Налоговая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:45, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово - кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Содержание

Введение
1. Налоговая система государства, система налогов и сборов. Существенные условия налогообложения.
2. Система экономических показателей, характеризующих уровень развития налоговой системы. Их характеристика.
3. Политико-правовые показатели налоговых систем. Их характеристика.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

     Зависимость между усилением налогового гнета  и суммой поступающих в государственную  казну налогов ещё в начале второй половины XX века вывел профессор  А. Лаффер, построивший параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «Кривая Лаффера» (см. рис.1).

     На  рисунке отчётливо видно, что  рост налоговых ставок только до определённого  предела ведёт к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской  деятельности, при этом ликвидируются  стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку  сужается налоговая база.

     Необоснованное  увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной  развития теневого сектора экономики. Именно А. Лаффер обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует  предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Рост доходов в бюджет в этом случае осуществляется не за счет нагнетания налогового бремени на товаропроизводителей, а за счёт увеличения производства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы. Вместе с тем, «кривая А. Лаффера» (рис. 1) лишь показывает указанную зависимость, но не дает четкого представления о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны. Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в немаловажной степени её уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, от состояния экономики этой страны в целом.

     Многовековая  практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская  деятельность. Мировой опыт налогообложения  показывает, что изъятия у налогоплательщика  до 30 – 40 % дохода – та черта, за пределами  которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов  и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается  более 40–50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. 

     

     Рис. 1. Кривая Лаффера ДБ – доходы бюджета; ДБ макс. – максимальные доходы бюджета; Ст Н –налоговая ставка; Ст Н макс. – максимальная налоговая ставка. 

     Иными словами, эффективная налоговая  система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у  налогоплательщика не более 30% его  доходов. Конечно, из этого правила  есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая система отдельных  стран в частности Швеции, построена  таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это  не подавляет его стимулы к  развитию производства. Парадокса в  этом нет, поскольку в этих странах  государства за счет налогов решает многие задачи экономического и социального  характера, которые в большинстве  других стран налогоплательщик вынужден решать за счет доходов, оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в данном случае все же сохраняется.

     При этом необходимо также иметь в  виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой  системе, страдает весьма серьезным  недостатком, заключающемся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднего статистического  налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает  государство и оно должно учитывать  этот средний показатель.

     Действительно, в любом государстве функционируют  десятки тысяч предприятий, различающихся  между собой не только по видам  деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и, соответственно, на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных  с получением дохода, и скорость оборота капитала, и различная  фондоёмкость и наукоёмкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при  формировании налоговой системы  необходимо, но крайне сложно. Вот здесь-то и должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в  стране налогов к валовому внутреннему  продукту. Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя  ли налоговые ставки и отменяя  налоговые льготы, не имеет право  переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному  налогоплательщику.

     Представляется  более логичным при определении  налогового бремени конкретного  налогоплательщика все же включать налоги и сборы, уплачиваемые населением. В данном случае предприятие выступает  по поручению государства не в  роли плательщика налога, а только в роли их сборщика, удерживая эти  налоги из доходов своих работников. И изменения условий указанного налогообложения не в какой мере не отражаются на доходах, остающихся в распоряжении предприятия.

     Здесь же неизбежно возникает и активно  обсуждается вторая часть данной проблемы, относящаяся к косвенным  налогам надо ли их учитывать при  определении налоговой нагрузки предприятий имея в виду особенность  их формирования и уплаты. В этом случае указанная проблема несколько  надумана. Деление налогов на прямые и косвенные носит не абсолютный, а относительный характер в той  части, которая относится на переложение  уплаты косвенных налогов на конечного  потребителя. Дело в том, что все  налоги в результате уплачивает конечный потребитель.

     Вопрос  заключается в том, допускают  ли спрос и предложении, а также  сложившийся уровень цен на продукцию, выпускаемую данным предприятием, возможность  переложить дополнительный налог будь то прямой или косвенный, на плечи  потребителя. И если такая возможность  есть, то любой налогоплательщик ею воспользуется, вне зависимости  от того, прямые или косвенные налоги он при этом платит.

     Взять, к примеру, такой косвенный налог, как налог  на добавленную стоимость. Общеизвестно, что ставка этого налога в нашей  стране неоднократно изменялась в сторону  её снижения. За период реформ она уменьшилась  с 28 до 18 %, или более чем на четверть. Но к снижению цен, в том числе  и розничных, это не привело.

     При прочих равных условиях возросли доходы предприятий, но налоговая нагрузка на население осталась прежней. И  если возрастет ставка налога на прибыль  или будут отменены льготы по данному  прямому налогу, любой товаропроизводитель  попытается переложить этот дополнительный налог в цену, что непременно вызовет  цепочку роста цен и тяжесть  роста налога опять же отразится  на конечном потребителе.

     Нет также единого подхода к определению  понятия дохода предприятия применительно  к расчету налогового бремени. Нередко  сумму уплачиваемых налогов относят  к размеру балансовой прибыли  предприятия. В результате такого расчета может получиться, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов будет изыматься больше, чем предприятие заработало прибыли за налоговый период. Подобный подход принципиально неверен, поскольку прибыль является далеко не единственным источником уплаты налогов в российской налоговой системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Политико-правовые показатели налоговых  систем. Их характеристика.

     Согласно  ст. 2 Закона об основах налоговой системы в РСФСР «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». Данное определение не совсем удачно, поскольку систему нельзя определять как простую совокупность элементов, однако налоговый кодекс понятие налоговой системы не дает.

     Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие  любую систему, – поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.

     Налоговая система включает в себя ряд следующих  обязательных элементов, которые непосредственно  формируют налоговую систему  любого государства:

     систему налоговых органов;

     систему и принципы налогового законодательства;

     принципы  налоговой политики;

     порядок распределения налогов по бюджетам;

     формы и методы налогового контроля;

     порядок и условия налогового производства;

     подход  к решению проблемы международного двойного налогообложения;

     и др.

     Итак, налоговая система – это взаимосвязанная  совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве  существенных условий налогообложения.

     В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия «налоговая система» и «система налогов» (Глава 2 ст. ст. 12–18 Кодекса) нетождественны. Налоговая  система – более широкое понятие, так как она характеризуется  экономическими и политико-правовыми  показателями.

     1. Экономические показатели:

     1. Налоговый гнет (налоговое бремя)  он определяется как отношение  общей суммы налоговых сборов  к совокупному национальному  продукту;

     2. Соотношение налоговых доходов  от внутренней и внешней торговли;

     3. Соотношение прямого и косвенного  налогообложения;

     4. Структура прямых налогов.

     2. Политико-правовые показатели (соотношение  компетенций центральных и местных  органов власти).

     Существуют  три варианта соотношения компетенции:

     1) «Разные налоги» (это полное  прав и ответственности в установлении  налогов и либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает  исчерпывающий перечень налогов  и вводит общегосударственные  налоги, а местные налоги вводят  по своему усмотрению органы  на местах);

     2) «Разные ставки» (это введение  центральной властью закрытого  перечня налогов, а в свою  очередь органы власти на местах  устанавливают конкретные ставки  в пределах, установленных центральной  властью);

     3) «Разные доходы» (это суммы  уже собранного налога делятся  между властными органами различных  уровней).

     Федеральные, региональные и местные налоги

     1. Федеральные налоги и сборы  (ст. 13 Кодекса)

     2. Региональные налоги и сборы  (ст. 14 Кодекса)

     3. Местные налоги и сборы (ст. 15 Кодекса)

     Прямые, косвенные и целевые налоги

     Прямые  налоги – непосредственно обращенные к налогоплательщику – его  доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщик представлены одним и тем же лицом).

     Косвенные налоги – установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров  и не связанные непосредственно  с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидностью косвенных  налогов является акциз, НДС).

     Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию.

     Фактическим же плательщиком является потребитель  этой продукции, который приобретает  ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

     Целевые налоги – налоги, зачисляемые в  целевые внебюджетные фонды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Налоговая система — один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Информация о работе Налоговая система государства