Налоговая система франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Характерные черты построения налоговой системы Франции. . . . . . 5
1.1 Налог на добавленную стоимость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2 Подоходный налог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Местные налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.4 Налог на акционерные общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2. Другие особенности французского налогообложения. . . . . . . . . . . . 13
2.1. Региональные вопросы налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

     1. Характерные черты построения налоговой системы Франции. . . . . . 5

     1.1 Налог на добавленную стоимость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

     1.2 Подоходный налог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

     1.3 Местные налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

     1.4 Налог на акционерные общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

     2. Другие особенности французского налогообложения. . . . . . . . . . . . 13

     2.1. Региональные вопросы налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

     Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

     Список  использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, я бы в первую очередь назвал социальную направленность и территориальный аспект.

     Рассматривая  налоги Франции в международном  аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

     Налоги  и сборы формируют около 90% бюджета  государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет. Основные Федеральные налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ

     Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог  на добавленную стоимость.

     Налоговая система нацелена в основном на обложение  потребления.

     Налоги  на доходы и на собственность являются умеренными.

     Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5%, США - 29,7 %.

     Налоговые поступления в доход бюджета  центрального правительства Франции составляет более 93 %.

     Основной  налог, дающий большую часть поступлений  НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%.

     Льготные  налоги составляют чуть более одной  трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет.

     Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики.

     Эластичность  налоговой системы заключается  в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

     Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.

     Характерными  чертами построения налоговой системы Франции являются:

     - стимулирующее воздействие на  повышение эффективности экономики;

     - социальная направленность;

     - учет территориальных аспектов.

     Все меры по налогообложению находятся  в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Там ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

     В течение ряда последних лет наблюдается  тенденция снижения ставок с одновременным  расширением базы за счет отмены льгот и привилегий. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В его подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты.

     Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении. Существует контроль двух видов:

     - по данным документов;

     - детальный контроль - по имеющимся  у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

     В случае укрытия существует жесткая  система ответственности:

     - при ошибке заполнения налог  взимается в полной сумме и  налагается штраф в размере  0,75% в месяц или 9% в год;

     - если нарушение умышленное, налог  взимается в двойном размере;

     - при серьезном нарушении возможно  тюремное заключение.

     Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система.

     1.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)

     Ведущим звеном бюджетной системы выступает налог на добавленную стоимость.

     Налог на добавленную стоимость обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. Он взимается методом частичных платежей. Существует 4 вида ставок НДС:

     18,6% - нормальная ставка на все  виды товаров и услуг;

     33,33 - предельная ставка на предметы  роскоши, машины, алкоголь, табак;

     7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

     5,5% - на товары и услуги первой  необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

     Сейчас  наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:

     Окончательное: компенсация НДС по экспорту и  в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

     Существует  список видов деятельности, где предусмотрено  право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.

     Во  Франции 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется самими предприятиями; при упрощенном учете - налоговой службой. Мелкие предприятия 
(с товарооборотом менее 3 млн. франков и менее 0,9 млн. франков в сфере услуг) могут заполнять декларацию в течение года расчетно. НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия предоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуют квартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от товарооборота. Компенсация НДС в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видов деятельности - ежеквартально. Если предприятие имеет товарооборот менее 300 000 франков, то НДС платится. Предприятия вносят в бюджет постоянную сумму. Если сумма НДС меньше 1350 франков, то подобные предприятия освобождаются от его уплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС меньше 20000 франков.

     Льготы  по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во много эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.

     Рассматривая  этот налог с точки зрения мировой  налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию к его снижению, т. е переходу от использования 4-х ставок к использованию 2-х.

     1.2. Подоходный налог

     Данный  налог составляет 20% налоговых доходов  бюджета. Это связанно с историческими особенностями, с тем, что правительство использует подоходный налог для проведения своей социальной политики: в условиях неразвитости общественных фондов потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8% в зависимости от доходов.

     Ежегодно  шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы.

     Подоходный  налог должны уплачивать все проживающие  во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений. Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год. Это усложняет контроль за полнотой изъятия, замедляет оборот поступления налога в бюджет. Кроме того, если в течение года доходы упали, могут возникнуть проблемы с уплатой. Доходы налогоплательщика делятся на 7 категорий:

Информация о работе Налоговая система франции