Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа
Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Актуальность темы исследования. Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.
Введение
1. Общая характеристика налоговой системы Франции
2. Виды налогов
2.1 Прямые налоги
2.2 Косвенные налоги
3. Международные налоговые соглашения Франции
Заключение
Библиография
Во-вторых, поиск сторонней, внешней информации. С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном уровне - межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.
В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны в «Книге налоговых процедур», которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс. Налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может быть увеличен при необходимости до пяти лет. Ревизионный цикл (период между проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются раз в 4 года.
С 1997 года во Франции применяется новая процедура «Общая проверка малых предприятий». Минимальный срок проверки равен 2-3 дням. Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет один год. На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется либо один налог или конкретный вопрос, например, применение налоговых льгот.
Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обязаны уведомить о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам5.
Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей зашиты.
В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации не безупречны. В результате налоговые органы применяют различные санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9 % в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80 % от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.
Переходя к собственно налоговой системе можно выделить ряд ее характерных черт, это:
- социальная направленность;
- преобладание косвенных налогов;
- особая роль подоходного налога;
- учет территориальных аспектов;
- гибкость системы в сочетании со строгостью;
- широкая система льгот и скидок;
- открытость для международных налоговых соглашений.
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.
Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.
Основной налог, дающий большую часть поступлений - это НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью6.
Налоговая система Франции довольно эластична. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.
Все меры по налогообложению во Франции находятся в компетенции Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.
Для французской налоговой системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.
К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:
- стимулирование роста вложений в науку;
- налоговый авуар;
- налогообложение доходов от перепродажи имущества.
Стимулирование роста вложений в науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.
Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.
Налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.
Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.
Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной.
2. Виды налогов
Отличительной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. Косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45 %). Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20 % налоговых поступлений.
Во Франции существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).
Основные федеральные налоги:
НДС;
подоходный налог с физических лиц;
налог на прибыль предприятий;
пошлины на нефтепродукты;
5) акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта);
6)налог на собственность;
7) таможенные пошлины;
8) налог на прибыль от ценных бумаг и др.
Основные местные налоги:
1) туристский сбор;
2)налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
3) налог на профессию;
4) налог на уборку территории;
5) налог на использование коммуникаций;
6) налог на продажу зданий.
В целом, местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов7.
Рассмотрим
подробнее некоторые из видов налогов
существующих во Франции.
2.1 Прямые налоги
К числу самых важных прямых налогов во Франции относятся:
- подоходный налог;
- налог на прибыль акционерных обществ;
- налог на прибыль;
- налог на собственность;
- налог на автотранспортные средства.
Подоходный налог им облагаются физические лица, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался
Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы
Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.
На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52 %), т.е. фактически подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья (15 млн. семей), остальные либо пользуются многочисленными льготами (например, в связи с семейным положением и т.д.), или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.
Налог на прибыль акционерных обществ. Доля налога на прибыль акционерных обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10 % и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к акционерным обществам. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц.
Акционерные общества облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 34 % к сумме налогооблагаемого дохода и 42 %, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.
Уплата налога осуществляется пять раз в год: четыре раза - авансовые платежи по специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый - по фактическим результатам за год на основе декларации. Во Франции существует налог на акционерные общества, имеющие самостоятельные филиалы. Он обусловлен правилом полной ответственности филиала фирмы за конечный результат. В соответствии с этим правилом доход каждого филиала фирмы облагается в отдельности независимо от результатов в целом по фирме.
Для вновь образованных АО существуют определенные льготы. Доходы таких АО имеют льготы в течение пяти лет. В зависимости от времени существования скидки изменяются: для АО возрастом до 2-х лет скидка 100 %, 3 года - 75 %, 4 года - 50 %, 5 лет - 25%, 6 и более лет - 0 %. Убыточные предприятия, АО и не АО, платят налог исходя из объема товарооборота: налог в 4 тысячи франков при обороте менее 1 млн. франков, 6 тыс. франков при обороте от 1 до 2 млн. франков, 8500 франков при обороте от 2 до 5 млн. франков, 11500 франков при обороте 5-10 млн. франков, 17000 франков при обороте выше 10 млн. франков.
Налог на прибыль. Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).
Розничная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости от срока.
Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16 %. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Применяются ставки налога 4,5 %, 7 % - для предметов искусства и 7,5 % - для сделок с драгоценными металлами. Более значительным является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 % до 42 %, а наиболее распространенный уровень - 34 %) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6 %), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 % - 2,3 %) и налог на жилищное строительство (0,65 %). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета8.