Налогообложение Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Работа содержит 1 файл

курсовая-налоговая система Испании.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

        -сумма уплаченного налога того же вида за пределами Испании;

        -сумма, которая была бы выплачена, если бы доходы поступили на территории Испании.

     В случае если организация получает доходы от нескольких типов деятельности, льготы применяется к общей сумме  доходов, полученных на территории одной страны, в свою очередь доходы от деятельности филиалов исчисляются по отдельности.

     Порядок налогообложения доходов организаций  нерезидентов Испании может быть изменен применением норм международных  соглашений и конвенций. Если предприятие  является резидентом страны участницы Конвенции об избежании двойного налогообложения и получает доходы на территории Испании, следует учитывать нормы Конвенции в целях корректного налогообложения последнего[13].

     Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал была подписана в г.Мадриде 16 декабря 1998 года. Она заменила собой Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 года [4].

     1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании

 

     В большинстве стран мира уклонение  от налогов - основная проблема, с которой  приходится бороться государству. Для Испании также такая проблема не чужда. Повысить собираемость налогов в Испании удалось с помощью ряда мер.

     Во-первых, проводилась постоянная разъяснительная  работа, цель которой - убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодности уплаты налогов, значительная часть которых идет на нужды образования. В сознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важным условием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуют развитию экономики.

     Во-вторых, в Испании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующих все доходы, получаемые гражданами.

     В-третьих, установлен жесткий контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое агентство. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и перекрестный (сопоставлением различных данных инспекциями на местах). Заполняемые декларации в Испании хранятся не менее четырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать её у любого гражданина в любой момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков  в Испании  обязаны  вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить налоги достаточно велико. Механизм утаивания доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост. Предприниматели просто не фиксируют поступающую прибыль или переводят ее на счета подставных фирм. Многие прибегают к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству приходят налоговая полиция и суд, возвращающие в государственную казну миллионы, укрытые от налогообложения.

     Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, приняв во внимание зарубежный опыт.

 

     2 Анализ действующей практики налогообложения Испании

     2.1 Анализ влияния  налогов на экономику  страны

 

     Мировой финансово-экономический кризис сильно ударил по позициям Испании, поставив перед ней вопрос о поиске путей выхода из специфической, как оказалось, ситуации, в которой оказалось государство.

     До кризиса, начавшегося  в 2008 году, экономика Испании была наиболее динамичной среди стран  ЕС и привлекала значительный приток инвестиций из-за рубежа. Результатом ускоренного экономического развития стало создание современной структуры экономики, в которой доминирует сфера услуг, практическая ликвидация отставания Испании от крупнейших европейских стран (Франция и Германия) по показателю ВВП на душу населения [14].

     20 декабря Организацией  экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) был опубликован  очередной годовой отчет об  экономической ситуации в Испании,  в котором не только дается  анализ текущих финансово-экономических показателей, но и приводятся рекомендации возможных действий, направленных на стабилизацию и повышение уровня роста экономики Испании. Отчет отмечает, что в результате всемирного экономического кризиса Испании испытала те же проблемы, что и большинство развитых стран. Однако, в отличие от других государств, кризис в Испании оказал необычайно сильное влияние на рост уровня безработицы. В соответствии с прогнозами, текущий год может стать рекордным в этом отношении, и к его окончанию уровень безработицы в стране достигнет 20%.

     Уровень дефицита национального бюджета Испании уже составляет около 9,2%.

     По  мнению авторов анализа, налоговая  система Испании в настоящее  время ориентирована в первую очередь на получение дохода от «рабочих налогов», в число которых включаются, в первую очередь, подоходные налоги юридических и частных лиц. Первоочередной мерой, по мнению ОЭСР, должна стать смена приоритетов в вопросах государственной налоговой политики, которая позволит правительству получать большие доходы от налогов на потребление и на недвижимость.

     Кроме этого, ОЭСР призывает правительство  Испании повысить доступность высшего  и средне –специального образования  для молодежи страны, что может  позволить уже в самый короткий срок значительно поднять общий  уровень квалификации работников страны.

     В течение двух последних  лет экономического спада государственный  бюджет Испании из профицитного стал дефицитным, а государственный долг вырос с 36% до 55% ВВП страны. Исполняя требование Европейского союза, правительство Испании обязалось в течение трех лет сократить дефицит бюджета с нынешних 11,4% ВВП до разрешенных в зоне евро 3%. Это означает урезание государственных расходов на EUR50 млрд., хотя испанские власти уверяют, что социальных статей бюджета экономия не коснется.

     2.2 Анализ доходов  и расходов государственного  бюджета Испании

 

     Правительство Испании представило бюджет на 2011 г., увеличивающий налоговые сборы для состоятельных граждан в рамках программы жесткой экономии.

     Согласно  плану нового бюджета, расходы правительства  будут урезаны примерно на 10 млрд долл., или 7,9%. Ранее планировалось сократить расходы кабинета министров на 7,7%. Также правительство заявило о намерении повысить подоходный налог на 1% для тех, кто зарабатывает больше 120 тыс. евро в год, и на 2% - для зарабатывающих более 175 тыс. евро в год.

     Уровень безработицы в Испании, по прогнозам, в 2011г. составит 18,9%. Ранее называлась цифра в 19,3%.

     По итогам 2009г. дефицит бюджета Испании составил 11,2% от ВВП страны при том, что нормы Европейского союза разрешают максимальный дефицит на уровне 3%. Чтобы сократить дефицит к 2011г. до 6% ВВП, правительство страны разработало целый пакет мер: сокращение зарплат госслужащих на 5%, приостановку государственных инвестиций в социальные проекты, а также замораживание пенсий.

     В частности, власти разместили пятилетние гособлигации на сумму 2,6 млрд евро. Средняя доходность размещенных бумаг составила 4,3% против 4,5% в ходе последнего подобного аукциона, проведенного в январе [10].

     Также были размещены трехлетние долговые бумаги на сумму 1,15 млрд евро по ставке в 3,59%, что выше, чем во время последнего аукциона по этому виду бумаг, состоявшегося 3 февраля. Тогда ставка составила 3,25%, объем размещения — 1,89 млрд евро.

     В начале февраля международное рейтинговое  агентство Standard & Poor’s подтвердило  долгосрочный рейтинг государственных облигаций Испании на уровне «AA» и краткосрочный рейтинг на отметке «A-1+» с «негативным» прогнозом. Агентство отметило, что рейтинги страны будут оставаться под давлением из-за высокого уровня задолженности частного сектора, сохраняющихся угроз для конкурентоспособности экономики Испании, сложной ситуации на рынке труда и слабой внешней финансовой позиции.

     Ниже  приведена таблица 3 доходов и расходов:

Таблица 3 – Бюджет Испании за 2008-2010 гг.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное отклонение, евро Темп роста, %
Доходы, млрд. евро в т.ч.: 489 468 498 9 101,8
-Налоги, млрд. евро 291,93 294,8 322 30 110,3
-Доходы от социального страхования 152 159 163 11 107,2
-Прочие доходы, млрд. евро 45 14 13 -32 28,88
 

Продолжение таблицы 3

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное  отклонение, евро Темп роста, %
Расходы, млрд. евро, в т.ч.: 582 567,78 551,4 -31 95
-Услуги органов власти, млрд. евро 50 53 56 6 112
-Охрана и безопасность, млрд. евро 45 54 51 6 113
-Экономические услуги, 34 37 45 11 132
-Здравоохранение, 81 82 86 5 106
-Образование, 40 39 38 -2 95
-Социальная защита, 135 141 145 10 107
-Защита окружающей среды, 51 54 56 5 109
-Отдых, культура, религия, 146 108 75 -71 51
Дефицит, млрд. евро 93 99,78 53,4 -40 57
 

     По  данным бюджета за 2008-2010 гг. видно, что  бюджет Испании дефицитный: за период разница между доходами и расходами  сократилась почти в два раза с 93 млрд. евро в 2008 г.  до 53,4 млрд. евро в 2010 г., что связано, прежде всего, с  эффективной налоговой политикой Испании, поскольку налоговые доходы в структуре бюджета за период увеличились на 10,3 % и составили в 2010 г. 322 млрд. евро.

     Также в структуре бюджета огромную долю занимают доходы от социальных взносов, которые за 2008-2010 гг. увеличились  на 7,2 % и составили 163 млрд. евро. Рост доходов социальных фондов связан с огромной социальной защитой в странах Западной Европы и программой Правительства Испании до 2020 г. по социальному обеспечению населения. Кроме того, кризис 2008 г. способствовал уходу либерального Правительства «прокапиталистского толка» и прихода к власти социалистического Правительства, которое нацелено на социальную защиту и выполнение социальных программ.

     Прочие  доходы снизились значительно на 32 млрд. евро и составили в 2010 г. 13 млрд. евро, что связано с проблемами во внешнеторговой деятельности Испании, снижением спроса на туристические услуги в период 2008-2009 гг.

     Расходы Испании за 2008-2010 гг. больше доходов, что привело к дефициту, однако он неизбежен, поскольку экономика требует средств. 

     Положительной тенденцией является отставание темпов роста расходов от доходов, что говорит  об эффективности мер Правительства  по выходу их кризиса 2008 г.

     Для более глубокого анализа структуры  экономики Испании проанализируем основные налоги Испании и их динамику в таблице 4: 

Таблица 4 – Структура налоговых доходов Испании в 2008-2010 гг.,

                     в млрд. евро

Виды  налогов 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное  отклонение, млрд. евро Темп роста, %
НДС 112 120 140 28 125
Налог на недвижимость и передачу имущества 12 15 17 5 142
Налог на прибыль корпораций 57 59 61 4 107
Подоходный  налог 45 47 43 -2 96
Налог на игорный бизнес 3 4 4 1 133
Налог на наследство 1 1,4 2 1 200
Налог на экономическую деятельность 34 37 38 4 112
Налог с продаж ценного имущества и  оформления документов 24,94 8,2 12 -13 48
Иные  налоги 3 3,2 5 2 167
Всего доходов от налогов 291,93 294,8 322 30 110,3
Социальные  взносы 152 159 163 11 107,2
Всего налоговых доходов 444 454 485 41 109,3

Информация о работе Налогообложение Испании