Налоговая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:30, реферат

Описание работы

Значительный интерес, в связи с реформированием налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Содержание

Введение
1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
1. Налоговая система Германии – принципы и построение
2. Налоги
1. Подоходный налог
2. Налог с корпораций
3. Налог на добавленную стоимость
4. Промысловый налог
5. Земельный налог
6. Налог на имущество
7. Налог на наследство и дарение
8. Акцизы
9. Социальные отчисления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Нал.система Германии.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный  университет»

     Кафедра «Экономика, управление и инвестиции» 
 

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

     по  дисциплине «Налоговые системы зарубежных стран»

     тема: Налоговая система Германии

      ЮУрГУ–080107.2010.1497 ПЗ КР 
 
 

                                     Руководитель, ассистент

                                                            ____________ Андреева О.М.

                                                                       ____________2010 г. 

                                                    Автор проекта

                                                                            студент группы ЭиУ-312 

           ____________ Юхтенко К.М.

         ____________2010 г.  

        Работа защищена

        с оценкой (цифрой, прописью)

       __________________________

       _____________2010 г. 
 

Челябинск 2010

ПЛАН:

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

    1. Налоговая система Германии – принципы и построение
    2. Налоги
      1. Подоходный налог
      2. Налог с корпораций
      3. Налог на добавленную стоимость
      4. Промысловый налог
      5. Земельный налог
      6. Налог на имущество
      7. Налог на наследство и дарение
      8. Акцизы
      9. Социальные отчисления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

       Введение

       Значительный  интерес, в связи с реформированием  налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.    

         Налоги в ФРГ рассматриваются  правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

       Полезным  для Российской Федерации может  оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

       Многие  федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

       В любой стране с федеративным устройством  в то числе и в России центральной  проблемой является разграничение  полномочий центральной власти и  субъектов федерации. Этот вопрос в  Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

       В отличие от России в Германии применяется  как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

       Цели  налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

       В настоящее время в Германии два  крупнейших налога - подоходного с  физических лиц и налога на добавленную  стоимость. Удельный вес НДС в  доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.  

       Особенности налоговой системы Германии

       Рассмотрим  налоговую систему Германии. Следует  отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

  1) налоги должны быть по возможности  минимальными;

2) при  налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

  3) налоги не должны препятствовать  конкуренции;

  4) налоги должны соответствовать  структурной политике;

5) система  налогообложения должна строиться  на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;

  6) в системе должно быть исключено  двойное налогообложение;

  7) налоги должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

8) величина  налогов должна находиться в  соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

       Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется  за счет поступлений:

  • федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога.
 

Земли получают доходы от:

  • земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).
 

Общины  получают часть поступлений  от:

  • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
  • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
  • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

    В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.

    Церкви  в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

    Из  вышеприведенного следует, что налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности (около 30 налогов) и разветвленности. 

       Основные  виды налогов Германии 

       Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимся лишь на основных из них.

       Подоходный  налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

       При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у  источника и по декларациям, которые  подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

       С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложения прожиточный минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и 26135 DM соответственно.

       При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

       Налогооблагаемая  база может быть уменьшена на сумму  непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).

       Здесь также прослеживается схожесть налогов России и Германии. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Хотя раньше в России также применялась прогрессивная ставка подоходного налога. 

Ставки  подоходного налога на 1997г. приведены  в табл. 1.

Таблица 1

Тарифные зоны
    Налогооблагаемый  доход (ДМ)
Ставка  налога %
С ДО
Одинокие Женатые Одинокие Женатые Одинокие Женатые
  0 0 12095 24191 0 0
Первая  зона лимитной прогрессии 12096 24192 55727 111455 25,9 33,5
Вторая  зона лимитной прогрессии 55728 111456 120041 240083 33,5 53
Высшая  пропорциональная зона Свыше 120042 Свыше 250084     53

Информация о работе Налоговая система Германии