Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------2
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ---------------------------------------------4
Сущность налогов и их роль в экономике государства----------------------4
Правовое значение объекта налогообложения----------------------------------6
Принципы построения налоговой системы--------------------------------------8
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН------------------11
. Структура налогообложения РК--------------------------------------------------11
. Основные налоги, взимаемые в Казахстан--------------------------------------12
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В Республике Казахстан----------------------------15
Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности-------------------------------------------------------------------------15
Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств---------------------------------------------------------------------------------------------16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------21

Работа содержит 1 файл

Реферат план налоговогой системы.docx

— 41.14 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

    1.  Структура налогообложения РК
 

      В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

      Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РК, которая входит в систему центральных органов  государственного управления Казахстана, подчиняется Президенту и Правительству РК и возглавляется руководителем в ранге министра.

      Главной задачей Государственной налоговой  службы РК является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

     1. Налоговое  законодательство  Республики  Казахстан  состоит  из настоящего Указа, который устанавливает обязательные платежи налогового  характера  (далее  - налоги) в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике  Казахстан , за  исключением вопросов таможенных платежей,  регулируемых таможенным законодательством Республики Казахстан,  а также обязательных взносов и отчислений в Фонд  государственного социального страхования,  Фонд содействия занятости,  Фонд обязательного медицинского  страхования,  Государственный центр  по  выплате  пенсий,  накопительные пенсионные фонды,  Дорожный  фонд, актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан,  а также актов Государственного налогового комитета, согласованных с Министерством финансов.

     2. Законодательные и иные акты, противоречащие положениям настоящего Указа, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов,  связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию.

     3. Если международным  договором,  участником  которого  является  Республика Казахстан, установлены  иные правила, чем те, которые  содержатся в налоговом законодательстве Республики  Казахстан,  применяются правила указанного договора.  Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан,  к налоговым отношениям применяются непосредственно,  кроме случаев, когда из международного договора следует,  что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта. 

2.2.     Налоги в Республике Казахстан 

     1. В  Республике  Казахстан  действуют общегосударственные  налоги, которые являются регулирующими   источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,  определенном в Законе Республики  Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

      2. Налоги,  действующие на территории  Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на  добавленную  стоимость и акцизы.  Другие налоги относятся к прямым налогам.

     3. Налоги исчисляются и уплачиваются  в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование,  заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в  соответствии  с  таможенным  законодательством Республики Казахстан.

     4. Освобождение от какого-либо  налога  или  уменьшение  налоговой  ставки, предусмотренной настоящим  Указом, может производиться в  порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ,  а также на основании  контракта,  заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом  и  Законом Республики  Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

     Запрещается предоставление налоговых  льгот другими актами, в том  числе льгот,  носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям  в  соответствии  с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

  По  специальным экономическим зонам  общегосударственные и местные  налоги и сборы поступают в  доход финансового фонда (бюджета)  специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

     Общегосударственные налоги

     К общегосударственным налогам  относятся:

     1) подоходный налог с юридических  и физических лиц;

     2) налог на добавленную стоимость;

     3) акцизы;

     4) налог на операции с ценными  бумагами;

     5) специальные  платежи и налоги  недропользователей.

    Местные налоги и сборы

     1. К местным налогам и сборам  относятся:

     1) земельный налог;

     2) налог на имущество юридических  и физических лиц;

     3) налог на транспортные средства;

     4) сбор за регистрацию физических  лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

     5) сборы за право занятия отдельными  видами деятельности;

     6) сбор с аукционных продаж.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

    1. Налоговая ответственность –

самостоятельный вид юридической ответственности 

     Правовое  регулирование ответственности  в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

      Как известно, метод налогового права  носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования  являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

      О налоговой ответственности, как  новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

      В Налоговом кодексе имеет место  попытка установления самостоятельной налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.

      Таким образом, налоговую ответственность  можно определить как реализацию налоговых санкций за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения. 

3.2.    Юридическая ответственность

    за  невыполнение налоговых обязательств 

      Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: ” Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы “.

      Следовательно, в сферу налогового регулирования  должны включаться отношения, связанные  с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

      Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения  налогового законодательства. В недополучении  бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением.

      За  нарушения налогово-правовых норм наступает  ответственность трех видов –  административная, уголовная и налоговая.

      Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции  и закрепляет права налоговых  органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

      Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

      а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода

( прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в  бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );  

       б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

       в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

       г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

       Наиболее  характерной санкцией, применение которой  и выражается рассматриваемый вид  правовой ответственности, является взыскание  недоимки по налогам ( принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ).

       Термин  “ взыскание налога ” вписывается  только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

         Принудительное изъятие не уплаченных  в срок сумм налогов, применяемых  в бесспорном порядке в отношении  юридических лиц, можно назвать  мерой налоговой ответственности,  понимая ответственность в ее  наиболее традиционном понимании,  то есть как меру принуждения.  Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан