Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 23:16, курсовая работа
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики. Целью данной работы является исследование механизма функционирования налогообложения предприятий малого бизнеса, последовательность образования налоговых ставок. Задача курсовой – анализирование существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов, варианты возможного развития налоговой системы России. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Налогообложение, как элемент финансовой политики…………..5
1.1. Современная налоговая система России………………………………….....5
1.2. Налогообложение, действующее в современной России…………………17
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..20
Глава 2. Налогообложение предприятий малого бизнеса…………………26
2.1. Упрощенная налоговая система……………………………………………26
2.2. Единый налог на вмененный доход(ЕНВД)……………………………….28
2.3 Единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН) ………………………….....31
Глава 3. Налоговые реформы и перспективы налогообложения на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………...…33
3.1. Налоговые реформы……………………………………...…………………..33
3.2. Перспективы………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….
В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).
В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущество налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным примером является ЕСН.
Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии и регрессии простой и сложной (каскадной). Простая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Сложная, или как ее еще называют каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.
В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:
1) налоги с твердыми (специфическими) ставками – величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
2) налоги с процентными (адвалорными) ставками – величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговая база); к таковым относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС;
3) налоги с комбинированными (смешанными) ставками – величина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирования) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером налога является ЕСН.
6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером служит ЕСН, поступление от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.
7. Классификация налогов по срокам уплаты означает, что различают налоги срочные и периодические. Срочные (их называют разовые) – это налог, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006г. служил налог на наследования или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их называют регулярные или текущие) – это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки (месяц, квартал или год)
8. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты. В соответствии с ней различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).
9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления, подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус – на ней построена вся последовательность изложения НК.
Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико - методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления.
Глава 2 Налогообложение на предприятиях малого бизнеса
Специальные налоговые режимы введены Федеральным. законом от 29 декабря 2001г. И включены в раздел VIII Налогового кодекса РФ. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов одним налогом. Малого бизнеса непосредственно касается глава 26.2 «Упрощенная система налогов» (От 27 июля 2002г.), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельного вида деятельности» (от той же даты, что и УСН), 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропредпринимателей» (от 11 ноября 2003г.)
2.1 Упрощенная система налогообложения (УСНО)
Право добровольного перехода к УСНО или возврата к общему режиму налогообложения предоставляется всем субъектам малого бизнеса (при определенных условиях). Однако существует перечень организаций, которые в соответствии с действующим законодательством не могут перейти на УСНО. К ним относятся:
организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
банки и страховщики;
негосударственные пенсионные фонды;
инвестиционные фонды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
ломбарды;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, и некоторые другие.
Для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на УСНО установлены следующие ограничения:
1. Их доход от реализации за 9 месяцев того года, когда подается заявление о переходе, не должен превышать 11 млн. руб. (без НДС и налога с продаж)
2. Средняя численность их работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Госкомитетом РФ по статистике, не должна превышать 100 человек.
3. Остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн. руб.
Процедура перехода. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право на переход к УСНО, подают с 1 октября по 30 ноября в налоговый орган заявление о желании применять эту систему уплаты налога. Для этого в налоговом органе регистрируется книга учета доходов и расходов:
до начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе;
по окончании налогового периода, если она ведется на электронном носителе;
Налогоплательщики УСНО являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке.
Организации, перешедшие на УСНО, освобождены от налогов на прибыль организаций, с продаж, на имущество организаций, а также ЕСН и НДС (кроме НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), которые им заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО, освобождены от налогов на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), с продаж, на имущество физических лиц (в отношении имущества используемого для предпринимательской деятельности), а также ЕСН (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, выплат и иных вознаграждений, исчисляемых ими в пользу физических лиц) и НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)
Объекты налогообложения определяются по двум вариантам: первый вариант – доход; второй вариант – доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения, но не могут менять его в течение всего срока применения УСНО.
С 1 января 2005г. для всех плательщиков единого налога объектом станет доход, уменьшенный на величину расходов.
Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить.
Для всех плательщиков единого налога, работающих по УСНО, датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Метод начисления по этому налогу не используется.
2.2 Единый налог на вмененный доход(ЕНВД)
Вмененный доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета единого налога по установленной ставке.
Организации и индивидуальные предприниматели, получившие право на ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговой инспекции не позднее 5 дней с момента начала осуществления бизнеса по этой системе налогообложения. Они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством.
Налогоплательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где введен ЕНВД.
Система налогообложения ЕНВД применяется к следующим видам предпринимательской деятельности:
оказанию бытовых услуг. Это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН);
оказанию ветеринарных услуг по перечню, предусмотренному нормативными правовыми актами РФ, а также ОКУН;
оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.С 2006г. услуги по автозаправке не переведены на ЕНВД;
оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и груза, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют на праве собственности и (или) распоряжения не более 20 транспортных средств;
розничной торговле , осуществляемой через объекты стационарной торговой сети (через магазины, павильоны), имеющие торговые залы.
розничной торговле через объекты стационарной торговой сети (через киоски, палатки, лотки), не имеющие торговых залов, и розничной торговле через объекты нестационарной торговой сети;
развозной (разностной) торговле, за исключением торговли подакцизными товарами, изделиями из драгоценных металлов, меховыми изделиями некоторыми другими.
оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей и не имеющие залов обслуживания посетителей;
распространению и (или) размещению наружной рекламы в зависимости от нанесения изображения и от места размещения (в трамваях, автомобилях, резных судах и т.д.)
оказанию услуг по временному размещению и проживанию;
оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест на рынках или в других местах торговли.
Если налогоплательщики осуществляют наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иную предпринимательскую деятельность, то они исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении этой иной деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговая ставка составляет 15% вмененного дохода.
Сумма налога рассчитывается с учетом ставки, базовой доходности[2], физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики обязаны уплачивать ЕНВД по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов, соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством.
Если налогоплательщик осуществляет разные виды деятельности, хотя облагаемые единым налогом , но по разным физическим показателям и базовой доходности, учет должен быть также раздельный по каждому виду деятельности.
Сумма налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
2.3 Единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН).
Информация о работе Налогообложение на предприятиях малого бизнеса