Налоговая система, ее элементы и принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:39, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание

Введение
Понятие налоговой системы
2.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
2.2. Правовое значение объекта налогообложения
2.3. Принципы построения налоговой системы
3. Налоговая система Российской Федерации
3.1. Структура налогообложения РФ
3.2. Основные налоги, взимаемые в России
4. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации
4.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности
4.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвенно-политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой  системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом  особым образом. Для разных шедул  могут быть установлены различные  ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой  системе все доходы физических и  юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

2. Налоговая  система Российской Федерации

2.1. Структура налогообложения  РФ

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил  Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги. Конституционный суд РФ в  постановлении от 04.04.96 г. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное жительство в названные регионы) указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления ).

Таким образом, понятие « законно  установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании  которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность  по уплате налога, если не известны обязанное  лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Установить налог –  значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции ( налогоплательщик, объект и предмет  налога, налоговый период и т.д. ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика ( субъекта налога ), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система  налогообложения.

1. Федеральные налоги  взимаются по всей территории  России. При этом все суммы  сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Республиканские налоги  являются общеобязательными. При  этом сумма платежей, например, по  налогу на имущество предприятий,  равными долями зачисляется в  бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Из местных налогов  ( а их всего 22 ) общеобязательны  только 3 – налог на имущество  физических лиц, земельный, а  также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в  условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические  и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке до 5% от стоимости  услуг по рекламе.

2.2. Основные налоги, взимаемые в России

Федеральные налоги

- налог на добавленную  стоимость

- федеральные платежи  за пользование природными ресурсами

- акцизы на отдельные  группы и виды товаров

- подоходный налог

- налог на доходы  банков

- подоходный налог  с физических лиц

- налог на доходы  от страховой деятельности

- налоги – источники  образования дорожных фондов

- налог на операции  с ценными бумагами

- гербовый сбор ( налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передачи ценных бумаг, акций, облигаций, соглашений об опеке, посредничестве, представительстве).

- таможенная пошлина

- государственная пошлина

- отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения

- налог с биржевой  деятельности

Республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований

- республиканские платежи  за пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на имущество предприятий

- плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем 

Местные налоги

- земельный налог

- регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью

- налог на имущество физических лиц

- сбор за право торговли

- налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне

- целевые сборы с  населения и предприятий всех  организационно-правовых форм на  содержание милиции, на благоустройство  и другие цели

- курортный сбор

- налог на перепродажу  автомобилей и ЭВМ

- налог на рекламу

- лицензионный сбор  за право торговли вино-водочными  изделиями

- сбор с владельцев  собак

- сбор за выдачу  ордера на квартиру

- лицензионный сбор  за право проведения местных  аукционов и лотерей

- сбор за право использования  местной символики

- сбор за парковку  транспорта

- сбор за выигрыш  на бегах

- сбор за участие  в бегах на ипподромах

- сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на  ипподроме

- сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

- сбор за право проведения  кино- и телесъемок

- сбор за уборку  территорий населенных пунктов

- другие виды местных  налогов

3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации

3.1. Налоговая  ответственность – самостоятельный  вид юридической ответственности

Правовое регулирование (осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания) ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

Как известно, метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

О налоговой ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции  правовой природы правоотношения, являющегося  объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения (это виновное, противоправное действие ( бездействие ) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам) при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

Выделению налоговой  ответственности в отдельный вид юридической ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

В Налоговом кодексе  имеет место попытка установления самостоятельной налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. С (субъективной стороны - это всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному).

Основополагающий принцип  юридической ответственности –  « без вины и нет ответственности  ». Применимость этого принципа к  ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный Суд Российской Федерации В постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “ О федеральных органах налоговой полиции ” указал, что налоговое правонарушение есть « предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика ».

Таким образом, налоговую  ответственность можно определить как реализацию налоговых санкций (Санкция – это структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия ее нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний)] за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения.

3.2. Юридическая  ответственность  за невыполнение налоговых обязательств

Налоговые отношения  являются обязательственными. Суть обязательства  состоит в уплате налога: ” Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы “.

Следовательно, в сферу  налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причененный правонарушением.

Ст. 13 Закона Российской Федерации « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Однако вызывает сомнение утверждение, что за налоговые правонарушения может наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность  дисциплинарную и материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

В настоящее время  вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых  отношений решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего  это Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «  Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »). Две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном кодексе РФ ( ст. 198 « Уклонение гражданина от уплаты налога », ст. 199 « Уклонение от уплаты налогов с организаций »).

Информация о работе Налоговая система, ее элементы и принципы построения