Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.
В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц.
Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности.

Содержание

1.Организационно-правовые основы …………………………….………….........3
2. Содержание основных форм налогового контроля…………………………….6
3. Камеральные и выездные проверки...………………………………………….12
4. Классификация налоговых проверок..…………………………………………17
5. Список литературы……………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

готовый налоги.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Камеральные и выездные проверки.

Налоговая проверка представляет собой эффективный инструмент налогового контроля, позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Налоговые проверки бывают двух видов:

1)     Камеральные;

2)     Выездные.

Основные различия между двумя видами проверок представлены в таблице 1:

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Проверяются только документы, представленные налогоплатель-щиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

Проверяются документы и объекты налогообложения.

Проводится без специального решения налогового органа.

Проводится только по специальному решению налогового органа.

Срок проведения, как правило – три месяца.

Срок проведения, как правило – два месяца.

 

Право проводить налоговые проверки в установленном НК РФ порядке предоставлено налоговым органам.

Налоговые проверки могут проводиться в отношении (п. 1 ст.87 НК РФ):

      Налогоплательщиков;

      Плательщиков сборов;

      Налоговых агентов.

Камеральная налоговая проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки. Камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды. Вместе с тем при выявлении нарушений за более ранние сроки с налогоплательщика не могут быть взысканы штрафы, поскольку срок давности привлечения к налоговой ответственности, установленный в п. 1 ст. 113 НК РФ, составляет три года.

Камеральная налоговая проверка проводиться по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющегося у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ), в течении трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Трехмесячный срок камеральной проверки отсчитывается со дня, когда подана налоговая декларация. Из-за того, что не хватает прилагающихся к декларации документов, начало проверки не откладывается (Федеральный закон от 26.11.2008 №224-ФЗ).

Если инспектором в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом налоговым органом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщику следует дать пояснения с представлением подтверждающих их документов с описью последних (п. 4 ст. 88 НК РФ)

Документы и пояснения рассматриваются налоговым органом. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица обязаны составить акт (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Налоговый орган вправе также истребовать документы:

      При проведении камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, использующих налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

      При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);

      При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

В НК РФ (п. 1 ст. 100) установлена обязанность налогового органа при выявлении налогового правонарушения составлять акт проверки (в том де порядке, что и при выездной проверке, только в иной срок – 10 дней после ее окончания).

Акт камеральной налоговой проверки вручается в течение пяти дней со дня, когда этот документ составлен.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ), а в случае отсутствия помещения у налогоплательщика – по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Процедура проведения выездной налоговой проверки и принятия по ней решения следующая:

1.      Налоговый орган выносит решение о проведении выездной налоговой проверки.

2.      Проведение выездной налоговой проверки уполномоченными решением сотрудниками налогового органа.

3.      приостановление выездной налоговой проверки в случае необходимости.

4.      составление справки о проведении выездной налоговой проверки.

5.      Составление акта выездной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (в течение 2 месяцев после справки).

6.      вручение акта лицу, в отношении которого проводилась проверка (в течение 5 дней с даты акта).

7.      Составление письменных возражений налогоплательщиком на акт налогового органа в случае не согласия с ним (в течение 15 дней со дня получения акта).

8.      Рассмотрение руководителем налогового органа материалов налоговой проверки.

9.      вынесение решения по результатам налоговой проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Руководитель налогового органа вправе приостановит проведение выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ) не более чем на 6 месяцев для:

1)           истребования документов (информации) не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2)           получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3)           проведение экспертиз;

4)           перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация налоговых проверок.

Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Но можно представить и другую классификацию: по месту проведения и объёму проверяемой документации, а также и по другим признакам. Ре зультат можно представить в виде схема 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговые проверки по объёму проверяемых вопросов можно поделить на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Причём происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период.

В ходе данной проверки анализируется вся финансово-хозяйственная деятельность организации с позиции правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов, подлежащих уплате проверяемым налогоплательщиком. Известно, что выездные проверки проводятся выборочно при достаточных основаниях полагать наличие у проверяемого налогоплательщика существенных нарушениях налогового законодательства, а также что многие нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта влекут за собой налоговые правонарушения сразу по нескольким налогам. Исходя из этого, целесообразно предположить, что необходимо все существенные налоговые проверки осуществлять как комплексные. Комплексной по своей сути является и камеральная налоговая проверка, поскольку проверке подвергается вся представляемая налогоплательщиком отчётность по всем подлежащим уплате налогам.

Выборочные проверки – это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.п.).

Этот вид проверок осуществляется в основном среди организаций – налоговых агентов в порядке контроля за правильностью начисления и удержания ими и своевременностью перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (с 1 января 2001 года – налога на доходы физических лиц). Проведение выборочной налоговой проверки, которая касается проверки только по данным вопросам, связана с определённой спецификой этих вопросов. Специфика заключается в сомнительности связи данных вопросов с вопросами уплаты других налогов и сборов, а также наличием в налоговых органах специализированных подразделений, занимающихся налогообложением физических лиц. Однако это не означает того, что проверка по подоходному налогу не может быть проведена в ходе комплексной выездной налоговой проверки. Отсюда вытекает мысль о правомерности (так как НК РФ установлен запрет на проведение повторных налоговых проверок и частоту проведения налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период) проведения выборочной выездной налоговой проверки данного налогоплательщика. В этой ситуации, необходимо обратить внимание на то, каким образом указана цель этой проверки в решении о назначении комплексной выездной налоговой проверки. Если цель определена как по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, то это означает проведение комплексной проверки по всем вопросам соблюдения налогового законодательства и ввиду этого выборочная проверка по подоходному налогу после такой проверки за уже проверенный период невозможна. Если же цель проверки сформулирована приблизительно так: по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (за исключением подоходного налога), то проведение выборочной проверки по подоходному налогу после проведения комплексной проверки налогоплательщика не противоречит НК РФ, так как в ходе выездной проверки не было проверки по подоходному налогу. Ведь при комплексной проверке проверяется исполнение организацией обязанностей налогоплательщика и плательщика сбора, а при выборочной проверке – обязанностей налогового агента.

Целевые проверки – это проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определённым финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчётов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т.п.). Чаще целевые проверки проходят в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля