Налоговая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:47, реферат

Описание работы

Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

Содержание

Введение
1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
Налоговая система Германии – принципы и построение
Налоги
Подоходный налог
Налог с корпораций
Налог на добавленную стоимость
Промысловый налог
Земельный налог
Налог на имущество
Налог на наследство и дарение
Акцизы
Социальные отчисления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат 1.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Эссе

 

На тему: Налоговая система Германии

 

Выполнила:

Студентка «4-1ЭФ»  группы

Экономического  факультета

Моисеева  Т.А.

Руководитель:

Кандидат  юридических наук, доцент

Пышкина Н.Л.

 

Нижний Новгород

2003

ПЛАН:

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  ГЕРМАНИИ

Налоговая система Германии – принципы и  построение

Налоги

Подоходный  налог

Налог с корпораций

Налог на добавленную стоимость

Промысловый налог

Земельный налог

Налог на имущество

Налог на наследство и дарение

Акцизы

Социальные отчисления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

Значительный  интерес, в связи с реформированием  налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.   

 Налоги в ФРГ  рассматриваются правительством  как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

Полезным для  Российской Федерации может оказаться  опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

Многие федеральные  земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

В любой стране с федеративным устройством в то числе и в России центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

В настоящее  время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

 

Особенности налоговой системы  Германии

Рассмотрим  налоговую систему Германии. Следует  отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

1) налоги  должны быть по возможности  минимальными;

2) при  налогообложении того или иного  объекта должны учитываться экономическая  целесообразность взимания налога;

3) налоги не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги  должны соответствовать структурной  политике;

5) система  налогообложения должна строиться  на уважении частной жизни  налогоплательщика, соблюдении коммерческой  тайны;

6) в  системе должно быть исключено  двойное налогообложение;

7) налоги  должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

8) величина  налогов должна находиться в  соответствии с размером, оказываемых  государством услуг.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход  от страховой деятельности, вексельного  налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

доли  в совместных налогах;

доли  в распределении промыслового налога.

 

Земли получают доходы от:

земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

доли  в совместных налогах;

доли  в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

 

Общины  получают часть поступлений от:

местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

доли  в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;

налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают  в разных пропорциях в различные  бюджеты.

Церкви  в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Из вышеприведенного следует, что налоговая система  в ФРГ множественная (в ней  насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности (около 30 налогов) и разветвленности.

 

Основные виды налогов Германии

 

Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимся лишь на основных из них.

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

При налогообложении  доходов используются два способа  взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложения  прожиточный минимум, который постоянно  изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и 26135 DM соответственно.

При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

Налогооблагаемая  база может быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).

Здесь также прослеживается схожесть налогов  России и Германии. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Хотя раньше в России также применялась прогрессивная ставка подоходного налога.

 

Ставки  подоходного налога на 1997г. приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тарифные  зоны

Налогооблагаемый  доход (ДМ)

Ставка  налога %

 

С

ДО

 
 

Одинокие

Женатые

Одинокие

Женатые

Одинокие

Женатые

 

0

0

12095

24191

0

0

Первая  зона лимитной прогрессии

12096

24192

55727

111455

25,9

33,5

Вторая  зона лимитной прогрессии

55728

111456

120041

240083

33,5

53

Высшая  пропорциональная зона

Свыше 120042

Свыше 250084

   

53


 

В конце  года при подаче декларации сумма  изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума.

В отличие от России в соответствии с § 26 Закона о  подоходном налоге (в редакции от 25 февраля 1992 года) в ФРГ супруги могут выбрать как совместное, так и раздельное налогообложение при выполнении трех условий:

оба супруга несут  неограниченную налоговую обязанность  по уплате подоходного налога (являются налоговыми резидентами Германии). Следует отметить, что начиная  с 1 января 1996 года закон допускает совместное декларирование супругами, один из которых является гражданином страны- члена Европейского союза (т.е. не является налоговым резидентом Германии) при условии, что не менее 90% объединенного "мирового" дохода супругов подлежит налогообложению в Германии, либо сумма их объединенного "мирового" дохода, не подлежащего обложению в Германии не превышает 24 000 немецких марок.

супруги проживают  совместно. В случае совместного  декларирования супругами, один из которых  является гражданином страны- члена  Европейского союза, обязательным условием является нахождение постоянного места жительства супругов либо в Германии, либо в стране - члене ЕС, резидентом которой является второй супруг.

вышеперечисленные условия имели место к началу либо наступили в течение налогового периода, за который супруги подают совместную декларацию.

Обязательным условием права супругов совместного налогообложения  является действительный брак супругов. Оба супруга должны представить  в налоговый орган письменное согласие на совместное налогообложение.

При совместном налогообложении  супругов объединяются все доходы, полученные каждым из супругов. Из объединенного валового дохода супругов вычитаются все расходы, вычеты и скидки, на которые по закону имеет право каждый из супругов. Полученный в результате этого общий налогооблагаемый доход супругов делится пополам между супругами. С каждой половины общего дохода исчисляется подоходный налог по прогрессивным ставкам, едиными для всех налогоплательщиков.

Совместное налогообложение  супругов является отличительной чертой налогообложения в Германии.

Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. При формировании объекта налогообложения широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношении налога с корпораций существует ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Неограниченная налоговая повинность распространяется на все доходы тех юридических лиц, дирекция которых или местонахождение располагается на территории ФРГ (юридическое лицо является налоговым резидентом ФРГ). Ограниченную налоговую повинность несут те юридические лица, которые получают доходы в ФРГ, но постоянное представительство имеют за ее пределами.

Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль  корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом стимулируется распределение прибыли корпораций.

Проблема  двойного налогообложения, возникающая  повсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистого  дохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в  Германии посредством зачета суммы  налога, уплаченного корпорацией при формировании налогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.

Наиболее  значимым с фискальной точки зрения в Германии среди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость, который заменил ранее взимаемый налог с оборота.

Объектом  обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически — это общий акциз  в отношении частного и общественного  потребления.

Информация о работе Налоговая система Германии