Налоговая политика, как фактор, влияющий на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Белар

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

В целом экономическая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, свидетельством чему является рост инвестиций в основной капитал. Так, в январе - сентябре 2008 года, в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2007 года, рост инвестиций составил 123,2 % , фактически в течение данного периода использовано 24 018, 2 млрд. руб. инвестиционных средств.

Работа содержит 1 файл

налоговая политика.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     Налоговая политика, как фактор, влияющий на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного  климата в Республике Беларусь. 

     В целом экономическая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, свидетельством чему является рост инвестиций в основной капитал. Так, в январе - сентябре 2008 года, в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2007 года, рост инвестиций составил 123,2 % , фактически в течение данного периода использовано 24 018, 2 млрд. руб. инвестиционных средств.

     Общеизвестным является тот факт, что одним из ключевых параметров формирования благоприятного инвестиционного климата является, в том числе, налоговая политика, проводимая государством.

     Необходимо  отметить, что благодаря мерам стимулирования налогового характера (различные виды льгот и специальные режимы налогообложения), только  в январе – сентябре текущего года сумма денежных средств, оставшихся в распоряжении субъектов хозяйствования составила более 170 млрд. руб., что составляет в 0,2% к ВВП.

     Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых  инвесторам независимо от их формы  собственности при осуществлении  инвестиционной деятельности, а также  равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов.

     В республике особое внимание уделяется  созданию оптимальных условий для  привлечения инвестиций в сферу  малого бизнеса, упрощению порядка  налогообложения. В этих целях принят Указ Президента Республики Беларусь от 09 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее – Указ № 119). На упрощенную систему могут претендовать плательщики с численностью до 100 человек и размером годовой выручки не более 2 млрд. руб.* (около 930 тыс. долларов США)

     Привлекательность упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) обусловлена возможностью ведения упрощенного учета, ограниченным кругом налогов и наличием дифференцированных ставок налога.

     Организации, применяющие УСН, освобождаются  от уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога на прибыль, экологического налога, единого платежа, уплачиваемого из выручки в размере 2%, налога с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, целевых сборов.

Юридические лица с численностью до 15 человек, и  выручкой не более 600 млн. руб. в год (около 280 тыс. долларов США) могут применять УСН без уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Остальные субъекты хозяйствования уплачивают в обязательном порядке НДС.

     Ставка  налога при УСН устанавливается  для организаций, не уплачивающих НДС, в размере 10 %, для организаций, уплачивающих НДС, – в размере 8 %.

     Для организаций с местом нахождения в населенных пунктах, преобразованных  в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного  подчинения (по перечню) установлены  пониженные ставки налога УСН: 5% для организаций, не уплачивающих НДС, 3% для организаций, уплачивающих НДС.

     Не  вправе применять УСН организации:

     -производящие  подакцизные товары;

     -производящие  или реализующие ювелирные изделия  из драгоценных металлов;  занимающиеся игорным бизнесом;

     -осуществляющие: лотерейную деятельность, туристическую  деятельность, профессиональную деятельность  на рынке ценных бумаг, деятельность  в рамках простого товарищества  и (или) хозяйственной группы; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий; а также  осуществляющие риэлтерскую страховую и банковскую деятельности. 

(Справочно.  В 2007 году УСН,  предусмотренной  Указом № 119, с  уплатой 5 %-ой ставки  налога воспользовались  551 плательщик (сумма льгот составила 1703,4 млн. рублей), с уплатой 3 %-ой ставки налога – 171 плательщик (сумма льгот- 2003,7 млн. рублей).

В январе-августе  2008 года УСН, предусмотренной  Указом № 119, с уплатой 5 %-ой ставки налога воспользовались 1771 плательщик (сумма льгот составила  5007,1 млн. рублей), с уплатой 3 %-ой ставки налога – 475 плательщиков (сумма льгот - 5899,8 млн. рублей).  

     В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов  принят Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 "О некоторых вопросах предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов" (далее - Декрет № 9)

     Согласно  Декрету № 9 организации, находящиеся  в сельских населенных пунктах и  осуществляющие в этих и иных сельских населенных пунктах деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся на территории сельских населенных пунктов, государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию), а также уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 % (организации) от установленного законодательством размера за его выдачу.

     Также с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. организации, применяющие вышеперечисленные  льготы при осуществлении деятельности в области строительства и  промышленности строительных материалов на территории сельских населенных пунктов не производят отчисления в инновационные фонды.

     Декрет  № 9 не распространяется на организации  осуществляющие:

     -лотерейную, торгово-посредническую, туристическую, 

    -риэлтерскую,  страховую, банковскую деятельности;

     -профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

     -деятельность  в сфере игорного бизнеса, а  также деятельность в рамках  простого товарищества и (или)  хозяйственной группы;

     -одновременно  деятельность за пределами территорий  сельских населенных пунктов;

     -производство  подакцизных товаров, производство и (или) реализацию ювелирных изделий. А также на организации, которые используют УСН  или иные налоговые льготы, установленные законодательными актами. 

(Справочно.  В январе-сентябре 2008 года  особым порядком  налогообложения, предусмотренным Декретом №, воспользовались 525 плательщика, сумма льгот составила 5142,1 млн. рублей). 

     В целях активизации предпринимательской  деятельности в малых городах  принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее  - Декрет № 1).

     Декретом  № 1 определено, что созданные с 1 апреля 2008 года коммерческие организации, в том числе с иностранными инвестициями (кроме созданных путем  реорганизации), с местом нахождения в населенных пунктах (по перечню) с численностью до 50 тыс. человек и осуществляющие деятельность в этих населенных пунктах освобождаются в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты: налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налога на недвижимость, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, местных налогов и сборов, арендной платы за земельные участки, обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

     Нормы Декрета не распространяются на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, резидентов свободных экономических зон и Парка высоких технологий, организации, применяющие УСН, а также осуществляющие: производство товаров (работ, услуг) вне населенного пункта, в котором она осуществляет свою деятельность; производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, деятельность в сфере игорного бизнеса. 

(Справочно.  По состоянию на 1 октября 2008 г. льготами, предусмотренными  Декретом № 1, воспользовались  13 плательщика, в  результате чего  в их распоряжении  осталось 264,7 млн.  рублей).  

     Необходимо  отметить, что 15 октября 2008 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 12 августа 2008 г. N 17 (далее – Декрет № 17), который внес изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов» и в Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)».

     Декретом  № 17 урегулированы отдельные вопросы, возникающие при применении специальных режимов, определенных в названных декретах, в сфере налогообложения, лицензирования, кредитования, ценообразования, государственных закупок сырья, комплектующих и материалов для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят товары в сельской местности.

     Декретом  № 17, предусмотрена возможность  применения специальных режимов, установленных  в Декретах № 9 и № 1, не только в  сельских населенных пунктах, но и за их пределами (на территории сельсоветов, за исключением территории поселков городского типа и городов районного подчинения).

     А также Декретом № 17 предоставлена  возможность применения специальных  режимов не только организациям, но и их филиалам, представительствам, иным обособленным подразделениям юридических лиц, осуществляющим деятельность по производству товаров в сельской местности.

     Реализация  положений Декрета № 17 позволит расширить сферу применения мер, установленных Декретами № 9 и  № 1, привлечь новые инвестиции в  сельскую местность, малые и средние населенные пункты, активизировать частную инициативу, а также будет способствовать социально-экономическому развитию регионов и повышению их экономического потенциала .

     Необходимо  отметить, что в Республике Беларусь функционируют шесть свободных  экономических зон (далее - СЭЗ).

     Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, осуществляющих реализацию импортозамещающих товаров (по перечню) собственного производства на внутреннем рынке, реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт, а также реализацию другим резидентам СЭЗ, представлена в виде ограниченного перечня уплачиваемых налогов и сборов и предоставления налоговых льгот.

     В частности, прибыль резидентов СЭЗ, полученная от такой реализации освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. В последующем налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 % от общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12 %.

     Резиденты СЭЗ не уплачивают сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по вышеуказанной реализации.

     При реализации в республике импортозамещающей  продукции собственного производства, НДС, исчисляемый по ставке 18 %, уплачивается в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога.

     Резиденты СЭЗ освобождаются от исчисления и уплаты налога на недвижимость (по основным средствам, расположенным  на территории соответствующих СЭЗ), и от налога на приобретение автомобильных транспортных средств. 

(Справочно.  В 2007 году зарегистрировано 262 резидента, сумма  льгот составила  122 283,3 млн. руб. По состоянию на 1 октября 2008 г. зарегистрировано 269 резидентов, сумма льгот - 112 735,4 млн. руб.) 

     В целях привлечения инвестиций для развития инфраструктуры придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. №  270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» (далее – Указ № 270) установлено что:

     - стоимость объектов придорожного  сервиса не облагается налогом  на недвижимость в течение  двух лет с даты ввода их  в эксплуатацию;

     - прибыль организаций, доходы индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, не облагаются в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов налогом на прибыль и подоходным налогом соответственно. 

Информация о работе Налоговая политика, как фактор, влияющий на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Белар