Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:06, курсовая работа
Виды, функции, сущность налогов. Способы взимания налогов. Стабильность и подвижность налогов. Система налогообложения в России.
Введение
Глава I . Понятия налоговой системы. Общие понятия 4
§ 1. Сущность и принципы налогообложения 4
§ 2. Виды налоговой системы 7
§ 3. Элементы налога 8
§ 4. Способы взимания налогов 10
§ 5. Виды налога 11
§ 6. Функции налога 14
§ 7. Стабильность и подвижность налогов 16
Глава II . Налогообложение в России 18
§ 1. Система налогообложения в России 18
§ 2. Основные налоги в России 20
§ 3. Классификация налогов в российской экономике 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Дальневосточный государственный
технический рыбохозяйственный
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по экономической теории на тему:
“Налоговая система государства. Налоги
и их виды”
Владивосток,2010
Оглавление
Введение
Глава I . Понятия
налоговой системы. Общие понятия 4
§ 1. Сущность и принципы налогообложения 4
§ 2. Виды налоговой системы 7
§ 3. Элементы налога 8
§ 4. Способы взимания налогов 10
§ 5. Виды налога 11
§ 6. Функции налога 14
§ 7. Стабильность и подвижность налогов 16
Глава
II . Налогообложение в России 18
§ 1. Система налогообложения в России 18
§ 2. Основные налоги в России 20
§ 3. Классификация налогов в российской
экономике 25
Заключение 27
Список использованной
Введение
«Налоговая система государства. Налоги и их виды» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема курсовой работы актуальна потому, что в современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в обществе. Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих “подданных” в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
В
Российской Федерации налоговая
система была создана в 1991 году, когда
в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Среди
них: “Об основах налоговой системы в
Российской Федерации”, “О налоге на
прибыль предприятий и организаций”,
“О налоге на добавленную стоимость”
и другие.
Глава
I. Понятие налоговой
системы. Общие понятия.
§ 1. Сущность и принципы
налогообложения
Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ” (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогообложения.
Итак, налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти, а налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые
плательщиками налога в соответствии с законодательными актами. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения, стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности, выражать обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, сформулированные Адамом Смитом, который в англоязычных странах мира считается прародителем современной политэкономии. В своем труде «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) он утверждает, что «очевидная справедливость и общественная полезность этих основополагающих принципов позволяет в большей или меньшей степени рекомендовать их всем нациям»:
1) Подданные каждого государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и силам, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ).
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно как для плательщика, так и для любого другого лица (ПРИНЦИП ОПРЕДЕЛЕННОСТИ).
3) Каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, каким плательщику должно быть удобнее всего платить его (ПРИНЦИП УДОБСТВА).
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов людей как можно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству (ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ).
На основе четырех принципов Адама Смита сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения:
I. физические и
юридические лица должны уплачивать налоги,
пропорционально тем выгодам, которые
они получили от государства. Логично,
что те, кто получил большую выгоду от
предлагаемых правительством товаров
и услуг должны платить налоги, необходимые
для финансирования производства этих
товаров и услуг. Некоторая часть общественных
благ финансируется главным образом на
основе этого принципа. Но всеобщее применение
этого принципа связано с определенными
трудностями. Например, в этом случае невозможно
определить, какую личную выгоду, в каком
размере и т.д. получает каждый налогоплательщик
от расходов государства на национальную
оборону, здравоохранение, просвещение.
II. Налог зависим от размера получаемого
дохода, т.е. физические и юридические
лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают
большие налоги и наоборот.
Данный принцип представляется справедливым
и рациональным, однако проблема заключается
в том, что пока нет строгого научного
подхода в измерении чьей-либо возможности
платить налоги. Налоговая политика правительства
строится в соответствии с социально-экономической
сущностью государства, в зависимости
от взглядов правящей политической партии,
требований момента и потребности правительства
в доходах.
Помимо этих принципов, существуют принципы налогообложения, которые расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени:
1) Уровень налоговой ставки, т.е. уровень доходов, должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным.
Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части населения, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, в налоговом законодательстве.
2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходит по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплаты или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4) Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Изменяя
налоговые ставки на прибыль, государство
может создать или уменьшить дополнительные
стимулы для капиталовложений, а маневрируя
уровнем косвенных налогов – воздействовать
на фонд потребления в целом, на уровень
цен. Кроме того, схема уплаты налога должна
быть доступна для восприятия налогоплательщика,
а объект налога должен иметь защиту от
двойного или тройного обложения.
§
2. Виды налоговой системы
Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
Шедулярная
система налогообложения – форма взимания
подоходного налога с граждан, использующая
понятие шедула, т.е. часть дохода в зависимости
от источника дохода. Эта система налогообложения
появилась в Великобритании в середине
XIX в. в результате развития подоходного
налогообложения и действовала до 1973 г.
Суть шедулярной налоговой системы заключается
в том, что весь доход налогоплательщика
делился на части (шедулы) по признаку
источника дохода, и каждая шедула индивидуально
облагалась налогом. Доходы делились на
пять шедул, обозначаемых начальными буквами
латинского алфавита. По шедуле А облагались
доходы от недвижимости, В – доходы от
коммерческого использования лесов, С
– доходы от государственных ценных бумаг,
D – торговая и промышленная прибыль, доходы
лиц свободных профессий, доходы, полученные
за рубежом, Е – трудовые доходы, жалование,
пенсии. В настоящее время элементы шедулярной
системы налогообложения сохранились
в некоторых странах – бывших колониях
Великобритании. Также они присутствуют
в системах подоходного налогообложения
многих развитых стран и выражаются в
разных методах расчета облагаемого дохода
из различных источников (во Франции, ФРГ).
В глобальной налоговой системе все доходы
физических и юридических лиц облагаются
одинаково. Такая система облегчает расчет
налогов и упрощает планирование финансового
результата для предпринимателей. Глобальная
налоговая система широко применяется
в Западных государствах.
Информация о работе Налоговая система государства.Налоги и их виды