Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:26, реферат
: Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства.
Введение.............................................................................................................3
Глава1. Правовое регулирование основных видов налогов........................5
1.1 Подоходный налог с физических лиц..................................................5
1.2 Налог на имущество физических лиц................................................9
1.3 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения……………………………………………………………………11
Глава 2. Документы и их правовое значение в сфере налогообложения физических лиц…………………..……………………………………………14
2.1 Виды документов, предоставляемых физическими лицами при
налогообложении доходов по месту основной
работы (службы, учебы).................................................................... 15
2.2 Виды документов, предоставляемых в налоговые органы физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью...........................................................................................17
Глава 3. Ответственность физических лиц за нарушение
налогового законодательства..................................................................18
Заключение.............................................................................................. 22
Литература............................................................................................... 23
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение......................
Глава1. Правовое регулирование основных
видов налогов.......................
1.1 Подоходный налог с физических лиц...........................
1.2 Налог на имущество физических
лиц...........................
1.3 Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения…………………………………………………………
Глава
2. Документы и их правовое значение
в сфере налогообложения физических
лиц…………………..……………………………………………
2.1 Виды документов, предоставляемых физическими
лицами при
налогообложении доходов по месту основной
работы (службы, учебы)........................
2.2 Виды документов, предоставляемых в
налоговые органы физическими лицами,
занимающимися предпринимательской деятельностью................
Глава
3. Ответственность физических лиц за
нарушение
налогового законодательства..............
Заключение....................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность
темы: Реформирование экономики России,
нацеленное на переход к рыночным отношениям,
обусловливает возрастание роли налогов
и их воздействия на различные стороны
жизнедеятельности общества и государства.
Налоги выступают основным источником
доходов бюджетной системы, включая бюджеты
всех трех уровней (федеральный, субъектов
Федерации и местные) и, следовательно,
решающим фактором в создании финансовой
базы, необходимой для выполнения социально
- экономических и других задач государства,
в том числе обеспечения обороноспособности
и безопасности страны, материальной гарантированности
прав человека и гражданина. Налоги - необходимый
элемент механизма государственного регулирования
рыночной экономики, без которого немыслимо
ее целенаправленное развитие с учетом
интересов общества.
В Российской Федерации, как и в других
странах мира, существует разветвленная
система налогов, взимаемых с собственных
граждан, лиц без гражданства и иностранных
граждан. В российском законодательстве
90-х гг. эти три категории налогоплательщиков
именуются обобщенным термином - физические
лица. В 1992 г. система налогообложения
физических лиц существенно изменилась.
При сохранении наиболее крупного налога
- подоходного были отменены некоторые
ранее установленные налоги, а именно:
налог на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан, существовавший как дополнение
к подоходному налогу; сельскохозяйственный
налог; налог с владельцев строений. Однако
взамен было установлено несколько новых
платежей, поглотивших или преобразовавших
прежние. Налоги, взимаемые государством
с населения, выполняют функции, свойственные
налогам вообще. Но при этом они служат
и средством связи гражданина, причем
индивидуальной, с государством или органами
местного самоуправления, отражают его
индивидуальную причастность к государственным
(местным) делам, позволяют ощущать себя
активно действующим членом общества
по отношению к этим делам, дают основание
для контроля гос. органов, а также ответственности
государства (органов местного самоуправления)
перед налогоплательщиками.
В действующую с 1992 г. систему налогов
с физических лиц по законодательству
РФ включены: подоходный налог; налоги
на имущество; налог с имущества, переходящего
в порядке наследования или дарения. Кроме
того, с граждан в соответствующих случаях
взимается значительное число разнообразных
сборов, пошлин и других обязательных
платежей, включенных в налоговую систему
РФ.
Цель: рассмотреть все виды налогов которые взимаются с физических лиц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть правовое регулирование основных видов налогов;
2. Документы и их правовое значение в сфере налогообложения физических лиц;
3.Ответственность
физических лиц за нарушение
налогового законодательства;
ГЛАВА
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ
Подоходный
налог с физических лиц по сумме
поступлений в бюджет занимает 3
место после налога на прибыль
предприятий и налога на добавленную
стоимость и является основным налогом
с населения.
Главным документом, регулирующим взимание
подоходного налога, является Закон Российской
Федерации от 7 декабря 1991 года номер 1998-1
"О подоходном налоге с физических лиц"
(с последующими изменениями и дополнениями).
Методические разъяснения норм Закона
содержатся в Инструкции Госналогслужбы
Российской Фэдерации от 29 июня 1995 года
номер 35 "По применению Закона Российской
Федерации "О подоходном
налоге с физических лиц".
Плательщиками
подоходного налога являются:
1. Физические лица, имеющие постоянное
местожительство в России (резиденты).
К резидентам относятся лица, проживающие
в России в общей сложности не менее 183
дней в календарном году.
2. Физические лица, не имеющие постоянного
местожительства в Российской Федерации
(нерезиденты), в случае дохода на территории
России.
3. Иностранные личные компании, доходы
которых рассматриваются как доходы их
владедьцев. Владельцем личной компании
считается физическое лицо, в собственности
которого находится любая хозяйственная
единица, доходы которой в стране регистрации
личной компании не подлежат обложению
налогом на прибыль корпораций или иным
аналогичным налогом.
Возраст физического лица не влияет на
признание его плательщиком налога.
Объектом налогообложения у физических
лиц является совокупный доход, полученный
в календарном году
* у резидентов
- от источников в Российской
Федерации и за ее пределами;
* у нерезедентов - от источников в Российской
Федерации.
Устанавливая в качестве объекта налогообложения
совокупный годовой доход, законодатель
не поясняет понятие. По этому поводу существует
два мнения. Согласно первому - все блага,
полученные физическим лицом, являются
его доходом, согласно второму - только
часть благ является доходом, а остальная
часть к доходу не относится.
Отсутствие законодательного определения
дохода в настоящее время приводит к возникновению
спорных ситуаций при уплате подоходного
налога. Поэтому на основе анализа действующего
законодательства и правоприменительной
практики необходимо выработать определенные
критерии, которые позволят судить о возникновении
объекта налогообложения, а следовательно,
и правильно определить налогооблагаемую
базу для уплаты подоходного налога.
1) Содержание п. 1 и 6 ст. 3 Закона РФ "О
подоходном налоге с физических лиц"
свидетельствует о признании законодателем
того факта, что получение дохода, как
правило, связано с различного рода издержками
физического лица. Указанный закон не
содержит полного перечня таких издержек,
да его и невозможно предусмотреть. Отсутствие
дохода в указанном случае, а также в других
не предусмотренных налоговым законодательством
случаях объясняется наличием издержек
физического лица (убытков, расходов на
приобретение проданной впоследствии
вещи и т. п.), с которыми связано получение
опредеденных денежных сумм. Подобные
затраты существуют объективно, независимо
от признания их в налоговом законодательстве.
Следовательно, при установлении факта
возникновения дохода физического лица
необходимо учитывать любые понесенные
им издержки, связанные с получением данного
дохода. Таким образом, получаемые блага
могут считаться доходом только в случае
улучшения материального положения лица
(увеличение в целом его материальных
благ), т. е. при наличии у него состояния
дохода (доходности). Последнее имеет место
в случае превышения доходов над расходами
(затратами и издержками), связанными с
получением этого дохода. Компенсационные
выплаты и возмещение морального ущерба
не образуют дохода физического лица,
так как носят восстановительный характер.
2) Налоговой юрисдикции подведомственны
только те блага, которые могут быть материально
оценены, т. е. материальные блага (в отличие
от благ духовных).
3) Доходы определяются по отношению к
конкретному физическому лицу, т.е. при
налогообложении учитываются доходы,
полученные физическим лицом лично (личные
доходы).
4) Важным
критерием понятия "доход"
является также получение его
на законных основаниях. Такой
вывод следут из содержания ст. 1102 ГК
РФ, предусматривающий обязанность лица
возвратить имущество, преобретенное
без установленных законом, иными правовыми
актами или сделкой оснований (за исключением
случаев, предусмотренных в ст. 1109 ГК РФ).
Поэтому имущество, преобретенное в результате
преступной деятельности или по иным незаконным
основаниям, не относится к доходам физических
лиц, как приобретенное вследствие неосновательного
обогащения.
5) Критерием дохода является поступление
денежных средств или иного имущества
в собственность физического лица. Следовательно,
если физическое лицо получило какое-либо
имущество по договору аренды, безвозмездного
пользования и т. д. без перехода к нему
права собственности, то дохода у него
не возникает.
6) При
налогообложении учитывается
7) В разъяснениях государственных органов
прослеживается еще один критерий отнесения
каких-либо поступлений к доходу. Например,
если нормативными актами предусмотрено
бесплатное образование (за счет государства
или муниципалитетов), то получение таких
благ не включается в налогооблагаемый
доход физического лица (см. письмо Госналогслужбы
РФ от 17 мая 1996 г. номер 08-1-07/584). Это же относится
к передаче государством квартир в частную
собственность граждан, получению государственных
пенсий, стипендий, субсидий и т.д. Многие
из подобных случаев отражены в п. 1 ст.
3 Закона о подоходном налоге. Таким образом,
любые предусмотренные законодательством
блага, полученные за счет государства
или муниципалитетов, к доходу физического
лица не относятся.
Доход, с учетом вышеизложенного, можно
определить как материальные блага, получаемые
физическими лицами от других лиц (за исключением
государства и муниципалитетов), в результате
осуществления своей трудовой, предпринимательской
деятельности, а также полученные по иным
основаниям и улучшающие материальное
положение лица в целом.
Сумма всех доходов, полученных физическим
лицом за календарный год, за вычетом изъятий,
предусмотренных в п. 1 ст. 3 Закона о подоходном
налоге, составляет валовой (совокупный)
доход. Совокупный годовой (чистый) доход
(объект налогообложения) - это разница
между валовым доходом, полученным в течение
календарного года, и документально подтвержденными
расходами, связанными с извлечением этого
дохода.
При определении объекта следует иметь
в виду, что доходы, полученные в натуральной
форме, учитываются в составе совокупного
годового дохода по государственным регулируемым
ценам, а при их отсутствии - по свободным
(рыночным) ценам на дату получения дохода.
Невыполнение этого требования влечет
занижение дохода физического лица.
Удержанные с доходов физических лиц налоги
перечисляются в бюджет. Излишне удержанные
источником дохода суммы налога зачисляются
им в уплату предстоящих платежей или
возвращаются физическому лицу по его
заявлению. Предприятия, учреждения, организации
и физические лица, зарегистрированные
в качестве предпринимателей, обязаны
не реже одного раза в квартал предоставлять
налоговым органам по месту своего нахождения
сведения о суммах выплаченных физическим
лицам за истекший год доходов и об удержанных
с них сумм налога с указанием адресов
постоянного местожительства этих лиц.
Указанные сведения пересылаются в налоговые
органы по месту постоянного жительства
получателей доходов, и налоговые органы
учитывают их при проверке предоставляемых
физическими лицами деклараций. Налогообложение
доходов физических лиц налоговыми органами
осуществляется на основании деклараций
о фактически полученных в течение года
доходах, материалов проверок их деятельности
и сведений, полученных от предприятий,
учреждений, организаций и других физических
лиц.
1.2
Налоги на имущество
физических лиц
Закон
Российской Федерации "О налогах
на имущество физических лиц" был
принят 9 декабря 1991 г. Закон РФ от 9 декабря
1991 г. в едином акте установил налогообложение
имущества граждан, охватывающее разнообразные
его виды. Как исключение выделены
автомобили и другие транспортные средства
на пневмоходу, налогообложение которых
регулируется особым нормативным актом
(Закон РФ "О дорожных фондах в РФ"
от 18 октября 1991 г.), как и налогообложение
земли (Закон РФ "О плате за землю"
от 11 декабря 1991 г.). Круг объектов налогов
на имущество по действующему законодательству
в сравнении с недавним прошлым существенно
расширен. Плательщиками налогов на имущество
на основании Закона РФ "О налогах на
имущество с физических лиц" являются
физические лица, имеющие в собственности
объекты, указанные в данном законе (ст.2).
В круг этих физических лиц входят граждане
Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства при условии, что
данное имущество находится на территории
РФ.
К объектам налогообложения отнесены:
жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения, а также
моторные лодки, вертолеты, самолеты и
другие транспортные средства (за исключением,
как было сказано выше, автомобилей, мотоциклов
и других самоходных машин и механизмов
на пневмоходу). Обязанность уплаты налога
с этих объектов возникает у физических
лиц лишь в том случае, если они находятся
у него в собственности.
Определяя
ставки налога, закон делит обьекты
налогообложения на две группы.
1. За строения, помецения и сооружения
уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой
органами законодательной (представительной)
власти субъектов Российской Федерации
в размере, не превышающем 0,1 процента
от их инвентаризационной стоимости (или
в случае ее отсутствия - от стоимости,
определяемой по обязательному государственному
страхованию).
2. Транспортные средства облагаются налогом
в зависимости от мощности мотора по ставкам,
установленным с каждой лошадиной силы
или с каждого киловатта мощности. Размер
ставок определяется в процентах от размера
минимальной оплаты труда, действующего
на дату исчисления налога, и различаются
по видам транспортных средств. Исчисление
налогов возложено на налоговые органы,
которые вручают налогоплательцикам платежные
извещения не позднее 1 августа. Налог
на строения, помещения и сооружения исчисляется
на основании данных об их инвентаризационной
стоимости по состоянию на 1 января каждого
года. Эти данные предоставляются органам
коммунального хозяйства.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся
в общей долевой собственности нескольких
собственников, обязанности по уплате
налога несут каждый из собственников
соразмерно их доле собственности.
Налог на транспортные средства исчисляется
по состоянию на 1 января того года, за
который исчисляются платежи. Исчисление
производится на основании ежегодно предоставляемых
сведений организациями, осуществляющими
регистрацию транспортных средств, в налоговые
органы. По новым транспортным средствам
налог исчисляется с начала года, следующего
эа их приобретением. За транспортное
средство, находящееся в собственности
нескольких физических лиц, налог взимается
с того лица, на имя которого оно зарегистрировано.
В случае уничтожения, полного разрушения
строения, помещения, сооружения или транспортного
средства взимание налога должно быть
прекращено, начиная с месяца, в котором
они были уничтожены или полностью разрушены.
Если граждане не были своевременно привлечены
к уплате налога, то взыскание его может
быть произведено не более, чем за три
предыдущих года. Пересмотр неправильно
произведенного налогообложения допускается
также не более, чем за три предыдущих
года.
1.3
Налог с имущества,
переходящего в
порядке наследования
или дарения
Плательщики
налога - физические лица, которые принимают
имущество, переходящее в их собственность
в порядке наследования или дарения.
Это граждане РФ, иностранные граждане
и лица без гражданства, которые
становятся собственниками имущества,
переходящего к ним на территории
РФ на основании свидетельства о
праве на наследство или договора
дарения, нотариально удостоверенных.
Объекты налогообложения представляют
конкретно перечисленные в законе виды
имущества. Их перечень после принятия
Закона был расширен. Итак, к объектам
налогообложения отнесены: жилые дома,
квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих
товариществах, автомобили, мотоциклы,
моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные
средства, предметы антиквариата и искусства,
ювелирные изделия, бытовые изделия из
драгоценных металлов и драгоценных камней
и дом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных,
гаражно-строительных и дачно-строительных
кооперативах, суммы, находящиеся на вкладах
в учреждениях банков и других кредитных
организациях, средства на именных приватизационных
счетах физических лиц, имущественные
и земельные доли (паи), валютные ценности
и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Закон различает налогообложение имущества,
переходящего по наследству, и имущества,
переходящего в порядке дарения. Обязанность
уплаты налога с наследуемого имущества
установлена при превышении им стоимости
850-кратного установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда, а
имущества, переходящего в порядке дарения,
- 80-кратной минимальной месячной оплаты
труда. С превышающей части стоимости
налог и взимается.
При налогообложении имущества, переходящего
в порядке наследования, закон выделяет
три подгруппы налогоплательщиков: а)
наследники первой очереди; б) наследники
второй очереди; в) другие наследники.
В зависимости от принадлежности к какой-либо
из подгрупп установлены ставки налога.
Они зависят также от стоимости наследуемого
имущества. Так, при наследовании имущества
стоимостью от 850-кратной до 1700-кратной
минимальной заработной платы наследники
первой очереди уплачивают налог в размере
5 процентов от стоимости имущества, превышающей
850-кратную минимальную заработную плату,
наследники второй очереди - соответственно
10 процентов, а другие наследники - 20 процентов.
С увеличением стоимости имущества возрастают
и ставки налога.
Максимальные ставки установлены при
наследовании имущества стоимостью свыше
2550-кратной минимальной заработной платы:
для наследников первой очереди - в размере
127,5-кратной минимальной платы плюс 15 процентов
от стоимости имущества, превышающей 2550-кратную
минимальную заработную плату, а для наследников
второй очереди - соответственно 255-кратной
минимальной заработной платы плюс 30 процентов,
для других наследников - 425-кратной минимальной
заработной платы плюс 40 процентов от
стоимости имущества, превышающей 2550-кратный
размер минимальной заработной платы.
Подобный принцип налогообложения применен
и в отношении имущества, переходящего
в порядке дарения. Налогоплательщики
в этом случае разделены на две подгруппы:
а) дети, родители и б) другие физические
лица.
Дети и родители обязаны уплатить налог
в размере 3 процентов от стоимости имущества,
переходящего в порядке дарения, превышающей
80-кратную минимальную заработную плату,
а другие физические лица - 10 процентов.
Ставка налога увеличивается в зависимости
от стоимости имущества. Максимальные
ставки установлены в отношении имущества,
превышающего 2550-кратную минимальную
заработную плату, а именно: для детей
и родителей - в размере 176,1-кратной минимальной
заработной платы плюс 15 процентов от
стоимости имущества, превышающей 2550-кратную
минимальную заработную плату, для других
физических лиц - 502-кратной минимальной
заработной платы плюс 40 процентов от
стоимости имущества, превышающей 2550-кратный
размер минимальной заработной платы.
Установлены следующие льготы. От налога
освобождаются: имущество, переходящее
в порядке наследования или дарения супругу;
жилые дома (квартиры) и паенакопления
в жилищно-строительных кооперативах,
если наследники (одаряемые) проживали
в этих домах (квартирах) совместно с наследователем
(дарителем) на день открытия наследства
или оформления договора (дарения); имущество
лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи
с выполнением ими государственных или
общественных обязанностей, или в связи
с выполнением долга гражданина СССР и
РФ по спасению человеческой жизни, охране
государственной собственности и правопорядка.
Не облагаются налогом жилые дома и транспортные
средства, переходящие в порядке наследования
инвалидами I и II групп; транспортные средства,
переходящие в порядке наследования членами
семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Потерявшими кормильца считаются члены
семьи умершего (погибшего) военнослужащего,
имеющие право на получение пенсии по
случаю потери кормильца. Исчисление
налога производится налоговыми органами
на основании документов, представляемых
им нотариусами, а также должностными
лицами, уполномоченными совершать нотариальные
действия. К таким документам относятся:
справки о стоимости имущества, переходящего
в собственность граждан; копии свидетельства
о праве на наследство или копии договора
дарения в случае, если имущество переходит
в собственность физических лиц, проживающих
на территории РФ; справки о стоимости
имущества, переходящего в порядке наследования
или дарения в случае, если оно переходит
в собственность физических лиц, проживающих
за пределами РФ в период оформления права
собственности на это имущество. Налогоплательщик
уплачивает налог на основании платежного
извещения, вручаемого ему налоговым органом.
Уплата должна быть произведена не позднее
трехмесячного срока со дня вручения им
извещения. По заявлению плательщика налоговые
органы могут предоставить ему отсрочку
уплаты налога, но не более, чем на два
года с уплатой процентов в размере 0,5
ставки на срочные вклады, действующей
в Сберегательном банке РФ. Имущество,
перешедшее в порядке наследования или
дарения, может быть продано, подарено,
обменено лишь после уплаты налога, подтвержденной
справкой налогового органа.