Налоговая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:26, реферат

Описание работы

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.
Система этих норм находит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления.
Налогово-правовая норма – это общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства.

Содержание

1. Теоретические основы налоговой ответственности……………………3
1.1 Налоговое право в системе российского права……………………3
1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности……………….8
2. Практическая часть………………………………………………………18
Список используемой литературы…….…………………………………..

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Наступление негативной налоговой  ответственности возможно только при  наличии всех перечисленных оснований  и в строго определенной последовательности: норма права – налоговое правонарушение – применение санкции.

Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникающие в связи, с нарушение их участниками законодательства о налогах и сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.

Налоговая ответственность выполняет  определенные цели, которые прямо  в налоговом законодательстве не указаны, но выводят из целей и задач самого НК РФ. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует следующие две цели:

- охранную, посредством которой общество от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

- стимулирующую, посредством которой  поощряется правомерное поведение  субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности  реализуются в функциях:

Юридическая функция  проявляется в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Социальная функция  налоговой ответственности выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права соблюдать нормы налогового права.

Таким образом, налоговая  ответственность представляет собой  обязанность лица, виновного в  совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного  определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

- материальные, характеризующие  налоговую ответственность в  качестве охранительного налогового  правоотношения. Материальные признаки  налоговой ответственности включают  два аспекта: установление составов  налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК РФ; определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительные налоговые правоотношения. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и высказываются только в судебном порядке;

- процессуальные, характеризующие  механизм реализации материального  охранительного налогового правоотношения  посредством производства по  делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органами согласно нормам НК РФ;

- функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности.

Принципы налоговой  ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы налогообложения  можно разделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты налогового права. В числе последних можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и др. При этом общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Нормы – принципы налоговой  ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:

- Законность, означающая  недопустимость привлечения к  ответственности за налоговое  правонарушение иначе, как по  основаниям и в порядке, которые  предусмотрены НК РФ.

Основным положение, согласно которому деяние признается налоговым  правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым  законодателем до момента совершения.

В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности  также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

- Однократность. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

- Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

- Презумпции невиновности  является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом.

Гарантией применения мер  государственного принуждения в  строгом соответствии с законом  выступает положение п. 6 ст. 106 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.

Наказание является справедливым только в том случае, когда характер применяемых мер  принуждения и объем возлагаемой  ответственности соответствуют  общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано.

Принцип справедливости налоговой ответственности включает требования:

1) обоснованности;

2) соразмерности;

3) дифференциации;

4) индивидуализации;

5) неотвратимости;

6) гуманизма.

Принципа обоснованности и соразмерности при ограничении  субъективных прав, в самом общем  виде он сформулирован в ч.3 ст.55 Конституции  РФ: права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Требования  обоснованности, соразмерности и  индивидуализации налоговой ответственности  есть частные проявления общеправового  принципа обоснованности и соразмерности  правовых ограничений.

Требование  обоснованности налоговой ответственности  реализуется в сфере налогового правотворчества и выражается в целесообразности придания тому или иному поведению статуса налоговых деликтов.

Своеобразным  аспектом обоснованности налоговой  ответственности является установление законодателем трехлетнего срока  давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

Соразмерность наказания означает, что размеры налоговых санкций должны соответствовать тяжести правонарушений и причиненным ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению.

Требование  дифференциации ответственности предполагает нормативное установление различных  видов ответственности и налоговых  санкций за различные налоговые  правонарушения. Таким образом, дифференцирование  ответственности осуществляется по двум направлениям:

- установление  за те или иные нарушения  налогового законодательства налоговой,  административной, уголовной либо  дисциплинарной ответственности;

- нормативное  определение разновидности и  масштаба налоговых санкций, устанавливаемых за тот или иной состав налогового правонарушения.

Как видим, дифференциация, и индивидуализация налоговой ответственности  различаются, прежде всего, по сфере  их применения и субъектному критерию. Требование дифференциации реализуется  в сфере правотворчества, оно обращено к законодателю, формулирующему нормативные модели налоговых правонарушений и соответствующие им санкции. Индивидуализация же реализуется на стадии правоприменения судами, налагающими санкции за конкретные налоговые правонарушения.

Индивидуализация  налоговой ответственности состоит  в учете всех существенных обстоятельств  дела при назначении наказания.

Принцип индивидуализации состоит в том, что при определении  наказания должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Справедливое наказание - это наказание индивидуализированное.

Важнейшей составляющей принципа справедливости налоговой ответственности является ее неотвратимость. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.

Требование  гуманизма в литературе иногда называют еще принципом "экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью" налоговой  ответственности. На необходимость  гуманизации сферы государственно-правового  принуждения неоднократно обращал  внимание КС РФ. Разумеется, степень гуманизации правового регулирования всегда носит конкретно-исторический характер и обусловливается общим материально-духовным уровнем развития общества. "Суровость санкции нормы, хотя и определяется общественной опасностью посягательства, все же ограничена господствующими гуманистическими представлениями общества о возможном и должном наказании".

Необходимость снисходительного, гуманного отношения  к налоговым правонарушениям  вытекает, на наш взгляд, из самого существа налоговых правоотношений. Речь здесь идет не о всепрощении, но о понимании глубинных мотивационных факторов налоговых деликтов. Дело в том, что частная собственность является не просто важнейшей социально-правовой ценностью современной цивилизации, но и древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в процессе социальной адаптации.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных  интересов государства, а также  в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.

На наш взгляд, закрепление в качестве основания  освобождения от налоговой ответственности  малозначительности деяния целесообразно  как по принципиальным соображениям, так и по мотивам бюджетной экономии. Во многих случаях судебные издержки значительно превышают размеры налоговых санкций. Это относится, в частности, к налоговым санкциям, предусмотренным ст.ст.128, 129, 129.1 НК РФ. Да и относительно определенные санкции, выраженные в величинах, кратных сумме неуплаченных налогов, при незначительной недоимке и соответственно незначительном размере санкций теряют свое штрафное назначение.

Таким образом, взыскание  налоговой санкции должно заставить  нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.

И, наконец, все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерность установление принципов налоговой ответственности обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах и сборах, способствует стабильной финансовой политики государства, соблюдения прав и имущественных интересов всех субъектов, налоговых отношении.

 

2. Практическое задание

В текущем  налоговом  периоде работнику, инвалиду III группы (1965 года рождения), начислялась ежемесячная  заработная плата  в сумме 17 000 руб. Кроме того, работник получил пособие по временной нетрудоспособности в размере 13 000 руб. В начале года был получен беспроцентный кредит в размере 250 000 руб., сроком на 1 год (ставка рефинансирования Центрального банка РФ – 11%). В мае работнику выдана материальная помощь  в размере 8 000 руб. Организация оплатила работнику покупку телевизора, рыночной стоимостью 15 000 руб. (с НДС). В сентябре  организация оплатила данному работнику участие в семинаре по повышению квалификации в сумме 20 000 руб. В конце года получена премия (в коллективном договоре не предусмотрена) в размере 25 000 руб.

Рассчитайте единый социальный налог за год, а также сумму, перечисленную  в Пенсионный Фонд Российской Федерации  за год на страховую и накопительную  часть пенсии.

 

Решение:

Единым социальным налогом  будет облагаться  только заработная плата работника.

Информация о работе Налоговая ответственность