Налогообложение организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Налоговая система в Республике Беларусь начала создаваться в 1991 году, когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О налоге на доходы и прибыль», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. К настоящему времени в некоторые из них внесены изменения и дополнения, некоторые утратили силу в связи с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Цель моей работы - раскрыть сущность налога

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 24.81 Кб (Скачать)

Введение 

       Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

       Налоги стали известны еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов  можно выделить три крупных этапа.

     На  начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала Средневековья) государство не имело финансового  аппарата, способного определить, сколько  и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

     На  втором этапе(XVI-нач. XIX) Государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

     И, наконец, третий современный этап- государство  берет в свои руки все функции  установления  и взимания налогов, и на сегодняшний день сложилась  широкая практика применения государством правил налогообложения. региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или  иную степень самостоятельности.

     Важное  место налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия.

С помощью  налогов определяются взаимоотношения  субъектов предпринимательской  деятельности с государственными и  местными бюджетами, с банками, а  также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение  иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства  путем предоставления им налоговых  льгот. Государство, приводящее в жизнь  грамотную налоговую политику, имеет  возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права.

     Налоговая система в Республике Беларусь начала создаваться в 1991 году, когда был  принят пакет законопроектов о налоговой  системе. Среди них закон «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О налоге на доходы и прибыль», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. К настоящему времени  в некоторые из них внесены  изменения и дополнения, некоторые  утратили силу в связи с введением  в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

     Цель  моей работы - раскрыть сущность налога  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1.Теоретические аспекты налогообложения организаций.

     Предпосылкой  для возникновения налогов стало  формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства  и воздействия на экономическую  жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения  широкого круга социальных проблем  общества.

     Налогообложение старо как мир. На ранних ступенях государственной организации начальной  формой налогообложения можно считать  жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно  на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким  образом становилось принудительной выплатой или побором. В Древнем Риме налоговая система была во многом схожа с налоговой системой современной Беларуси. Одним из самых известных тогда налогов была "десятина": десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

     На  протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в  виде различных натуральных податей  и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с  покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели  денежную форму.

     Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет.

     Первой  теоретической работой, посвященной  проблемам налогообложения, является "Трактат о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения.

     Налог - это поступление средств в  бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.

     Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение  величин налогов и их ставок, а  также порядка уплаты налогов  и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам .

     Прежде  всего, остановимся на вопросе о  необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые  для содержания ... публичной власти..." . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории  плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги".

     В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

     Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущества юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота  некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

     По  налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

     - необлагаемый минимум объекта  налога;

     - изъятие из обложения определенных  элементов объекта налога;

     - освобождение от уплаты налога  отдельных лиц или категории  плательщиков;

     - понижение налоговых ставок;

     - вычет из налогового оклада (налогового  платежа за расчетный период);

     - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

     - прочие налоговые льготы

     В зависимости от степени разделения властей налоговая система может  быть двух-, трехзвенной. В странах  с федеральным делением (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты и т.д.) и местном [2, с. 270]. В государствах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровневая система, включающая общегосударственные и местные налоги.

     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции.

     Налоги  выполняют три важнейшие функции.

     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

     2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

     3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

     Фискальная  функция: т.е. изъятие части доходов  предприятий и граждан для  содержания государственного аппарата, обороны станы и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. .

     Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства  в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

     Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования  и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую  налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным  выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем .

     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.

     Классификация налогов - это группировка налогов  по различным признакам .

     Наиболее  существенное значение в современной  теории и практике налогообложения  имеют следующие основания классификации  налогов:

     1) по способу взимания налогов;

     2) по субъекту-налогоплательщику;

     3) по органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги;

     4) по порядку введения налога;

     5) по уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж;

     6) по целевой направленности введения  налога;

     7) по срокам уплаты налогов.

     1.По  способу взимания налогов. Согласно  данному основанию, различают  прямые и косвенные налоги.

Информация о работе Налогообложение организаций