условиях масштабного износа основных фондов, состояние которых постепенно ухудшается из-за сокращения инвестиций в основной капитал предприятий.
В борьбе с оборотными налогами забыли о достижении поставленной цели. Вместо устранения оборотного характера налога на пользователей автомобильных дорог, который был основным источником финансирования дорожного строительства, отменили его вообще. В результате вместо активизации хозяйственной деятельности получили "разбитые" дороги, замедлилось развитие малого бизнеса, который, в основном, весь свой грузооборот осуществляет автомобильным транспортом.
При рассмотрении упрощенной системы налогообложения для предприятий малого бизнеса установлен слишком низкий размер порога (дохода), предельно допустимый для перехода на упрощенную систему (15
17
млн. руб.). Столь низкий порог препятствует переходу многих малых предприятий на упрощенную систему. Введение регрессивной шкалы ставки по единому социальному налогу сопровождалось введением ограничений на допуск организаций к этой шкале. Воспользоваться поэтому регрессией смогло ничтожное количество налогоплательщиков. Установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) по экспортным поставкам сопровождалось, к сожалению, включением в НК чрезмерно сложного порядка обоснования нулевой ставки и последующего возмещения НДС из федерального бюджета, что, в конечном итоге, превратилось в реальное препятствие на пути российских экспортеров.
Также одним из недостатков предпринятых в ходе реформы мер является увеличение административной нагрузки на налогоплательщиков. Растет объем отчетности и число контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков, усложняется система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Во многом недостатки налоговой
реформы последних лет
Без четкой и прозрачной процедуры принятия налоговых законопроектов любые попытки государства эффективно реформировать систему налогообложения оказываются безрезультатными. Неоднозначность толкования налоговой нормы приводит к произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками, что, тем самым, ведет к нарушению принципа равенства налогообложения. В то же время неясность отдельных норм законодательства позволяет недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов.
Таким образом, сложившаяся в ходе реформ налоговая система еще требует значительных доработок.
18
2. Влияние налоговой
политики на деятельность
В научной литературе встречаются методики определения налоговой политики (налоговой нагрузки) на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.
Методика расчета налоговой политики должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, то есть в условиях разных стран.
При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Налоговая политика предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое поле».
Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.
Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных
19
управленческих решений
в будущем. Наличие налогового поля
предприятия позволяет
Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НОначисл), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.
Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1, НО2, …НОn). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. В соответствии с нормами налогового законодательства у предприятия могут возникнуть два типа обязательств по налогам: обязательства налогоплательщика и обязательства налогового агента.
Лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) возложена обязанность уплачивать тот или иной налог, признается плательщиком данного налога (ст. 19 НК РФ).
В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, по налогу на доходы физических лиц предприятие, выполняя функции налогового агента, возложенные на него налоговым законодательством, обязано рассчитать, удержать из доходов физического лица и перечислить в бюджет сумму данного налога. При начислении обязательств по налогу на доходы физических лиц по кредиту счета 68 в качестве источника покрытия данных налоговых сумм являются доходы физических лиц, полученные на предприятии. Обязательства предприятия перед физическими лицами частично – на сумму налога на доходы физических лиц переходят в разряд обязательств предприятия перед бюджетом. Доход физического лица распределяется предприятием – налоговым агентом между физическим лицом и бюджетом.
Общая сумма возникших обязательств в бюджетную систему в течение года (НОначисл) включает обязательства налогоплательщика {НО1, НО2, …НОn} и обязательства, возникшие вследствие исполнения предприятием
20
функций налогового агента {НОА1, НОА2, …НОАN}. Этот комплексный показатель является количественной характеристикой налогового поля, и его можно представить в виде следующей совокупности:
НОначисл = {НО1, НО2, …НОn} + {НОА1, НОА2, …НОАN}, (1)
где НО1, НО2, …НОn– суммы начисленных за год обязательных платежей, налогоплательщиком которых является предприятие в соответствии с его налоговым полем, возникших в процессе ведения хозяйственной деятельности;
где НОА1, НОА2, …НОАn– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента.
Календарный
год принят в бухгалтерском
учете в качестве основного
отчетного периода при расчете
финансового результата и
Большинство методик расчета налоговой нагрузки нацелены на продолжение универсального показателя налоговой нагрузки экономического субъекта, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях. Но влияние отдельных налогов на хозяйственную деятельность предприятия настолько различно, что вряд ли, по нашему мнению, целесообразно сводить оценку их влияния к расчету единого интегрального показателя.
Налоговые обязательства, начисляемые в течение отчетного периода на счете 68 (69), должны быть погашены в сроки, установленные налоговым законодательством. Эти периодические выплаты в бюджетную систему входят согласно классификации в отчете о движении денежных средств в состав денежного потока по текущей деятельности. Финансовое состояние предприятия зависит от его способности привлекать денежные средства и погашать возникшие обязательства.
В методическом подходе, когда отдельно рассчитывается налоговая нагрузка на финансовый результат и на денежные потоки предприятия, разрешается спорная проблема о включении в расчет косвенных налогов и обязательных платежей предприятия при исполнении им функции налогового агента. Все выплаты предприятия в бюджетную систему должны рассматриваться при расчете налоговой нагрузки на денежные потоки вне зависимости от того, является ли предприятие налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, и соответственно вне зависимости от того, влияют ли обязательства по данным платежам в момент их начисления (возникновения) на финансовый результат предприятия.
Количественная оценка налоговой нагрузки на денежные потоки предприятия будет определяться следующей системой показателей:
21
НОупл= {{НО1, … НО2,… НОn} + {HOA1, НОА2,… НОАN} – {НВ1, НВ2, …}}, (2)
где НО1, НО2, …НОn – суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение отчетного года, налогоплательщиком (плательщиком) которых является предприятие в соответствии с вариантом налогового поля;
HOA1, НОА2,… НОАN – суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента;
НВ1, НВ2, … – суммы налоговых вычетов, право на
применение которых возникло у предприятия в отчетном году.
Таким образом, для расчета налоговой нагрузки предприятия значимыми являются следующие показатели, возникающие в хозяйственной деятельности в связи с процессом налогообложения:
Для оценки количественного влияния налогообложения и на финансовые результаты (НОначисл), и на денежные потоки (НОупл) должны определяться причины возникновения (начисления) налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия. Применение термина «налоговое поле» позволяет представить деятельность предприятия в виде некоего подобия карты местности, где определены так называемые точки возникновения налогов. Налоговое поле включает перечень налогов, уплачиваемых предприятием, и, что является наиболее важным, перечень объектов, то есть мест возникновения налогов. К числу таких мест относятся отдельные хозяйственные операции, проводимые предприятием, и/или отдельные виды имущества предприятия, которые являются объектами налогообложения, например операции продажи, операции потребления некоторых видов ресурсов и/или объекты имущества предприятия – основные средства, транспортные средства, земельные участки и т. д.