Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Введение 4
1. Возникновение, сущность и принципы налогообложения 6
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения. Классификация налогов 6
1.2 Роль (функции) налогов в формировании рынков государства. Налоги как инструмент бюджетного регулирования 11
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и задачи. 14
2.1 Правовая основа и задачи налоговой системы в Республике Беларусь 14
2.2 Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь 16
2.3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь 21
2.4 Налоговый потенциал в Республике Беларусь 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения 36
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. Закона РБ от 13.11.2008 № 449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Объектами налогообложения являются доходы предприятий от акций, облигаций, других ценных бумаг, от долевого участия в совместных предприятиях. Для целей налогообложения указанные выше доходы определяются как разница между выручкой и материальными затратами. Облагаемая налогом прибыль рассчитывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму исчисленного налога на недвижимость. Установлены разные ставки в зависимости от вида дохода. Налоги на прибыль и доходы предприятий коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, кооперативов полностью зачисляются в местные бюджеты; а налоги на прибыль и доходы предприятий республиканского подчинения направляются в республиканский и местные бюджеты в равных долях.
С 1 января 2011 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», которым внесены существенные изменения в гл. 14 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Республики Беларусь.
Согласно новой редакции ст. 143 гл. 14 НК плательщики, начиная с 2011 года, представляют налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено НК. В указанной налоговой декларации отражаются также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по срокам, установленным п. 7.1 ст. 143.
Акцизы занимают в сумме налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в республиканский бюджет, 30% - в местные. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 утверждено положение «Об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками» в котором определяется порядок уплаты акцизов при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, в том числе с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление.
Акцизы – это налги, применяемые ввиду монопольного положения отдельных предприятий и товаров на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности по причинам, не зависящим от работы предприятий. Акцизами облагаются товары, имеющие монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Объектом обложения является выручка товаропроизводителей, полученная от реализации произведенной продукции. Под реализацией понимается продажа, обмен, безвозмездная передача товаров, использование их на собственные нужды предприятий, не связанные с основным производством, передача товаров в чью-либо собственность. Сумма акциза включается в цену товаров. Ставки акцизов колеблются по различным товарам от 10% до 75% к выручке от реализации.
Подоходный налог взимается с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Доля подоходного налога в доходах государственного бюджета республики в 2010 г. составила 10,4%. Для сравнения, в США индивидуальный налог обеспечивает основную часть налогового поступления федерального бюджета – приблизительно 40%. В Беларуси минимальная ставка подоходного налога с граждан установлена в размере в размере 12% от суммы дохода. Вся сумма налогов зачисляется в месячные бюджеты.
При
определении размера налоговой
базы плательщик имеет право на получение
следующих стандартных
Налогом
на недвижимость облагается стоимость
основных производственных и непроизводственных
фондов, объектов нового и незавершённого
строительства, являющихся собственностью
юридических лиц, а также стоимость
принадлежащих физическим лицам
зданий. Налог на недвижимость уплачивается
в первоочерёдном порядке за счёт прибыли
предприятий, генеральным подрядчиком
строительства (за верх нормативное
строительство), а также отдельными гражданами.
Налог с предприятий коммунальной собственности
и физических лиц направляется в местные
бюджеты, а остальных предприятий – в
республиканский бюджет.
Однако в рамках налогового регулирования ещё не удалось решить целый ряд проблем и преодолеть негативные тенденции. Основным недостатком системы налогового регулирования в республике является её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. И хотя произошло некоторое снижение уровня налогов и платежей по отношению к ВВП, налоговый пресс остаётся тяжёлым. Уровень налогообложения определяется из фактического поступления налогов и платежей в бюджет. С учётом нарастающей задолженности это соотношение может оказаться выше.
Тяжёлый налоговый пресс привёл к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, усугубил сложное финансовое положение хозяйствующих субъектов, что привело к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы. В результате снизились налоговые поступления в бюджет и, что особенно опасно для республики, началась утечка отечественного капитала из страны. Почти полностью прекратился приток прямых зарубежных инвестиций.
Зарубежный опыт показывает, что в условиях технологического и экологического отставания и необходимости ускорения темпов экономического развития уровень налогообложения должен быть низким. Так, в странах среднего уровня развития (Испания, Ирландия, Португалия, Греция) уровень налогообложения в настоящее время колеблется в пределах 33-40% от ВНП. Таким образом эти страны стремятся компенсировать неэффективное использование факторов производства и сохранить конкурентоспособность своей продукции.
Недостатки налоговой системы Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности распределения налогового пресса. Асимметричность налогового обложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот для юридических лиц по НДС и налогу на прибыль и доход предприятий).
Налоговая система Беларуси за последние 12 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.
Эти отличия носят как системный, так и методологический характер.
К системным, в частности, можно отнести:
Эффективная мобилизация финансовых ресурсов в доходную часть бюджета непосредственно зависит от налогового потенциала экономики страны. В свою очередь, налоговый потенциал определяется объемом уплачиваемых в бюджет налоговых платежей и формируется под влиянием множества факторов: количества и структуры налогоплательщиков, их отраслевой принадлежности, финансовой стабильности, численности занятых и др. Проблема формирования налогового потенциала государства всегда находится в эпицентре общественного внимания. И это не случайно, поскольку от объема налоговых поступлений в бюджет зависит возможность своевременного и полного финансирования расходов на развитие хозяйства, содержание органов управления, оборону, а также обеспечение членам общества комплекса социальных гарантий. Как следствие, мощный налоговый потенциал закладывает прочный фундамент экономического благосостояния и процветания нации, обеспечивает экономическую безопасность государства [14, с.124].
Если проанализировать взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета, то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2006-2010гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Темп роста ВВП | 105,0 | 107,0 | 111,0 | 110,0 | 109,9 |
Доходы консолидированного бюджета | 100,9 | 115,1 | 117,9 | 112,7 | 114,8 |
Налоговые поступления | 99,5 | 113,4 | 118,7 | 110,8 | 112,5 |
Примечание - Источники: [12], [14], [25].
Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в приложении А. Поступление платежей, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов плательщиков за 2008 - 2010гг. представлены в приложении Б.
Основными
доходными источниками
Поступление отдельных налогов в 2009-2010 гг. показано на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика поступлений отдельных налогов в бюджет за период 2009-2010 гг.
Примечание
- Источник [11].
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2009-2010 гг. представлена в приложении В.
В
2010 г. по сравнению с 2009 г. было уплачено
налога на прибыль на 1 385,6 млрд. руб. и акцизов
на 263,4 млрд. руб. меньше. А вот что касается
налога на добавленную стоимость и подоходного
налога, так там прослеживается рост поступлений:
налога на добавленную стоимость на 683,9
млрд. руб. и подоходного налога на 122,4
млрд. руб. больше.