Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:03, реферат
Изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного экономического образования.
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально- экономических отношений.
Без определенных знаний налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом.
Изучение налогов
и российского налогообложения
— неотъемлемая составная часть
современного экономического образования.
Налоги
— необходимое
звено экономических
отношений в обществе. Они являются
основным источником доходной части бюджетов
всех уровней и эффективным инструментом
государственного регулирования социально-
экономических отношений.
Без определенных
знаний налогового производства трудно
себе представить руководителя и ведущих
специалистов (бухгалтера, экономиста)
современной фирмы.
Налогообложение
находится на стыке всех социально-политических
и экономических интересов общества. От
того, насколько рационально определено
и рассредоточено между плательщиками
налоговое бремя, зависит успех индивидуального
и корпоративного бизнеса, а значит, и
богатство нации в целом.
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов.
Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо
(юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения может быть
действие, состояние или предмет, подлежащий
налогообложению. В этом качестве выступают:
. имущество;
. операции по
реализации товаров (работ,
. стоимость реализованных
товаров (работ, услуг);
. прибыль;
. доход (в
виде процентов и дивидендов);
. иные объекты,
имеющие стоимостную,
Нередко название
налога вытекает из объекта налогообложения,
например налог на прибыль, налог
на имущество, земельный налог и т.д
Единица обложения.
Единица обложения представляет
собой определенную количественную
меру измерения объекта
(стоимость, площадь,
вес, объем товара и т.д.).
Налоговая база.
Налоговая база представляет собой
стоимостную, физическую или иную характеристику
объекта налогообложения.
Налоговый период
календарный год или иной период
времени, указанный в законе применительно
к отдельным налогам, по окончании
которого определяется налоговая база
и исчисляется подлежащая уплате сумма
налога.
Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка — это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми
(специфическими)
или процентными (адвалорными), пропорциональными
или прогрессивными.
Твердые ставки
устанавливаются в абсолютной сумме
на единицу обложения независимо
от размеров доходов или прибыли.
Они применяются обычно при обложении
земельными налогами, налогами на имущество.
В российском налоговом законодательстве
такие ставки нашли широкое применение
в обложении акцизным налогом.
Процентные ставки
устанавливаются к стоимости
объекта обложения и могут быть пропорциональными,
прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные
ставки действуют в одинаковом проценте
к объекту обложения. Примером пропорциональной
ставки могут служить, в частности,
установленные российским законодательством
ставки налогов на прибыль и на добавленную
стоимость.
Прогрессивные
ставки построены таким образом,
что с увеличением стоимости
объекта обложения
Налоговые ставки
в России по федеральным налогам
установлены по отдельным налогам
второй частью Налогового кодекса РФ,
а по большинству налогов — соответствующими
федеральными законами. Ставки региональных
и местных налогов устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. При этом ставки
региональных и местных налогов могут
быть установлены этими органами лишь
в пределах, зафиксированных в соответствующем
федеральном законе по каждому виду налогов.
Налоговые льготы.
Это полное или частичное освобождение
от налогов субъекта в соответствии с
действующим законодательством. Одним
из видов налоговой льготы является необлагаемый
минимум — наименьшая часть объекта налогообложения,
освобожденная от налога.
Налоговые льготы
могут также выступать в виде
вычетов из облагаемого дохода, уменьшения
ставки налога вплоть до установления
нулевой ставки, скидки с исчисленной
суммы налога.
Налоговый оклад.
Налоговый оклад представляет собой
сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком
с одного объекта обложения. Взимание
налогового оклада может осуществляться
тремя способами: у источника получения
дохода, по декларации и по кадастру.
Российское налоговое
законодательство предусматривает
подачу деклараций, в частности, при
уплате налогов физическими лицами,
занимающимися
Кадастровый способ
взимания налогов предполагает использование
кадастра. Кадастр представляет собой
реестр, содержащий перечень типичных
объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых
по внешним признакам, к которым относятся,
например, размер участка, объем двигателя
и т.д. Указанный способ взимания налогового
оклада применяется, как правило, при обложении
земельным налогом, налогом с владельцев
транспортных средств и некоторыми другими.
1.2. Функции налогов
Экономическая
сущность налога проявляется через его
функции. Каждая из выполняемых налогом
функций имеет внутренние свойства, признаки
и черты данной экономической категории.
Тем самым она показывает, каким образом
реализуется предназначение конкретного
налога как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов
в обществе.
Выделяют три
важнейшие функции налогов:
1) фискальную (финансирование
государственных расходов);
2) регулирующую,
или распределительную (
3) социальную (поддержание
социального равновесия в обществе путем
изменения соотношения между доходами
отдельных социальных групп с целью сглаживания
неравенства между ними).
Все функции
налога не могут существовать независимо
одна от другой, они взаимосвязаны,
взаимозависимы и в своем проявлении
представляют собой единое целое.
Разграничение
функций налога носит в значительной
мере условный характер, поскольку
они осуществляются одновременно. Отдельные
черты одной функции непременно
присутствуют в других. Рассмотрим
суть и механизмы проявления налогом
своих функций.
Фискальная функция
является основной функцией налога. Она
изначально характерна для любого налога,
для любой налоговой системы
любого государства. И это естественно,
так как главное предназначение
налога — образование государственного
денежного фонда путем изъятия части доходов
предприятий и граждан для создания материальных
условий функционирования государства
и выполнения им собственных функций —
обороны страны и защиты правопорядка,
решения социальных, природоохранных
и ряда других задач, создания и поддержания
единой коммуникационной структуры.
Устанавливая
систему налогов с физических
лиц, государство осуществляет перераспределение
доходов своих граждан, направляя
часть финансовых ресурсов наиболее
обеспеченной части населения на содержание
малоимущих. В этом заключена социальная
функция налогов.
2. Система налогов Российской Федерации
2.1. Налоги, взимаемые на территории России
Согласно ст.
12 Кодекса предусмотрена
• федеральные налоги и сборы;
• налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные);
• местные налоги и сборы.
Федеральные налоги
и сборы устанавливаются
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы на
отдельные виды товаров (услуг)
3. Налог на прибыль (доход) организаций;
4. Налог па доходы от капитала;
5. Подоходный налог физических лиц;
6. Взносы в
государственные социальные
7. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
8. Государственная пошлина;
9. Налог на пользование недрами;
10. Налог па
воспроизводство минерально-
11. Налог па
дополнительный доход от
12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13. Лесной налог;
14. Водный налог;
15. Экологический налог;
16. Федеральные
лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
1. Налог на имущество организаций;
2. Налог на недвижимость;
3. Дорожный налог;
4. Транспортный налог;
5. Налог с продаж;
6. Налог на игорный бизнес;
7. Региональные
лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы — это:
1. Земельный налог;
2. Налог на имущество физических лиц;
3. Налог на рекламу;
4. Налог на наследование и дарение;
5. Местные лицензионные
сборы.