Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:46, доклад
В целом экономическая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, свидетельством чему является рост инвестиций в основной капитал. Так, в январе - сентябре 2008 года, в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2007 года, рост инвестиций составил 123,2 % , фактически в течение данного периода использовано 24 018, 2 млрд. руб. инвестиционных средств.
(Справочно.
В январе –
октябре 2008 года
льготами, предусмотренными
Указом № 270, воспользовались
5 плательщиков, с
умма льгот составила
11 млн. рублей).
Приоритетной сферой активизации инвестиционной деятельности является и сельскохозяйственная отрасль. Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» для сельскохозяйственных предприятий предусмотрен специальный режим налогообложения, в соответствии с которым производители сельскохозяйственной продукции имеют право осуществлять налогообложение по упрощенной схеме и, в большинстве случаев, уплачивать только 2 налога: НДС и единый налог от валовой выручки в размере 2%.
Большое внимание государством также уделяется созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу, что в целом призвано способствовать развитию производства, основанного на новых и высоких технологиях.
Так,
в соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 3 мая 2001 г. № 234
«О государственной поддержке
(Справочно.
В январе –
сентябре 2008 года
льготным порядком
налогообложения,
предусмотренным
Указом № 234, воспользовались
40 плательщиков,
сумма льгот составила
10 621,0 млн. рублей).
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» создан Парк высоких технологий (далее – ПВТ), резидентам которого оказывается государственная поддержка в виде права не уплачивать: налог на прибыль, НДС, оборотные налоги, налог на недвижимость, обязательные страховые взносы на часть дохода работника превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц. Резиденты ПВТ удерживают 5 % налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, освобождаются от взимания оффшорного сбора при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам). Физические лица уплачивают подоходный налог по ставке 9 %.
Резидентами ПВТ могут стать организации, занятые осуществлением деятельности исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, фундаментального и прикладного исследования, реализующие результаты таких исследований и разработок.
Государственная
поддержка предоставлена так
же и нерезидентам ПВТ, зарегистрировавшим
бизнес-проекты в сфере новых
и высоких технологий, которые
освобождаются от сбора в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки, налога на прибыль, налога НДС, обязательных
страховых взносов на часть дохода работника
превышающую однократный размер средней
заработной платы работников в республике
за месяц. Доходы физических лиц, непосредственно
участвующих в реализации зарегистрированного
бизнес-проекта, по трудовым договорам
облагаются подоходным налогом по ставке
9 %.
(Справочно.
По состоянию на 1
октября 2008 г.
в ПВТ зарегистрировано 54
организации. В результате
применения налоговых
льгот, предусмотренных
Декретом № 12, в распоряжении
субъектов хозяйствования
осталось 25 649,7376 млн.
рублей).
Кроме того:
Законом
Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г.
№ 1319-ХII «О налоге на добавленную стоимость»
освобождаются от обложения НДС обороты
по реализации на территории Республики
Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
опытно-технологических работ, зарегистрированных
в государственном реестре в порядке,
определяемом Президентом Республики
Беларусь.
(Справочно.
По состоянию на 1
октября 2008 г. льготой,
предоставленной
Законом воспользовались
340 плательщиков, размер
необлагаемой налогом
базы составил 138 720,0
млн. руб.)
Статьей
9 Закона Республики Беларусь от 26 декабря
2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь
на 2008 год» от уплаты сбора в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки освобождаются организации, осуществляющие
научную деятельность, - в части выручки
от реализации научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и опытно-технологических
работ, выполненных за счет средств республиканского
либо местных бюджетов, включая денежные
средства по договорам, заключенным с
организациями, которым эти средства выделены
из бюджета.
(Справочно.
В январе-октябре
2008 года данной
льготой воспользовались
212 плательщиков, сумма
льготы составила
2 175,1 млн. рублей).
Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. № 1314-ХII «О платежах за землю» освобождаются от уплаты земельного налога организации, осуществляющие научную деятельность или обеспечивающих ее, по перечню таких организаций, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. № 1337-ХII «О налоге на недвижимость» от обложения налогом на недвижимость освобождаются основные средства организаций, осуществляющих научную деятельность или обеспечивающих ее, по перечню таких организаций, утвержденному Президентом Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 процентов.
В соответствии со статьей 40 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» Национальной академией наук Беларуси образован инновационный фонд за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в ее подчинении (ведении) организаций, средства которого направляются на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, а также отраслевых программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1103 «Об использовании результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 700» утверждено Положение, устанавливающее систему мер материального стимулирования лиц, занимающихся выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и использованием результатов этих работ в производстве и передачей их по договорам, в организациях науки и образования, их обособленных подразделениях и дочерних организациях. В частности, указанным Положением предусмотрены выплаты вознаграждения лицам, которые не принимали непосредственного участия в выполнении НИОК(Т)Р, но содействовали использованию результатов.
Необходимо отметить, что предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в Республике Беларусь те же налоги и по тем же ставкам, что и белорусские предприятия.
Система налогообложения в Республике Беларусь состоит из следующих основных налоговых платежей:
1.
НДС. Исчисляется от суммы
2.
Налог на прибыль исчисляется
по ставке 24 % от прибыли и доходов
от внереализационных1
3.
Транспортный сбор
4.
Платежи за землю в форме
земельного налога и арендной
платы за землю. Земельный
5. Налог на недвижимость. Годовая ставка составляет 1 % (в год) от остаточной стоимости основных фондов.
6. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Уплата сбора производится в размере 2 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).
Вместе с тем, создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата заключается не только в предоставлении отдельных мер стимулирования, это обусловлено в целом совершенствованием налоговой системы в Республике Беларусь, упрощением процедур налогового администрирования и созданием максимально1 комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств.
Многое в этом направлении уже сделано.
Необходимо отметить, что основные этапы реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой системы страны по времени совпали с реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь: сначала на 1996 – 2000 годы, а затем на 2001 – 2005 годы. В результате осуществленных преобразований, включающих введение в действие Общей части Налогового кодекса и принятие мер по унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, на начало 2006 года сформировалась новая структура налогообложения.
Подводя итоги 15-летнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются: снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Работа
по дальнейшему совершенствованию
налоговой системы в текущей
пятилетке приобрела более
Выработанные
рабочей группой подходы
Для более простого, четкого и стабильного регулирования соответствующих вопросов налогообложения ряду налоговых законов был дополнительно придан характер законодательных актов прямого действия. В наибольшей степени такие дополнения были внесены в Законы Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и «О налогах на доходы и прибыль». В результате количество нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сокращено на 87.