Налоговая система Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

В настоящее время налоговое законодательство Италии включает в себя свыше 350 законов. При этом необходимо иметь в виду, что вопросы налогообложения регулируются Конституцией Республики Италия, в которой определены основные принципы налогообложения, международными соглашениями, совокупностью законов о налогах и сборах, а также целым рядом актов президента, правительства, Министерства экономики и финансов, представительных органов власти на местном уровне. Значительную роль в регулировании национальной системы налогообложения играют нормативные акты Европейского Союза, которые определяют не только основные виды налогов, которые должны быть установлены на территории конкретного государства, но и общие принципы их взимания и размеры налоговых ставок.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Италии.docx

— 27.61 Кб (Скачать)

Большое количество налогов  в совокупности с высоким уровнем  налогообложения, сложностью порядка  исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого  кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую  налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского Союза.

В настоящее время налоговое  законодательство Италии включает в  себя свыше 350 законов. При этом необходимо иметь в виду, что вопросы налогообложения  регулируются Конституцией Республики Италия, в которой определены основные принципы налогообложения, международными соглашениями, совокупностью законов  о налогах и сборах, а также  целым рядом актов президента, правительства, Министерства экономики  и финансов, представительных органов  власти на местном уровне. Значительную роль в регулировании национальной системы налогообложения играют нормативные акты Европейского Союза, которые определяют не только основные виды налогов, которые должны быть установлены  на территории конкретного государства, но и общие принципы их взимания и размеры налоговых ставок.

В настоящее время в  Италии взимается около 40 налогов. Налоги на доходы физических и юридических лиц, а так же уплата НДС обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет. Налоговая система Италии включает следующие основные виды налогов:

1. Национальные налоги;  
2. Областные налоги;  
3. Коммунальные налоги;

В Италии в настоящее время  насчитывается свыше 20 млн. налогоплательщиков. К их числу относятся юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, а также общества партнеров (осуществление совместной деятельности без образования юридического лица). Итальянское налоговое законодательство не рассматривает группы юридических или физических лиц как налогоплательщиков. Однако, в Италии существует понятие «консолидированный налогоплательщик», которое применяется в отношении группы юридических лиц, включающей управляющего субъекта и дочерних компаний в которых доля прямого или косвенного участия управляющего субъекта превышает 50%.  
В целях отождествления физических лиц в отношениях с государственными учреждениями и административными органами каждому гражданину Италии государственным учреждением Регистрации налоговых данных присваивается финансовый код (Codice fiscale) и регистрируется в архивах информационной системы Агентства налоговых поступлений. Данный код может быть присвоен также иностранным гражданам на основе их заявления и непросроченного паспорта или вида на жительство. Кроме того, любое лицо, которое намерено приступить к экономической деятельности, в течение 30 дней до ее начала, должно сделать запрос на получение личного номера по НДС (Partita IVA). Данный номер может быть также запрошен непосредственно через Интернет или через так называемого квалифицированного посредника. Возможные изменения данных или прекращение деятельности должны быть заявлены в те же сроки, что и запрос на получение номера по НДС. Основные права и обязанности налогоплательщиков Италии в значительной степени схожи с теми, которые имеются в налоговой системе России.  
В таблицах 1 и 2 представлена сравнительная характеристика основных прав и обязанностей налогоплательщиков России и Италии. Однако практическая реализация тех или иных прав и обязанностей осуществляется по разному. Так, итальянский налогоплательщик с помощью системы паролей имеет возможность доступа через Интернет к содержащимся в отношении него сведениям в базе данных налоговых органов, в т.ч. может знакомиться с состоянием лицевого счета налогоплательщика, а также ознакомиться с данными, содержащимися в представленных ранее налоговых декларациях, что способствует полноценной реализации прав налогоплательщиков. В качестве метода предварительной защиты своих прав можно рассматривать направление налогоплательщиком запросов в налоговые органы Италии о вариантах правомерного поведения в конкретной ситуации, толковании или неприменение тех или иных налоговых норм.

В Италии существует следующая  система запросов:  
1) ординарный (обычный) запрос (представляет собой заявление, которое направляет в налоговый орган налогоплательщик с целью прояснить конкретную ситуацию —толкование закона в частном случае). Субъектами ординарного запроса являются любой налогоплательщик или ассоциации, профсоюзы, которые формируют коллективные запросы. Запрос направляется в письменном виде: налогоплательщиком — в областное управление АНП; ассоциациями, профсоюзами, а также крупными налогоплательщиками (годовой оборот—свыше 25 млн евро) - в центральное управление АНП.  
2) предварительный запрос против уклонения от уплаты (требуется разрешение ситуации, возникающей в связи с реорганизацией, либо сомнений налогоплательщика, что определенного рода поведение может представлять собой частичное уклонение от уплаты налогов);  
3) коррективный запрос (запрос об исправлении) (требуется узнать о неприменении определенных норм, в которых говорится о частичной уплате налога);  
4) специальный запрос для инвесторов-нерезидентов (касается деятельности иностранных компаний, в том числе находящихся в оффшорных зонах);  
5) юридическая консультация (оказание налоговыми органами консультационных услуг в отличие от других видов запросов не приводит к правовым последствиям для налогоплательщика).  
Несмотря на тщательное описание видов запросов и порядка их направления в АНП, длительный срок установленный на предоставление официальных ответов не позволяет в полной мере обеспечивать стабильность экономической деятельности налогоплательщиков из-за сложного толкования налогового законодательства, а также наличия целого ряда других проблем в налогообложении.

Таблица 1. Основные права налогоплательщиков в России и Италии

№ п/п

Права налогоплательщиков в  Российской Федерации 

Права налогоплательщиков в  Италии

1

Получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах  и сборах, законодательстве о налогах  и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Аналогичная норма имеется

2

Получать от налоговых  органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и  сборах

Аналогичная норма имеется

3

Использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

Аналогичная норма имеется 

4

Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и  на условиях, установленных настоящим  Кодексом;

Аналогичная норма имеется. Условия предоставления несколько  иные. Так, отсрочку предоставляют налоговые  органы при признании кризисного положения на предприятии судом.

5

На своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

Аналогичная норма имеется 

6

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя 

Аналогичная норма имеется. В случае если сумма иска превышает 5 тыс. евро налогоплательщику в налоговом  суде предоставляется адвокат 

7

Представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных  налоговых проверок

Аналогичная норма имеется 

8

Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Аналогичная норма имеется 

9

Получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые уведомления  и требования об уплате налогов 

Аналогичная норма имеется 

10

Требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков

Аналогичная норма имеется 

11

Не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не соответствующие  настоящему Кодексу или иным федеральным  законам 

Аналогичная норма имеется 

12

Обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц 

Аналогичная норма имеется 

13

Требовать соблюдения налоговой  тайны

Аналогичная норма имеется  в отношении понятия служебная  тайна 

14

Требовать в установленном  порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Аналогичная норма имеется 

15

Налогоплательщики имеют  также иные права, установленные  настоящим Кодексом и другими  актами законодательства о налогах  и сборах.

 
Аналогичная норма имеется 


 

 

  Таблица 2. Основные  обязанности налогоплательщиков  в России и Италии

 

№ п/п

Обязанности налогоплательщиков в Российской Федерации

Обязанности налогоплательщиков в Италии

1

Уплачивать законно установленные  налоги

Уплачивать налоги в бюджет в установленные сроки по соответствующим  формам (моделям) платежных документов;

2

Встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена настоящим Кодексом;

Постановка на учет в качестве плательщиков НДС

3

Вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах

Вести бухгалтерские записи и сохранять бухгалтерские документы, вести регистрационный журнал по НДС (книгу налогоплательщика НДС); вспомогательные записи, регистрирующие имущество и доходы; вспомогательные складские записи; регистрационную книгу для учета амортизации имущества; книгу обязательных отчислений на социальные нужды

4

Представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны  уплачивать, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах, а также  бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете"

Ежегодно заявлять о своих  доходах, декларировать налоги

5

Представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, документы, необходимые для  исчисления и уплаты налогов;

Аналогичная норма имеется

6

Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах  и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных  лиц налоговых органов при  исполнении ими своих служебных  обязанностей

Сотрудничать с налоговыми органами

7

Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы  в случаях и порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом

Представлять все необходимые  документы по письменным запросам налоговых  органов

8

В течение четырех лет  обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Сохранять документы, необходимые  для составления декларации, в  течение 5-7 лет с момента ее представления

9

Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Аналогичная норма имеется


 

Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены  на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в состав правительства Италии, координирует работу всех субъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с налоговым законодательством (толкование законов, разработка законопроектов).  
Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов (далее —департамент), который входит в состав правительства Италии, координирует работу всех  
субъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с налоговым законодательством (толкование законов, разработка законопроектов).  
В состав департамента входят 8 отделов, в том числе исследований и налоговой политики (включает 13 подразделений; отслеживает заработную плату, парламентские запросы; оказывает юридические консультации всем подразделениям); политико-экономического и налогового исследования (включает 8 подразделений; осуществляет текущий мониторинг налоговых поступлений); налоговых агентств (подготавливает и подписывает конвенции с агентствами налоговых поступлений; оценивает результаты их деятельности; анализирует отклонения по прогнозируемым результатам); налогового федерализма (консультирует и оказывает помощь в отношениях с налоговыми органами на областном и местном уровне).  
 
В целом в департаменте (включая структурные подразделения) работает около 1200 человек. В 2001 году из состава министерства выделены 4 агентства, в т.ч. агентство налоговых поступлений (далее - АНП). Между АНП и отделом налоговых агентств департамента заключаются конвенции на 3 года, куда вносятся изменения в зависимости от определенных на текущий год задач. АНП обладают автономией (имущественной, бухгалтерской, административной). Центральное управление АНП находится в Риме и подчиняется Министерству экономики и финансов. Оно управляет и осуществляет контроль за деятельностью региональных (областных) управлений и местных (провинциальных, которые, в свою очередь, состоят из муниципальных) инспекций АНП. Всего в Италии 19 областных, 2 региональных управления АНП и 388 местных (провинциальных, муниципальных) инспекций АНП. В АНП всех уровней работает около 70 тыс. государственных служащих.  
Основными задачами АНП являются сбор налогов, информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятий, разработка мероприятий по выявлению уклонения от налогообложения, принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования.  
Непосредственную работу с налогоплательщиками — выдачу свидетельств о постановке на учет, сбор налогов, предъявление официальной налоговой претензии, решение спорных вопросов (рассмотрение жалоб налогоплательщиков) — осуществляют местные (провинциальные, муниципальные) инспекции АНП. Они же проводят мероприятия налогового контроля.  
К проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, занимающихся мошенничеством, привлекается финансовая гвардия (финансовая полиция), которая  
подчиняется Министерству экономики и финансов. Финансовая гвардия является единственным военным органом Италии, уполномоченным в финансовых вопросах.  
Офицеры финансовой гвардии в целях осуществления функций таможенного контроля прикомандированы в различных странах мира.  
Вопросами налогообложения при экспорте-импорте товаров из стран, не входящих в ЕЭС, занимается таможенное агентство, также подчиняющееся Министерству экономики и финансов.  
Вопросы регистрации недвижимости и ведения кадастра находятся в компетенции агентства государственного имущества.  
Разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами Италии (в тех случаях, когда спорная ситуация не урегулирована в АНП) разрешают налоговые комиссии. Они представляют собой трехуровневую систему судов, специализирующихся исключительно на налоговых спорах: первый уровень — провинциальная налоговая комиссия, второй — региональная налоговая комиссия, третий - Коллегия налоговых споров Верховного суда.


Информация о работе Налоговая система Италии