Налоговая ответственность на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть теоретические основы и основные формы привлечения к налоговой ответственности.
Задачи:
- Изучить понятие, субъекты, функции и признаки налоговой ответственности.
- Рассмотреть налоговые штрафы, как форм налоговой ответственности.
- Раскрыть обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности ………….5
1.1. Понятие налоговой ответственности, её субъекты ……………….5
1.2. Функции, признаки и принципы налоговой ответственности…...10

Глава 2. Привлечение к налоговой ответственности………………….16
2.1. Налоговые штрафы как форма налоговой ответственности……..16
2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения……………………………………...23

Заключение………………………………………………………………27
Библиографический список …………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

2) стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственности, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет юридическую и социальную функции.

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: право-восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Правовосстановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причинённые убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создаётся режим правового урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

— материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта:

1) установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение, НК РФ.

Согласно ст. 2 НК РФ правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговая ответственность соответствует принципам налогового законодательства. Основанием применения налоговой ответственности является виновное совершение налогового правонарушения. Налоговая ответственность может быть исполнена правонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана с порицанием. Привлечение к налоговой ответственности не исключает возможности применения иных мер государственного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение.

Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются только в судебном порядке;

— процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемые компетентным органом согласно нормам НК РФ. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях.

Процессуальный порядок привлечения к налоговой ответственности в части, составляющей предмет налогового права, реализуется налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами;

—функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.

Принципы налоговой ответственности отражают ее содержание, сущность, функции и формы реализации.

Принципы налоговой ответственности — это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся следующие.

                  Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ.

                  Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

                  Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства.

                  Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Взыскание с налогоплательщика или налогового агента мер налоговой ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.

                  Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).

Законодательное установление принципов налоговой ответственности способствует обеспечению правильного практического применения законодательства о налогах и сборах, стабильности финансовой политики государства, соблюдению прав и имущественных интересов всех субъектов налоговых отношений. Нормы-принципы оказывают значительное воздействие и на правотворческий процесс, поскольку при реформировании налоговых отношений законодатель должен руководствоваться не только имущественными интересами государственной казны, но и интересами налогоплательщиков, а также иными социально-правовыми идеями, отраженными в принципах налоговой ответственности.

Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ, принимая постановления по вопросам налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Привлечение к налоговой ответственности

2.1. Налоговые штрафы как форма налоговой ответственности

 

 

За нарушение налогового законодательства, налоговая служба привлекает налогоплательщика к ответственности. Чаще всего ответственность вытекает в налоговые штрафы. Налоговые штрафы – форма налоговой ответственности, при которой налоговый орган выписывает предписание на оплату налогового штрафа в адрес компании, которая совершила налоговое правонарушение.

В соответствии со ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговые штрафы – это единственный вид налоговых санкций. Другими словами, налоговая ответственность налогоплательщика возможна только через налоговые штрафы.

В соответствии с НК РФ предусмотрены следующие виды правонарушений, за которые уплачиваются налоговые штрафы:

- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

- непредставление налоговой декларации;

- нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Это все виды налоговых правонарушений, которые предусмотрены в НК РФ.

В налоговом кодексе установлены общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения. Там же содержатся также и положения защищающие права налогоплательщика. В случае привлечения налоговой службой налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, важно знать, что можно не платить штраф или существенно уменьшить его размер. В случае неудачи в досудебном урегулировании вопроса, остаётся один путь - отстаивать своё право в арбитражном суде.

Согласно последним изменениям в налоговом кодексе, с 2011 года ужесточены штрафные санкции за налоговые правонарушения и введены дополнительные штрафы.

Так за нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе теперь наказывается штрафом в 10 000 рублей (ст.116 НК РФ).

За деятельность юридических или физических лиц без постановки на учёт в налоговом органе карается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение такой деятельности, но не менее 40 000 рублей.

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (ст. 118 НК РФ), грозит штрафом 5000 рублей.

Теперь за непредставление налоговой декларации будут платить штраф в размере 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % от величины налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации, но не менее 1 000 рублей, независимо, ни от величины налога, ни от срока опоздания представления декларации.

Добавились новые санкции. Так за нарушение установленного способа представления налоговой декларации в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, налагается штраф в размере 200 руб. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде.

Несколько подробно рассмотрим штрафы за грубое нарушение правил учета – ст. 120 НК, п.3 Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.

Так что теперь налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов существенно увеличен:

- за грубые нарушения в течение одного налогового периода — 10 000 рублей.

- за грубые нарушения в течение нескольких налоговых периодов — 30 000 рублей.

- за грубые нарушения правил учёта, приведшие к занижению налоговой базы — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Отметим, что к грубым нарушениям правил учёта относятся:

1) Отсутствие первичных документов;

2) Отсутствие счетов-фактур;

3) Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета;

4) Отражение хозяйственных операций в регистрах несвоевременно или неправильно.

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Раньше налогового агента наказывали только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. Теперь же, в формулировку состава правонарушения добавлены слова «не удержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такие моменты исключаются.

Информация о работе Налоговая ответственность на современном этапе