Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:33, доклад
Несравненно чаще в Европе существовала практика различных повинностей. В соответствие с феодальным правом все вассалы были обязаны своему суверену кроме военной службы также денежными повинностями: 1) когда суверен попадал в плен – на его выкуп; 2) когда он выдавал свою дочь замуж – на ее приданное; 3) когда он возводил своего старшего сына в рыцарское достоинство. Величина повинностей определялась случаем при произволом короля. Кроме того, в феодальном праве практиковалось достаточное количество так называемых ленных прав: право суверена на первую покупку и поставку товара; право суверена на бесхозяйное добро.
В Европе 16-17вв. рациональная практика
налогообложения практически
Несравненно чаще в Европе существовала практика различных повинностей. В соответствие с феодальным правом все вассалы были обязаны своему суверену кроме военной службы также денежными повинностями: 1) когда суверен попадал в плен – на его выкуп; 2) когда он выдавал свою дочь замуж – на ее приданное; 3) когда он возводил своего старшего сына в рыцарское достоинство. Величина повинностей определялась случаем при произволом короля. Кроме того, в феодальном праве практиковалось достаточное количество так называемых ленных прав: право суверена на первую покупку и поставку товара; право суверена на бесхозяйное добро.
Существовало огромное количество разнообразных временных налогов. При этом не было фискального государственного аппарата. В практике сбора налогов вновь произошел возврат к откупной системе. Откупщики выкупали налоги у государства, внося полностью сумму налога в казну, а затем осуществляли сбор налогов с населения, учитывая свою прибыль, которая достигала иной раз четверти цены откупа. Основное налоговое бремя ложилось обычно на людей третьего сословия – сельских жителей и горожан недворянского происхождения, хотя в некоторых странах деления на податные и неподатные сословия не было, и налоги вносили все, включая крупных земледельцев – дворян и духовенство. Доминирующими были налоги: поземельный, со строений, подушные (поголовные), акцизы, таможенные пошлины, коммунальные и местные. Вместе с тем развитие института государства настоятельно требовало замены практики случайных налогов рациональной системой налогообложения, что и было реализовано в следующем историческом периоде, который приходится на конец 17-начало 19 веков.
Данный период в развитии налогообложения обусловлен появлением первых налоговых теорий и формированием первых налоговых систем.
В этот период произошли чрезвычайно важные перемены в экономической жизни Европы: товарный строй хозяйства полностью вытеснил натуральный, значительно возросли потребности государства и необходимо было изыскивать новые источники государственных доходов. В европейских странах оформляется так называемая модель административного государства, возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых. Государство берет на себя реализацию фискальной функции: устанавливает квоту налогообложения, организует процесс сбора налогов, более и менее регламентируя его организацию.
Именно в данный период происходит существенное смещение акцентов в сторону развития практики косвенно налогообложения. Масса новых косвенных налогов пополняет бюджеты западноевропейских государств. В Англии, например, в течение 20 лет существования республики при Кромвеле (1599-1658) было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались самые экзотические объекты, например, коробка для масла или соломенная труха. В Голландии в 17в. косвенных налогов было такое множество, что по словам историка де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, уплачивалось до 34 различных акцизов.
Аргументируя склонность практики к доминированию косвенного налогообложения. назначенный в 1769 г. министром финансов Франции аббат Тэрре говорил: «Налоги на расходы наименее обременительны…они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно». Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: «продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко». Тот же аббат Тэрре в 1770 г.собственноручно начертал на письме одного интенданта известную надпись: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины». Результатом такой практики стало превалирование практически во всех европейских странах доходов от косвенных налогов над доходами от прямых налогов.
Вместе с тем прямые налоги того периода также отличались своей многозначительностью, порой даже случайностью и странностью. В числе наиболее курьезных, не знающих границ фантазии, можно назвать налоги на холостяков, покойников, соловьев и собак. Изобретательностью характеризуется также обложение специфических форм использования доходов. Это налоги на скаковых лошадей и экипажи, меха и другую богатую одежду, различные драгоценности и украшения, двери и окна, необывчного вида сооружения и посторойки. В частности, налог на двери и окна, просуществовавший во Франции до 19 в., взимался налоговым контролером, пересчитывающим двери и окна, выходящие на улицу. Именно благодарю его негативному воздействию объясняется странная архитектура старинных французских построек, не имеющих дверных и оконных проемов с уличной стороны. Жители таких домов до сих пор пожинают плоды этого налога, пользуясь выходами во внутренний двор.
Еще более странен так называемый налог на воздушную колонну, которым облагались выступающие эркеры и балконы вплоть до начала 20 в. Возник он в результате появления теории, обосновывающей, что эркеры или балкон стоят на воздушной колонне, основание которой находится на земле, принадлежащей городу, в силу чего их следовала облагать налогом.
Одним из самых интересных является древнеанглийский налог за убийство, взимающийся с владельца поместья в случае, когда на его территории в течении шести последних месяцев совершилось убийство, раскрыть которое не удавалось. Данный налог выполнял кроме фискальной также воспитательную функцию, заставляя владельца более внимательно относится к состоянию дел в своем поместье.
Свою значимость сохраняли подушный и подоходный налоги. Они пока не имели всеобщего характера и реализовались с учетом классовых различий. Так, дворянство и духовенство повсеместно освобождались от них. Зато крестьянство и буржуазия отдавали государству в виде прямых налогов до 10-15% своих доходов.
Принципиально
иным становится подход к введению налогов.
Демократические основы, закладываемые
в государственном управлении европейских
стран того периода, постепенно реализуются
и в данном вопросе. Провозглашенный еще
в 1214 г. английской «Великой хартией вольностей»
принцип введения налогов только с согласия
нации реализуется в 1689 г. в «Билле о правах»,
закрепившем за представительными органами
власти право утверждать все государственные
расходы и доходы. Во Франциианалгичное
право предоставляется парламенту несколько
позже – в 1791 г. после Великой Французской
революции.
Третий период – начало 19в – по настоящее
время. Данный период в развитии налогообложения
характеризуется кардинальным совершенствованием
налоговых систем. Оно было обусловлено
борьбой экономических интересов различных
классов и значительными научно-методологическими
достижениями в данной сфере. В начале
19в приобретают логическую завершенность
принципы налогообложения, укореняется
представление о необходимости и постоянстве
налогов, формируется убеждение, что чрезмерное
количество налогов не только не отвечает
своему назначению, но и тормозит экономическое
развитие, тем самым наносится ущерб казне.
данный период отличается гораздо меньшим
количеством налогов и их однообразием.
Формы налогов становятся более определенными,
правила администрирования – более проработанными,
а при выборе объекта налогообложения
предпочтение отдается таким податным
источникам, которые обещают крупный доход.
Значительное влияние на развитие практики налогообложения оказывают конфликтные столкновения интересы различных классов. Например, в Англии упорная борьба между земледельцами и капиталистами, обострившаяся еще к концу 18в., приводит сначала к снижению, а потом и к отмене земельного налога. По мере роста значения промышленного и торгового капитала постепенно ликвидируется масса косвенных налогов, отягощающих промышленное производство и торговлю. С начала 19в все настойчивее заявляют о себе интересы рабочего класса. В результате актуальными становятся вопросы отмены тех налогов, которые в наибольшей степени обременяют беднейшие слои населения: в 1825г отменяется налог на соль, в 1846 г. – налог на хлеб.
в борьбе интересов различных классов складывались налоговые системы не только Англии, но и других европейских государств. Причем если в начальный период промышленного капитализма 19 в. эти системы состояли из прямых и множества косвенных налогов, то к концу 19в на передний план вымтупают прямые налоги подоходный и наследственный Косвенные налоги отступают на второй план, хотя и сохраняется незначительное число наиболее доходных налогов на потребление. В этот период отмечается прогресс финансовой науки. Во второй половине 19в. многие страны реализуют отдельные научные разработки в практике налогообложения. Однако венцом теоретической мысли, безусловно, явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны. Именно в это время закладывается архитектура современной системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходный налог занимает ведущее место.
Дальнейшие реформы налоговых систем определяются несколькими важнейшими событиями XX в.
Мировой
кризис 1929–1933 гг. подвел практику налогообложения
к использованию налоговых
В конце 40–х годов тяжелейшее состояние послевоенной экономики ведущих западноевропейских стран спровоцировало проведение денежных реформ, что в свою очередь привело к пересмотру проводимой ими налоговой политики. Через налогообложение стало осуществляться перераспределение национального дохода через финансирование приоритетных отраслей промышленности, стимулирование инвестиций и внешнеэкономической деятельности.
В
50–70–е наибольшее распространение
получили налоги на вновь создаваемую
хозяйствующим субъектом
В 80–е годы отмечены проведения широкомасштабных налоговых реформ почти во всех ведущих странах мира. Налоговые преобразования были вызваны либерализацией политики государственного регулирования экономики, стремлением к унификации налоговых систем, а также рекомендациями Маастрихтского соглашения по сокращению бюджетных дефицитов, возросших в результате значительных инфляционных процессов, и необходимостью снижения налогового бремени. Реформирование фискальных систем ориентировалось на уменьшение состава и упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и юридических лазеек для уклонения от уплаты налогов, а также на повышение эффективности функционирования налоговых систем в целом.