Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:34, доклад

Описание работы

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Каковы принципы построения налоговой системы?

Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения. Теория налогообложения конкретизировала общие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современном условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:

-принцип равномерности, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

-принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;

-   принцип удобства (привилегированности), согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков;

-   принцип дешевизны, в соответствии с которым издержки по уплате налогов плательщиком и по взиманию налогов государством должны быть минимальными;

-   принцип обязательности подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов;

-   принцип справедливости - справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше, налогов, чем вторые;

-принцип подвижности (эластичности) — способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической политики; .

-принцип однократности налогообложения - один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

-принцип стабильности - стабильность действующей налоговой»

системы во времени;

-принцип оптимальности - оптимальный выбор источника и объекта налогообложения. Оптимальный с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и т. д.;

-   принцип стоимостного выражения - денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме;

-   принцип единства - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятии, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличии прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Каковы основные элементы налоговой политики?

Налоговая политика — часть финансовой политики государства и представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение собираемости налогов, контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов, пресечение налоговых преступлений. Налоговая политика тесно взаимосвязана с бюджетной политикой и в определенной мере подчиняется ей. Основные элементы налоговой

политики:

-   определение и постановка главных целей, вытекающих из целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до перспективных текущих задач;

-   разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели;

-   подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема доходов бюджета, так как именно они являются основой, материальной базой существования государства. В то же время налоговая политика должна учитывать интересы всех слоев и групп общества, стимулирующих развитие производства.

Правовые основы налоговой системы

Налоговая система РФ представляет собой большую эко­номико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.
Экономической основой этой системы являются россий­ские и иностранные предприятия, организации, а также физические лица, ведущие экономическую деятельность без образования юридического лица. Все эти лица могут заниматься экономической деятельностью в различных сферах и отраслях экономики. В налоговом законодатель­стве экономическая база представлена совокупностью объ­ектов налогообложения и совокупностью налогоплатель­щиков, что объективно определяет систему налогов и спе­циальные налоговые режимы.
Организационная основа налоговой системы образуется профессиональными налоговыми и привлекаемыми к на­логовой деятельности организациями, действующими в экономической сфере. Профессиональные налоговые орга­низации анализируют и инспектируют экономическую де­ятельность налогоплательщиков с позиций налогообложе­ния и выполняют совместно с привлекаемыми организаци­ями функции, обеспечивающие реализацию налогового и таможенного законодательства.

Правовой основой налоговой системы является законо­дательство о налогах и сборах, а также таможенное зако­нодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.

Следует обратить особое внимание на важность эконо­мической основы налоговой системы, так как в первую оче­редь от состояния экономики и организации экономичес­кой деятельности зависит объем налоговых поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также во внебюджетные государственные фонды.
Действующая до вступления в силу специальной части Налогового кодекса система налогов (состав федеральных, региональных и местных налогов, основные элементы кон­кретных налогов) и соответствующая ей система налого­вых организаций сформировались в основном в 1991—1992 гг. (Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. и законы по конкрет­ным налогам). Эти основы налоговой системы должны быть приведены в соответствие с изменившейся экономической основой, в частности со сложившимися к настоящему вре­мени отношениями собственности. Только сбалансированность экономической, организационной и правовой основ налоговой системы позволит обеспечить оптимальность на­логовой нагрузки на экономику, увеличить налоговые по­ступления в бюджет и тем самым содействовать экономи­ческому развитию страны.
Формирование правовой основы новой налоговой систе­мы сопровождается большими трудностями. Во вступив­ший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (часть первая) в том же году были внесены многочислен­ные и весьма существенные изменения и дополнения (Фе­деральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). По существу часть первая кодекса была коренным образом переработана.
Обсуждение проекта части второй Налогового кодекса (специальная часть) ведется с 1997 г. К принятому в пер­вом чтении Государственной Думой проекту поступило бо­лее 4,5 тысяч поправок, в связи с чем рассмотрение проек­та было начато заново.
Трудности в формировании новой налоговой системы вызваны, скорее всего, нестабильностью экономики и не­определенностью экономической политики государства. Отрицательно сказывается и недостаточная разработан­ность системных методов проектирования правовых си­стем как моделей сложных развивающихся материаль­ных систем.
Несмотря на то, что первая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., ряд статей этой ча­сти вводится в действие одновременно с введением специ­альной части кодекса. До введения в действие специаль­ной части могут взиматься только те налоги, которые ус­тановлены Законом РФ «Об основах Налоговой системы в Российской Федерации».


 

Нынешний этап бюджетной и налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы, направленная на обеспечение создания рациональной системы налогообложения.

В связи с принятием Налогового и Бюджетного кодексов РФ (далее по тексту - НК РФ и БК РФ) в последнее время возросла острота проблемы правового разграничения и распределения налогов между органами федеральной государственной власти и местного самоуправления.

Такая же проблема все отчетливее звучит и при составлении бюджетов США. Особо актуальна проблема самостоятельности местных бюджетов, поскольку финансы местного самоуправления не выполняют обязанности, возложенные на них Конституцией России. В настоящее время наблюдается существенное несоответствие между объемом предметов ведения местного самоуправления и его финансовыми возможностями, что обусловлено несовершенством механизма формирования доходов местных бюджетов.

В процессе построения федеративного государства местные налоги являются одним из главных доходных источников местных бюджетов. При всей важности налоговой реформы и ее позитивности формирование эффективной системы местного налогообложения является одной и наиболее слабо отработанных областей налоговых отношений. Утверждение демократических принципов в государственном устройстве и управлении России способствовало тому, что органы местного самоуправления, наделённые управленческими и финансово-бюджетными правами, стали обязательным компонентом системы государственного управления. Важную роль стали играть территориальные финансы в общегосударственной финансовой системе, возрастает роль местных бюджетов, они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

По сравнению с уже установившейся и во многом сформированной системой США, модель бюджетного федерализма в России во многом уникальна. Наличие 83 субъектов Федерации определяет сложность конструкции, которая должна учесть различия не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального характера. Кроме того, полная и последовательная реализация механизмабюджетного федерализма осложнена в настоящее время общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжёлыми последствиями экономических и финансовых кризисов. Поэтому главная задача государственной власти – выбрать оптимальную модель бюджетных отношений в стране и, реализуя её, устранять возникающие противоречия, диспропорции.

Недостаточная разработанность в юридической науке перечисленных выше вопросов, несовершенство в некоторых случаях нормативной правовой базы также свидетельствует о необходимости исследования законодательства и практики его применения, выявления особенностей в правовом регулировании бюджетного федерализма Российской Федерации, установлении общих и специфических особенностей данного регулирования, присущих правовым системам России и США.

Нижеприведенное исследование покажет сходство и различия между системой построения и принципами создания бюджетного федерализма США и России, продемонстрирует определенную долю заимствований в современной модели построения бюджетного федерализма Российской Федерации.

Необходима дальнейшая разработка правовых способов регулирования и развития бюджетно-налогового федерализма в России и Соединенных Штатах Америки.

международные отношения

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Международные отношения государств – одна из основ, на которых строится современное общество. Сегодня, именно от взаимоотношений между государствами зависит само существование цивилизации.

Современные международные отношения представляют собой сложную систему политических, экономических, культурных и прочих связей. На сегодняшний день существует несколько общемировых тенденций развития международных отношений. С одной стороны это интеграция, создание новых международных организаций и союзов, с другой же все более явными становятся процессы дезинтеграции, мир становится все более полярным.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Существует ряд международных организаций – таких как Организация Объединенных Наций(ООН), деятельность которых направлена на поддержание мира и безопасности, а также на укрепление международного сотрудничества всех стран.

 

Одним из подразделений ООН является ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). Основная цель данной организации – укрепление мира и безопасности путем налаживания сотрудничества и интеграционных связей между различными государствами.

ЮНЕСКО всячески поддерживает и развивает международное сотрудничество в различных областях, в частности в сферах образования, науки, культуры для обеспечения обеспечения уважения между государствами, народами и расами, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, которые провозглашены в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Немаловажный аспект международного сотрудничества – экономические отношения между странами. Именно к международным экономическим отношениям можно отнести такие процессы как: торговля, международное кредитование, миграция рабочей силы, валютные отношения, а также сотрудничество в научно-технической сфере.

 

Также, довольно тесное международное сотрудничество существует между странами в сфере науки, культуры и образования. Разнообразнейшие международные выставки, научные консилиумы и собрания, а также взаимный обмен студентами между высшими учебными заведениями разных стран, все это позволяет обобщить накопленный каждой страной по отдельности потенциал. Отдельно стоит упомянуть о международной космической программе, выполнение которой, на сегодня одна из приоритетных задач стоящих перед мировым научным сообществом. В рамках международной космической программы проводятся международные исследования, а также функционирует международная космическая станция.

 

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО, МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАТЬИ

Одной из важнейших составляющих международных отношений в мировом сообществе является международное право. Данное понятие можно характеризовать как согласованную волю государств, отраженную в принятии международных статей, актов, а также других документов, регулирующих отношения данных государств. Необходимо отметить, что существуют договоренности не только о взаимодействии государств в рамках сотрудничества, но и на случай конфликтов различного рода.

 

На сегодняшний день все больше представителей различных государств говорят о необходимости сплочения мирового сообщества. Многие аналитики высказывают свои опасения по поводу наметившихся тенденций накаления отношений между представителями различных вероисповеданий, национальностей и рас. Именно сохранение мира и спокойной обстановки на планете, а также налаживание конструктивного сотрудничества – вот задача номер один стоящая сегодня как перед представителями международных организаций, так и перед представителями отдельных государств.


 

 



Информация о работе Налоговая политика