Автор: Дмитрий Драница, 02 Декабря 2010 в 16:04, реферат
Налогообложение в Казахстане регулируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в соответствии с Налоговым Кодексом. Налоговый Кодекс устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию налоговых органов по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы, способы обжалования их решений, а также действий (бездействия) их должностных лиц.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Введение Налогообложение в Казахстане регулируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в соответствии с Налоговым Кодексом. Налоговый Кодекс устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию налоговых органов по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы, способы обжалования их решений, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Все физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками по налоговому законодательству Республики Казахстан, в том числе иностранные лица, должны зарегистрироваться в налоговых органах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Отсутствие государственной регистрации в качестве налогоплательщика и, как следствие, неуплата налогов могут повлечь административную и уголовную ответственность. Казахстанские юридические лица и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан с образованием постоянного учреждения, несут обязанность по уплате и удержанию следующих налогов: 1) корпоративный подоходный налог 2) налог на добавленную стоимость 3) акцизы 4) рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат 5) налоги и специальные платежи недропользователей 6) налог на имущество 7) налог на транспортные средства 8) социальный налог 9) земельный налог 10) индивидуальный подоходный налог. Корпоративный подоходный налог За некоторыми исключениями, налогооблагаемый доход казахстанских юридических лиц и иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан с образованием постоянного учреждения, с учетом корректировок, произведенных согласно ст. 122 Налогового Кодекса, и уменьшенный на сумму убытков, облагается налогом по ставке 30 процентов. При этом следует отметить, что расходы указанных налогоплательщиков, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым Кодексом. В течение года налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем ежемесячного внесения авансовых платежей. Суммы авансовых платежей исчисляются, исходя из предполагаемой суммы налога за текущий год, но не менее исчисленных сумм среднемесячных авансовых платежей в расчетах сумм авансовых платежей за предыдущий год. Превышение суммы фактически исчисленного налога над суммой исчисленных авансовых платежей в размере более 20 процентов влечет административную ответственность. Налогообложение дохода иностранного юридического лица зависит от того, осуществляет оно деятельность с образованием постоянного учреждения в Республике Казахстан или без образования такового. Наиболее наглядным и часто встречающимся примером постоянного учреждения является филиал. Исчисление и уплата подоходного налога с дохода иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, производится в общем порядке, т.е. как для казахстанских юридических лиц, и также по ставке 30 процентов. К налогооблагаемому доходу относятся все виды доходов, связанных с деятельностью постоянного учреждения, с момента начала осуществления деятельности в Республике Казахстан. На вычеты относятся расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Казахстан или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым Кодексом. В отличие от дохода казахстанской компании чистый доход юридического лица, осуществляющего деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, облагается налогом по ставке 15 процентов. Под чистым доходом понимается доход за минусом суммы корпоративного подоходного налога. Подоходный налог с налогооблагаемого дохода иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Казахстане, удерживается у источника выплаты налоговым агентом, т.е. лицом, выплачивающим доход. Доходы указанных юридических лиц из источников в Республике Казахстан, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению по следующим ставкам:1) дивиденды, вознаграждения 15 процентов 2) страховые премии, выплачиваемые по договорам страхования рисков 10 процентов 3) страховые премии, выплачиваемые по договорам перестрахования рисков 5 процентов 4) доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках 5 процентов 5) доходы, определенные ст. 178 Налогового Кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 1)-4) выше 20 процентов Порядок уплаты и ставки корпоративного подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, зависят от действия между Казахстаном и страной, резидентом которой является иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность без образования постоянного учреждения, международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала). Так, при наличии определенных условий налоговый агент (казахстанская компания) вправе выплачивать доход иностранной компании, осуществляющей деятельность без образования постоянного учреждения в Казахстане, без удержания подоходного налога. Кроме того, международные договоры, как правило, устанавливают более низкие ставки подоходного налога, нежели национальные законодательства стран-участниц договора. Согласно Налоговому Кодексу, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве, применяются правила указанного международного договора. Необходимо учитывать, что казахстанское налоговое законодательство устанавливает порядок администрирования и применения международных договоров. Несоблюдение этого порядка влечет незаконность применения международного договора. По состоянию на 1 января 2007 г., налоговые конвенции действуют с Австрией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Грузией, Индией, Ираном, Италией, Канадой, Китаем, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Малайзией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Пакистаном, Польшей, Россией, Румынией, Сингапуром, США, Таджикистаном, Туркменистаном, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Францией, ФРГ, Чехией, Швейцарией, Швецией и Эстонией. Налог на добавленную стоимость (НДС) Казахстанские юридические лица и иностранные компании, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, обязаны подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС не позднее 15 календарных дней со дня окончания любого периода (не более двенадцатимесячного), по итогам которого размер оборота по реализации товаров (работ, услуг) превысил минимум оборота по реализации - 15 000-кратную величину месячного расчетного показателя (в 2007 году месячный расчетный показатель составляет 1092 тенге). Указанные лица и постоянные учреждения становятся плательщиками НДС в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором они подали заявление о постановке на учет по НДС. Плательщиками НДС также являются лица, импортирующие в Казахстан товары, которые подлежат декларированию в соответствии с таможенным законодательством. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), совершаемый плательщиком НДС, за исключением оборота, освобожденного от НДС (например, передача имущества в финансовый лизинг, геологоразведочные работы, взносы в уставный капитал и др.), а также за исключением оборота, местом реализации которого не является Республика Казахстан. Так, местом реализации работ, услуг признается место нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с этим имуществом. Налоговым Кодексом также определены обороты, облагаемые по нулевой ставке (экспорт товаров, международные перевозки и др.), по которым по заявлению плательщика НДС может быть произведен возврат налога. За некоторыми исключениями, а также, если соблюдены определенные Налоговым Кодексом условия, при определении суммы НДС, подлежащего взносу в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет сумм НДС, подлежащего уплате за полученные товары, включая основные средства, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. Превышение суммы налога, относимого в зачет, над суммой исчисленного налога за налоговый период зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС. Ставка НДС равняется 14%. Плательщик НДС обязан уплатить налог в бюджет за каждый налоговый период (календарный месяц либо квартал) до или в день установленного срока для представления декларации по НДС. Декларация по НДС представляется за каждый налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. НДС по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей. Акцизы Акцизами облагаются следующие товары, произведенные в Казахстане и импортируемые в Казахстан: все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырая нефть и газовый конденсат. Кроме того, акцизами облагаются следующие виды деятельности: игорный бизнес, а также организация и проведение лотерей. Ставки акцизов утверждаются правительством и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. Алкогольная продукция, за исключением виноматериала и пива, подлежит маркировке учетно-контрольными марками, а табачные изделия подлежат маркировке акцизными марками или учетно-контрольными марками в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Казахстан. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат Плательщиками рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат, за исключением недропользователей, заключивших контракты о разделе продукции. Объектом обложения рентным налогом на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат является объем сырой нефти, газового конденсата, реализуемый на экспорт. Ставки рентного налога определены в Налоговом Кодексе и зависят от рыночной цены сырой нефти, газового конденсата: чем выше цена, тем выше ставка. Налоговым периодом по уплате рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат является календарный месяц. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет начисленную сумму налога не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Налоги и специальные платежи недропользователей Под налогом недропользователя понимается налог на сверхприбыль. К специальным платежа недропользователей относятся: 1) бонусы (подписной, коммерческого обнаружения); 2) роялти; 3) доли Республики Казахстан по разделу продукции; 4) дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции. Налоговый Кодекс устанавливает две модели налогового режима недропользователей. Налоговый режим - порядок исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая их виды и ставки. Первая модель предусматривает применение налогового режима, установленного Налоговым Кодексом, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции. В рамках первой модели обеспечивается стабильность налоговых режимов, определенных в контрактах на недропользование, которые были заключены до 1 января 2004 г. Стабильность налогового режима означает, что он сохраняется и действует в течение всего установленного срока действия контракта на недропользование, и может быть скорректирован в связи с изменением налогового законодательства Республики Казахстан только по соглашению сторон, государства и недропользователя. Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных Налоговым Кодексом, за исключением рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество. Налоговой режим в этом случае определяется только в контракте о разделе продукции, заключаемом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Налоговый режим, устанавливаемый контрактом о разделе продукции, должен соответствовать положениям налогового законодательства Республики Казахстан, регулирующим уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, который действует на дату подписания (заключения) контракта. Земельный налог Физические и юридические лица, которые имеют земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля) на праве собственности, на праве постоянного землепользования или на праве первичного безвозмездного временного землепользования, являются плательщиками земельного налога. В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к категориям. Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается законодательным актом Республики Казахстан о земле. Налогообложению не подлежат следующие категории земель: 1) земли особо охраняемых природных территорий; 2) земли лесного фонда; 3) земли водного фонда; 4) земли запаса. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка. Базовые ставки земельного налога установлены Налоговым Кодексом и дифференцируются по качеству почв, местонахождению, водоснабжению и от других параметров земельного участка. В частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных компаний могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением. Налог на транспортное средство Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не указано в настоящей статье. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель. Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Казахстане. Не являются объектами налогообложения карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше, а также специализированные медицинские транспортные средства. Ставки налога на транспортные средства установлены в Налоговом Кодексе и зависят от вида транспортного средства, назначения, объема его двигателя, года выпуска, страны производства. Налогоплательщики исчисляют сумму налога за налоговый период (календарный год) самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному средству. Налог на имущество Плательщиками налога на имущество являются: 1) юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан, а также концессионер по договору концессии; 2) индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан. Объектом обложения налогом на имущество являются основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилищного фонда) и нематериальные активы. Налоговой базой является среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Ставки налога на имущество варьируются от 0,1 до 1 процента от среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Юридические лица, осуществляющие установленные виды деятельности на территориях специальных экономических зон, исчисляют налог на имущество по нулевой ставке. Социальный налог В Казахстане работодатели, в том числе иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, являются плательщиками социального налога. Объектом налогообложения являются следующие расходы работодателя: 1) любые доходы работника, выплачиваемые в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды; 2) доходы работников-резидентов Республики Казахстан, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства; 3) доходы работников-нерезидентов от деятельности в Республике Казахстан по трудовым договорам; 4) доходы работников-нерезидентов в виде гонораров руководителей и (или) иных выплат, получаемых членами органа управления (совета директоров, правления или иного органа) в связи с выполнением возложенных на таких лиц управленческих обязанностей в отношении юридического лица-резидента. При этом место фактического выполнения управленческих обязанностей таких лиц не имеет значения; 5) доходы работников-нерезидентов в виде надбавок, выплачиваемых в связи с проживанием в Республике Казахстан; 6) доходы работников-нерезидентов, работающих в Республике Казахстан, в форме компенсации расходов, понесенных работодателем или нанимателем на их материальные, социальные блага или иные материальные выгоды, в том числе расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск. Кроме того, с 1 января 2004 г. объектом обложения социальным налогом стали не только расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов, но и доходы иностранного персонала, работающего в Казахстане по договору об оказании услуг между нерезидентом без образования постоянного учреждения и иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в Казахстане через постоянное учреждение. Социальный налог исчисляется по регрессивной шкале: начиная с 20 до 7 процентов - за казахстанских работников и с 11 до 5 процентов - за иностранных специалистов административно- Индивидуальный подоходный налог (ИПН) Объектами обложения ИПН являются: 1) доходы, облагаемые у источника выплаты: а) доход работника; б) доход от разовых выплат; в) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов; г) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей; д) стипендии; е) доход по договорам накопительного страхования. 2) доходы, не облагаемые у источника выплаты: а) имущественный доход; б) доход индивидуального предпринимателя; в) доход адвокатов и частных нотариусов; г) прочие доходы, не относящиеся к облагаемым у источника выплаты, а также доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан. Вышеуказанные доходы подлежат обложению ИПН по ставке 10 процентов, кроме доходов в виде дивидендов, облагаемых по ставке 5 процентов. Исчисление и удержание налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, производится налоговыми агентами. Налоговые проверки Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) документальные, которые делятся на комплексные, тематические, встречные и дополнительные проверки; 2) рейдовая проверка; 3) хронометражное обследование. Следует особо отметить, что налоговое законодательство Республики Казахстан не запрещает проведение повторных проверок, т.е. проверок по одним и тем же налогам и другим обязательным платежам в бюджет, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный период. Проведение налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика. Налоговый кодекс устанавливает ограничения на периодичность проведения налоговых проверок (например, комплексные проверки не могут проводиться чаще одного раза в год). Срок проведения налоговых проверок, указываемый в выдаваемых предписаниях, не должен превышать 30 рабочих дней с момента вручения предписания. В определенных Налоговым Кодексом случаях указанный срок может быть продлен органами налоговой службы. По завершении налоговой проверки на основе отраженных результатов в акте налоговой проверки органом налоговой службы выносится уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени, которое направляется налогоплательщику (налоговому агенту). Налогоплательщик вправе обжаловать уведомление в вышестоящий орган налоговой службы в течение 30 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику уведомления. Подача жалобы налогоплательщика в суд приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления по акту налоговой проверки. По жалобе налогоплательщика выносится мотивированное решение в срок не позднее 30 рабочих дней с момента регистрации жалобы. Далее налогоплательщик может подать жалобу в уполномоченный государственный орган (Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан) в течение 30 рабочих дней с момента получения им решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения его жалобы на уведомление либо отсутствия такого решения по истечении установленного Налоговым Кодексом срока. Уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени, а также любые другие решения органов налоговой службы могут быть обжалованы налогоплательщиком в суде в течение 3-х месяцев со дня получения незаконного по его мнению решения. Пропуск указанного срока для обращения с заявлением не является основанием для суда к отказу в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении заявления. Ответственность за налоговые правонарушения и преступления Законодательством Республики Казахстан предусматривается административная ответственность за совершение налоговых правонарушений. На практике наиболее часто налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за следующие правонарушения: - сокрытие объектов налогообложения; - нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения; - занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации; - превышение суммы фактически исчисленного КПН за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 20%; - неудержание или неполное удержание налоговыми агентами и иными уполномоченными органами (организациями) сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет; - нарушение порядка и правил маркировки; - нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налога или иных обязательных платежей в государственный бюджет с организаций путем непредставления декларации о совокупном годовом доходе в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов или иных обязательных платежей в государственный бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения или иных обязательных платежей, или фактического местонахождения организации, если это деяние повлекло неуплату налога или обязательных платежей в крупном размере. В настоящее время «крупный размер» составляет более 2 184 000 тенге. Если по результатам налоговой проверки органы налоговой службы путем выставления уведомления начисляют налоги или другие обязательные платежи на сумму, превышающую 2 184 000 тенге, то они в обязательном порядке передают материалы дела в соответствующий орган финансовой полиции для рассмотрения вопроса о необходимости привлечении виновного лица к уголовной ответственности |