Налоговая политика, как фактор, влияющий на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Белару

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:46, доклад

Описание работы

В целом экономическая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, свидетельством чему является рост инвестиций в основной капитал. Так, в январе - сентябре 2008 года, в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2007 года, рост инвестиций составил 123,2 % , фактически в течение данного периода использовано 24 018, 2 млрд. руб. инвестиционных средств.

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

(Справочно.  В январе –  октябре 2008 года  льготами, предусмотренными  Указом № 270, воспользовались  5 плательщиков, с  умма льгот составила  11 млн. рублей). 

     Приоритетной  сферой активизации инвестиционной деятельности является и сельскохозяйственная отрасль. Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» для сельскохозяйственных предприятий предусмотрен специальный режим налогообложения, в соответствии с которым производители сельскохозяйственной продукции имеют право осуществлять налогообложение по упрощенной схеме и, в большинстве случаев, уплачивать только 2 налога: НДС и единый налог от валовой выручки в размере 2%.

      Большое внимание государством также уделяется  созданию благоприятных условий  для привлечения инвестиций в  инновационную сферу, что в целом  призвано способствовать развитию производства, основанного на новых и высоких технологиях.

     Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 мая 2001 г. № 234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» (далее – Указ № 234) создана научно-технологическая  ассоциация «Инфопарк», члены которой освобождаются от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и в государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке, кроме налога на прибыль, который уплачивается в части указанной выручки по ставке 5 %. 

(Справочно.  В январе –  сентябре 2008 года  льготным порядком  налогообложения,  предусмотренным  Указом № 234, воспользовались  40  плательщиков, сумма льгот составила  10 621,0 млн. рублей). 

     В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» создан Парк высоких технологий (далее – ПВТ), резидентам которого оказывается государственная поддержка в виде права не уплачивать: налог на прибыль, НДС, оборотные налоги, налог на недвижимость, обязательные страховые взносы на часть дохода работника превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц. Резиденты ПВТ удерживают 5 % налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, освобождаются от взимания оффшорного сбора при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам). Физические лица уплачивают подоходный налог по ставке 9 %.

     Резидентами ПВТ могут стать организации, занятые осуществлением деятельности исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, фундаментального и прикладного исследования, реализующие результаты таких исследований и разработок.

     Государственная поддержка предоставлена так  же и нерезидентам ПВТ, зарегистрировавшим бизнес-проекты в сфере новых  и высоких технологий, которые  освобождаются от сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на прибыль, налога НДС, обязательных страховых взносов на часть дохода работника превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц. Доходы физических лиц, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированного бизнес-проекта, по трудовым договорам облагаются подоходным налогом по ставке 9 %. 

(Справочно.  По состоянию на 1 октября 2008  г.  в ПВТ зарегистрировано 54 организации.  В результате применения налоговых льгот, предусмотренных Декретом № 12, в распоряжении субъектов хозяйствования осталось 25 649,7376 млн. рублей). 

     Кроме того:

     Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII  «О налоге на добавленную стоимость» освобождаются от обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. 

(Справочно.  По состоянию на 1 октября 2008 г. льготой,  предоставленной  Законом воспользовались  340 плательщиков, размер  необлагаемой налогом  базы составил 138 720,0 млн. руб.) 

     Статьей 9 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З  «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки освобождаются организации, осуществляющие научную деятельность, - в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета. 

(Справочно.  В январе-октябре  2008 года данной  льготой воспользовались  212 плательщиков, сумма  льготы составила  2 175,1 млн. рублей). 

     Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. № 1314-ХII  «О платежах за землю» освобождаются от уплаты земельного налога организации, осуществляющие научную деятельность или обеспечивающих ее, по перечню таких организаций, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

     Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. № 1337-ХII  «О налоге на недвижимость» от обложения налогом на недвижимость освобождаются основные средства организаций, осуществляющих научную деятельность или обеспечивающих ее, по перечню таких организаций, утвержденному Президентом Республики Беларусь.

     Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 процентов.

     В соответствии со статьей 40 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З  «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» Национальной академией наук Беларуси образован инновационный фонд за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в ее подчинении (ведении) организаций, средства которого направляются на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, а также отраслевых программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1103 «Об использовании результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 700» утверждено Положение, устанавливающее систему мер материального стимулирования лиц, занимающихся выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и использованием результатов этих работ в производстве и передачей их по договорам, в организациях науки и образования, их обособленных подразделениях и дочерних организациях. В частности, указанным Положением предусмотрены выплаты вознаграждения лицам, которые не принимали непосредственного участия в выполнении НИОК(Т)Р, но содействовали использованию результатов.

     Необходимо  отметить, что предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в Республике Беларусь те же налоги и по тем же ставкам, что и белорусские предприятия.

     Система налогообложения в Республике Беларусь состоит из следующих основных налоговых  платежей:

     1. НДС. Исчисляется от суммы оборота  по реализации товаров (работ,  услуг). Основная ставка налога  – 18 %. Для определенных товаров (по перечню) существует пониженная ставка – 10 % в основном это продовольственные товары, товары детского ассортимента, продукция растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства. По экспорту товаров ставка налога – 0 (ноль) %.

     2. Налог на прибыль исчисляется  по ставке 24 % от прибыли и доходов  от внереализационных1 операций. Предусмотрено уменьшение облагаемой  налогом прибыли на суммы, направленные  на финансирование капитальных  вложений производственного назначения  и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

     3. Транспортный сбор уплачивается  единым платежом в размере  3 % за счет прибыли, остающейся  в распоряжении после уплаты  налогов, сборов (пошлин), других  обязательных платежей (местный налог).

     4. Платежи за землю в форме  земельного налога и арендной  платы за землю. Земельный налог  устанавливается в виде ежегодных  фиксированных платежей за гектар  земельной площади, арендная плата  – в соответствии с договором  аренды. Объектом является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

     5. Налог на недвижимость. Годовая  ставка составляет 1 % (в год) от  остаточной стоимости основных  фондов.

     6. Сбор в республиканский фонд  поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Уплата сбора производится в размере 2 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

     Вместе  с тем, создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата заключается не только в предоставлении отдельных мер стимулирования, это обусловлено в целом совершенствованием налоговой системы в Республике Беларусь, упрощением процедур налогового администрирования и созданием максимально1 комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств.

     Многое  в этом направлении уже сделано.

     Необходимо  отметить, что основные этапы реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой  системы страны по времени совпали  с реализацией Основных направлений  социально-экономического развития Республики Беларусь: сначала на 1996 – 2000 годы, а затем на 2001 – 2005 годы. В результате осуществленных преобразований, включающих введение в действие Общей части Налогового кодекса и принятие мер по унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, на начало 2006 года сформировалась новая структура налогообложения.

     Подводя итоги 15-летнего развития налоговой  системы Республики Беларусь, можно  с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов.

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы в области  бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются: снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

     Работа  по дальнейшему совершенствованию  налоговой системы в текущей  пятилетке приобрела более активный характер. В соответствии с поручением Главы государства создана рабочая  группа для подготовки предложений  стратегического и стимулирующего характера по упрощению налоговой системы Республики Беларусь, обеспечению стабильности в этой области, исключению множественности документов в сфере налогообложения и снижению налогового давления на экономику.

Выработанные  рабочей группой подходы коснулись  как упрощения налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также решения проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

     Для более простого, четкого и стабильного регулирования соответствующих вопросов налогообложения ряду налоговых законов был дополнительно придан характер законодательных актов прямого действия. В наибольшей степени такие дополнения были внесены в Законы Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и «О налогах на доходы и прибыль». В результате количество нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сокращено на 87.

Информация о работе Налоговая политика, как фактор, влияющий на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Белару