Налоговая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:15, доклад

Описание работы

Экономика Германии одна из самых стабильных среди всех стран Евросоюза, что не могло не наложить отпечатка на ее налоговую систему. Налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования в Германии, пожалуй, одна из самых высоких. Однако за уплату налогов Германия предоставляет своим гражданам стабильные социальные гарантии.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Германии.docx

— 18.91 Кб (Скачать)

Налоговая система  Германии  

К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения  в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между  бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники  доходов.  

Экономика Германии одна из самых стабильных среди всех стран Евросоюза, что не могло  не наложить отпечатка на ее налоговую  систему. Налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования в Германии, пожалуй, одна из самых высоких. Однако за уплату налогов Германия предоставляет  своим гражданам стабильные социальные гарантии. 

Как федеративное государство  оно прошло различные стадии политического  и экономического устройства, не раз  поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.  

Налоговая система  Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые  определяются традиционной ориентацией  на масштабное государственное регулирование.  

Стимулирующая функция  данной системы налогообложения  проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая  выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.  

Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут  физические и юридические лица. [2, с. 94]  

Налоги в ФРГ  рассматриваются правительством как  главное орудие воздействия государства  на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.  

Налоги делятся  на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные  общинные налоги и церковные налоги.  

Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного  топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства.  

В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный  налоги. В отличие от федеральных  и земельных, остающихся целиком  в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог  частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.  

Федерация решает вопросы  о распределении налогов между  землей и федерацией, о доли муниципальных  органов в подоходном налоге, о  финансовой подсудности и др. Федеральные  законы о налогах, часть которых  принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата. [8, с. 71-72]  

К основным налогам  относятся подоходный налог, в том  числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный  налог, корпоративный налог, налог  на имущество, налог на доход с  капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных пяти видов  налогов составляет около 92% от общей  суммы налогов.  

Подоходный налог  является одним из важнейших прямых налогов в Германии. Подоходным налогом  с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном  году. Им облагается заработная плата  лиц, работающих по найму, доходы лиц  свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения положен принцип  равного налога на равный доход независимо от его источника. [8, с. 78]  

Методика расчета  этого налога также сложна, как  и, например, в США, но количество предусмотренных  налоговых льгот и вычетов  из налогооблагаемой базы меньше. Кроме  подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в размере  около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).  

Подоходный налог  с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный  бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей  земли и 15% - в местный бюджет.  

 Весь налогооблагаемый  доход для целей налогообложения  разделяется на семь видов.  В частности, выделяются доходы  от: самостоятельной деятельности, промышленной деятельности, работы  в сельском и лесном хозяйствах, использования наемного труда,  капитала, сдачи в аренду и  др. [11, с. 75]  

Налог на прибыль  корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические  лица. Общая ставка налога составляет 45%. Данный налог предусматривает  так называемую систему зачета, которая  позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.  

Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между  федеральным и земельным бюджетами.

 

Налог с продаж также  распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. Ранее он распределялся так: 60% - в  федеральный бюджет, 35% - в земельные  бюджеты и 5% - в местные. Налог  с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется  не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют  часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.  

В настоящее время  в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц  и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах  бюджета страны составляет - 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. [18]  

Налоги в Германии рассматриваются правительством как  главное орудие воздействия государства  на развитие экономики страны, их место  в бюджете очень высоко. В общих  доходах бюджета налоги составляют, как правило, около 80%. [8, с. 66]  

Главная цель финансовой политики государства, по мнению секретаря  финансов Германии, профессора X. Цитцельсбергером, - это сокращение структурной и конъюнктурной безработицы. Условия инвестирования должны стать вполне конкурентоспособными. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определенные реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надежность. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%.

      Иначе обстоит дело в Германии, наиболее крупные налоговые источники  формируют сразу три или два  бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных  доходов. Он распределяется следующим  образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в  местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между  федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения  часто изменяются. В 1992 году он распределялся  так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в  местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения  земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как  Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.  

      Принципиальным  отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.  

      Со  времени Л. Эрхарда в Германии укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения налоги должны быть по возможности минимальными:

- затраты  на взимание налогов должны  быть минимально необходимыми;

- налоги  не должны препятствовать конкуренции; 

- налоги  должны быть нацелены на более  справедливое распределение доходов; 

  • система должна строиться из уважения к частной жизни человека.
 

   В связи с налогообложением человек  должен по минимуму открывать государству  свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано. Налоговая система должна исключать  двойное налогообложение. Величина налогов должна соответствовать  размеру государственных услуг, включая защиту человека и все  остальное, что гражданин может  получить от государства.

Информация о работе Налоговая система Германии