Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Работа содержит 1 файл

налоговая политика государства.docx

— 16.48 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает с физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Именно таким  образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место.

Кроме того, являясь  фактором перераспределения национального  дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие  “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать ( или не заинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка.

Налоговая политика в  РФ

Российская экономика  развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической  политике в целом и её важнейших  составляющих - валютной и налоговой  политике.

Налоговую политику в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей  компетенцией. Органом непосредственно  ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление -- Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством  методов:

управления;

информирования (пропаганды);

воспитания;

консультирования;

льготирования;

контролирования;

принуждения.

Управление  заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) -- деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание  имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование  сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование -- деятельность финансовых органов по предоставлении: отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитания населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

В 1996 году был  предусмотрен целый ряд усовершенствований и корректировок всех основных видов  налогов, расширены права регионов и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в  достаточной степени обоснованными: многие из них могут иметь последствия  неоднозначные, а некоторые - просто однозначно нежелательные.

Повышение ставок налога на прибыль, имущества, введение специального и транспортного налогов  при увеличении налоговых льгот  не дали ожидаемого результата. В свете  неизбежного роста числа как  переобремененных, так и привилегированных  плательщиков. Если оценивать существующее налоговое бремя как предельное (для исправных плательщиков), то его дальнейший рост ставит предприятия  на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в реальное сокращение налоговой основы либо в яростное уклонение от налогов. В любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных издержках.

Когда говорят  о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего  упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве  европейских стран.

Применение российского  режима налогообложения, известного иностранным  инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Налоговая политика- совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение  своевременной и полной уплаты налогов  и сборов, в объёмах, позволяющих  доставить ему необходимое финансирование

Задачи налоговой  политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования  хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой  политики можно условно разделить  на три основные группы:

1. Фискальная

2. Экономическая

3. Контролирующая

Существуют следующие  типы налоговой политики:

Первый  тип - политики, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени.

Второй  тип - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.

Третий  тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты

Для достижения целей, стоящих перед налоговой  политикой, устранения возникающих  диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов  и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов  организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся  следующие:

¦ применение налоговых  льгот не носит избирательного характера;

¦ инвестиционные льготы предоставляются исключительно  плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

¦ применение льгот  не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим  интересам;

¦ порядок действия налоговых льгот определяется законом  и не подлежит существенным корректировками  на местном уровне.

Критерии  макроэкономической эффективности налоговой  политики:

а) Возможность  налоговой политики концентрировать  источники доходов.

б) Способность  налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

г) Нейтральность  налоговой политики в отношении  стимулов. 

Информация о работе Налоговая политика государства