Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:38, реферат
Наибольшую актуальность в настоящее время приобретают исследования, связанные с разработкой конкретных налоговых механизмов, являющихся инструментами изъятия дифференциальной ренты в нефтяной отрасли. В последние годы вопросы, касающиеся дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также введения налога на сверхприбыль в нефтяной отрасли, широко обсуждаются в органах исполнительной и законодательной власти РФ.
Проект главы Налогового кодекса «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов» (НДД), который в сущности является налогом на сверхприбыль, был разработан в Топливно-энергетическом независимом институте и принят в первом чтении Государственной Думой РФ еще в 1998 году. Однако в силу недостатков, присущих данному налогу, а также других причин он так и не был введен на территории РФ, а с 2005 года НДД был вообще исключен из перечня федеральных налогов в первой части Налогового кодекса РФ. Между тем проблемы изъятия в бюджет сверхприбыли нефтедобывающих компаний остались, и это заставляет вновь обратиться к отклоненному налогу.
Для России, относящейся
к числу крупнейших мировых
производителей минеральных
Налогообложение минерально-
Наибольшую актуальность в настоящее время приобретают исследования, связанные с разработкой конкретных налоговых механизмов, являющихся инструментами изъятия дифференциальной ренты в нефтяной отрасли. В последние годы вопросы, касающиеся дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также введения налога на сверхприбыль в нефтяной отрасли, широко обсуждаются в органах исполнительной и законодательной власти РФ.
Проект
главы Налогового кодекса «
В целях
создания благоприятного и
Другим
элементом налоговой системы,
призванным учесть особые
Налоговая база применительно к каждому лицензионному участку или совокупности участков определяется как стоимость добытых и реализованных углеводородов, уменьшенная на подлежащие вычетам затраты. Стоимость добытых и реализованных углеводородов рассчитывается исходя из фактических объемов и цен реализации. При этом в указанные цены не включаются НДС и расходы на транспортировку до покупателя. Если налогоплательщик реализует добытые им углеводороды взаимосвязанным покупателям, использует их для дальнейшей переработки либо передает их на переработку на давальческой основе, то стоимость добытых углеводородов определяется на основе рыночной цены без НДС, а также расходов, связанных с транспортировкой до покупателя. При реализации углеводородов на экспорт стоимость определяется с учетом цены реализации на экспорт за вычетом расходов на экспорт, в которую включаются затраты на транспортировку.
В обобщенном
виде расчетные вычитаемые
И еще одно пояснение. Налоговые ставки определяются значением Р-фактора за предыдущий год и составляют от 0% (для лицензионных участков, по которым с даты выдачи лицензии ведется отдельный учет доходов и затрат, при величине Р-фактора меньше 1, 00) до 60% (при величине Р-фактора больше 2, 00). Сравнивая НДД с существующим российским акцизом, можно выделить ряд преимуществ. Во-первых, автоматизм расчета данного налога существенно повышает его объективность. НДД учитывает горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов, так как напрямую связан с экономической прибыльностью месторождения. Во-вторых, НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений (нулевой налог в первые годы добычи, когда осуществляются значительные капиталовложения). В-третьих, НДД учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения, т. е. его истощение (по мере истощения месторождения налог снижается). В-четвертых, НДД реагирует на изменение внешних экономических условий производства — мировых цен (чем ниже цены реализации, тем ниже налог, и наоборот). В-пятых, НДД позволяет достаточно точно прогнозировать эффективность инвестиционных проектов (изменение же акциза фактически труднопредсказуемо).
Позиции различных структур в отношении проекта закона о введении НДД существенно различаются. Министерство топлива и энергетики РФ, а также нефтяные компании полностью поддерживают разработанный законопроект. В то время как официальные представители Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Министерства экономики РФ выступают против принятия данного закона, по крайней мере против распространения НДД не только на новые, но и на все разрабатываемые месторождения. Основной причиной являются опасения значительного снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.
Схема, основанная на применении НДД, более сложная, что очевидно как с точки зрения проведения налоговых расчетов, так и практического контроля за их достоверностью. Это действительно создает потенциальные возможности занижения производителями своих налоговых обязательств и, как следствие, уменьшения доходов государственного бюджета. Именно с этим связаны опасения неконтролируемого снижения налоговых поступлений в результате введения НДД. Однако следует указать и другие существенные недостатки подготовленного законопроекта по введению НДД, которые требуют доработки.
В проекте Налогового кодекса, как и в проекте закона о НДД, производители газа, реализующие газ по государственным регулируемым ценам, не являются плательщиками НДД, если доля такой реализации во всей реализации предприятия не ниже 80%. По этому критерию под НДД подпадает почти все производство газа в России. Если в США и Западной Европе производство природного газа рассредоточено по многим нефтегазовым компаниям и составляет значительную долю в производимой ими продукции, то в России добыча газа характеризуется чрезвычайно высокой концентрацией. Основным производителем газа, как известно, является ОАО «Газпром», на долю которого приходится 94% общероссийской добычи. Около 5% газа добывается нефтяными компаниями (это так называемый нефтяной газ, добыча которого сопутствует производству нефти). Еще 1% приходится на прочих газопроизводителей. Проведя анализ ситуации с учетом особенностей, сделан вывод о необходимости внесения следующих корректировок в данный законопроект.
Во-первых, следует предусмотреть введение НДД для новых месторождений. Под новыми месторождениями мы понимаем все месторождения, разработка и добыча нефти на которых будут начаты после принятия закона о НДД. Поскольку на большую часть неосвоенных месторождений лицензии уже выданы, на наш взгляд, нецелесообразно ограничивать применение НДД только месторождениями, лицензии на разработку которых будут выданы после введения закона в действие. Налоговые обязательства по уплате НДД по каждому лицензионному участку должны определяться отдельно. Применение НДД будет стимулировать инвестиции за счет фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат. Что касается снижения общих налоговых поступлений от нефтяного сектора, то оно будет незначительным, так как удельный вес новых месторождений в общей добыче нефти в России достаточно мал. Как свидетельствуют цифры, в 2008 г. доля новых месторождений (месторождений, введенных в эксплуатацию в течение последних пяти лет) в общей добыче нефти составила лишь 5 – 6%, а месторождений, введенных непосредственно в 2008 г., – менее 1%.
Во-вторых, целесообразно ограничить область применения НДД добычей только жидких углеводородов, т. е. нефти и газового конденсата. Для этого необходимо ввести критерий, позволяющий отделить нефтяные инвестиционные проекты от газовых. Для новых месторождений выделение нефтяных проектов возможно на основе имеющихся данных геологической оценки лицензионного участка. В качестве критерия здесь можно принять долю запасов нефти и газового конденсата в общих запасах углеводородов, сосредоточенных на данном лицензионном участке (например, их доля должна составлять не менее 70%).
В-третьих, сократить число градаций шкалы НДД, тем самым можно получить эффект. Большое число градаций шкалы НДД создает дополнительные стимулы к завышению расходов и занижению доходов, так как в результате не только уменьшается налоговая база, но и снижается ставка налога (из-за уменьшения значения Р-фактора). Кроме того, создаются стимулы к завышению расходов и занижению доходов около пороговых значений Р-фактора, так как небольшое увеличение Р-фактора приводит к значительному увеличению налогового обязательства. В отличие от прогрессивной единая налоговая ставка не создает таких стимулов, однако она не позволяет учесть разнообразие геологических и экономических условий освоения российских нефтяных месторождений, то есть различия в экономической эффективности проектов (в случае высокоэффективных проектов это будет приводить к недополучению государством значительной части ресурсной ренты). Оптимальным решением, на наш взгляд, является введение шкалы НДД, состоящей из трех градаций.
В-четвертых, изменить
В-пятых,
накопленный доход, на основе
которого определяется
3.2
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ ч.II) от 05.08.2000г. №117-ФЗ:[по состоянию на 30.06.2008 г.]// СЗ РФ. – 2000г. – №32 – Cт.3340.