Налогообложение - Понятие налоговых уклонений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

На практике налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, безусловно, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко заставляя руководителей кардинально менять тактику действий компании. На сегодняшний день серьезные управленческие решения никогда не принимаются без учета фактора уплаты необходимых налогов.
Вместе с тем большинство налогоплательщиков стремится минимизировать свои налоговые платежи. В связи с этим и в теории, и на практике следует четко различать такие термины, как «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налогов». Достаточно актуальной эта проблема является при осуществлении плательщиком внешнеэкономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Контр. Налогообложение (БГТУ. Понятие налоговых уклонений и их доктрина и задача) 5815.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

1. Понятие налоговых уклонений

 

На практике налоги, являясь  мощнейшим инструментом экономического регулирования, безусловно, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко заставляя руководителей  кардинально менять тактику действий компании. На сегодняшний день серьезные  управленческие решения никогда  не принимаются без учета фактора  уплаты необходимых налогов.

Вместе с тем большинство  налогоплательщиков стремится минимизировать свои налоговые платежи. В связи  с этим и в теории, и на практике следует четко различать такие  термины, как «налоговое планирование»  и «уклонение от уплаты налогов». Достаточно актуальной эта проблема является при  осуществлении плательщиком внешнеэкономической  деятельности.

Налоговое законодательство Республики Беларусь закрепляет обязанность  плательщика уплачивать причитающиеся  налоги и неналоговые платежи. В  частности, ст.2 Налогового кодекса  Республики Беларусь (далее - НК) определяет, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Статья 22 НК закрепляет обязанность плательщика уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

Уклонение от уплаты налогов - целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в  виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Уклонение от уплаты налогов - нелегальный путь уменьшения налоговых  обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании  методов сокрытия учета доходов  и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской  и налоговой отчетности. Так, ст.243 Уголовного кодекса РБ содержит легальное  определение термина «уклонение от уплаты налогов», под которым понимается «сокрытие, умышленное занижение налоговой базы».

Эти действия характеризуются  следующими обязательными признаками:

- во-первых, активными действиями налогоплательщиков;

- во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

 

В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут  рассматриваться в качестве способа  уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов:

Обход налогов - форма минимизации  налоговых обязательств, при которой  юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории  налогоплательщиков того или иного  налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно  разделить на 2 группы: правомерные  и неправомерные.

К правомерным действиям  относятся следующие:

- воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;

- организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;

- осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;

- осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению;

Вторую группу составляют неправомерные способы: осуществления  предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые  налоговые мероприятия государства  и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах  проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте. Можно выделить следующие: причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

- моральные;

- политические;

- экономические;

- правовые.

Моральные причины порождаются  существом и характером налоговых  законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного "налогового гнета", когда налогоплательщик фактически "работает на государство" и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция  на такое подавление выступает уклонение  от уплаты налогов.

Политические причины - когда  налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или  экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого  класса. Как инструмент экономической  политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного  веса в экономике и наоборот.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению  от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два  вида:

- причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика;

- причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение  иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия  стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются  в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности  налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов  имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для  государства в целом. Государственный  бюджет недополучает причитающиеся  ему средства, поэтому ему приходиться  ограничивать реализацию некоторых  государственных программ, не выплачивать  заработную плату работникам бюджетной  сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные  последствия в виде нарушения  принципов конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие неограниченной  и ограниченной налоговой ответственности

Неограниченная  налоговая ответственность предполагает, что налогообложению подлежат абсолютно все доходы налогоплательщиков, извлекаемые как на территории данной страны, так и за ее пределами. Ограниченная налоговая ответственность распространяется только на доходы из источников в данной стране или возникающие на ее территории.

В большинстве развивающихся  стран к компаниям – резидентам применяется неограниченная налоговая  ответственность, а к компаниям  - нерезидентам – ограниченная. Такое  разграничение налоговой ответственности  строится на критерии резидентства, при котором принимается во внимание исключительно характер пребывания налогоплательщика на национальной территории.

Кроме того, действуют и  другие правила, такие как, «принцип беспристрастности». Считается, что  налоговая система соответствует  этому правилу, если на выбор налогоплательщика  между инвестированием у себя в стране и за рубежом не влияет вопрос о налогообложении. При идеальной  конкуренции беспристрастность  в отношении экспорта капитала приводит к эффективному распределению капитала. Беспристрастность в отношении  беспристрастности капитала считается  выполненной. Если все действующие  на рынке фирмы облагаются налогом  по единой ставке.

При налогообложении следует  соблюдать также принцип национальной беспристрастности, означающий, что  режим в отношении налогообложения  иностранного инвестора устанавливается  такой же, как для внутренних налогоплательщиков.

В современной западной экономике  любая корпорация облагается в принципе одинаково. Но с учетом необходимости  стимулирования той или иной деятельности применяются многочисленные льготы, скидки т.п.

Предоставление налоговых  льгот иностранным инвесторам имеет  большое значение. Общий подход прост: наилучший стимул для инвестора  – установление разумных и стабильных налоговых ставок. Если все-таки вводятся налоговые льготы и стимулы, то они не должны создавать конкуренцию между принимающими сторонами. Считается, что такого рода преимущества, скорее всего, порождают у инвестора ощущение нестабильности и непредсказуемости, чем действительно привлекают капитал.

Система налогообложения  иностранных предприятий в Республике Беларусь разрабатывалась исходя из международных правил и законодательной  базы Республики Беларусь. Иностранным  инвесторам гарантируется беспрепятственный  перевод платежей за границу после  уплаты соответствующих налогов  и сборов.

Доходы от предпринимательской  деятельности облагаются подоходными  налогами, именуемыми в отдельных  странах корпорационными, налогами на торгово-промышленную прибыль, «деловую прибыль», прибыль компаний. В этих странах налогами облагается, как  правило, валовой доход компаний за вычетом разрешенных изъятий, а не чистая прибыль, расчет которой  требует более совершенного налогового аппарата.

Развивающиеся страны, будучи объектами предпринимательской  деятельности иностранного капитала, импортерами опыта, получателями иностранных  кредитов, вынуждены расходовать  часть своих валютных поступлений  для осуществления переводов  за границу дивидендов иностранных  компаний, платежей ха технически е  и другие услуги, в счет погашения  процентов по иностранным кредитам. Частичное ограничение этих расходов обеспечивает обложение переводов  за границу налогами «у источника». Налогообложение «у источника» получило заметное развитие в странах Латинской  Америки и Азии. В странах Африки и ближнего востока оно только начинает практиковаться.

Через систему налоговых  льгот осуществляется регулирование  иностранного предпринимательства  и стимулирование промышленного  производства. В Бразилии, в частности, предусматривается освобождение от уплаты налога на промышленную продукцию в том случае, если ведутся новые технологические разработки, а объем экспорта достигает 25% от суммы продажи на внутреннем рынке. Льготными для налогообложения в Бразилии являются сельское хозяйство, лесное хозяйство и туризм. В Бразилии законодательством разрешена беспрепятственная репатриация иностранного капитала и прибылей. При этом при репатриации капитал освобождается от подоходного налога и может осуществляться автоматически, но сумма не может превышать размер иностранного участия, зафиксированный в Сертификате регистрации. Разрешается увеличение капитала за счет реинвестирования прибыли с освобождением от подоходного налога.

 

3. Основные доктрины борьбы с уклонением от налогов

 

Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов  возведено в ранг государственной  налоговой политики. Можно выделить

Пять основных способов и  средств, с помощью которых государство  борется с уклонением от уплаты налогов:

Доктрина "существо над  формой" сводится к тому, что юридические  последствия сделки определяются ее существом, а не формой, т.е. имеет  значение характер фактически сложившихся  отношений между сторонами, а  не название договора.

Доктрина "деловая цель" заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества недействительна, если она не достигает деловой цели.

Право на обжалование сделок налоговыми или иными органами является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов.

 Налоговые органы вправе  обжаловать в суде сделки, совершаемые  юридическими или физическими  лицами.

Презумпция облагаемости предполагает, что налогами должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо  перечислены в законе. Иначе говоря, налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность, если будет установлен факт нарушений.

Заполнение пробелов в  налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатели принимают  соответствующие поправки к налоговым  законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уклоняться от уплаты налогов. Они принимаются в основном по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими предложений.

Одно из основных средств  борьбы государства с таким явлением, как уклонение от налогообложения, проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета. Можно выделить четыре основных способа, при помощи которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, а именно:

- доктрина "существо над формой";

- доктрина "деловая цель";

- презумпция облагаемости;

- заполнение пробелов в налоговом законодательстве.

Доктрина "существо над формой" сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главное при этом - ее содержание, характер действий ее участников. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

Механизмом реализации доктрины "существо над формой" являются положения российского законодательства, предусматривающие ничтожность  мнимых и притворных сделок.

Информация о работе Налогообложение - Понятие налоговых уклонений