Налоги в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

Содержание

1.Введение. Налоги в рыночной экономике.

2.Плательщики налога на прибыль.

3.Объекты обложения налогом на прибыль.

4.Налоговые льготы.

5.Ставки налога на прибыль.

6.Порядок исчисления налога на прибыль и сроки его уплаты.

7.Налогообложение отдельных видов прибыли (доходов) предприятий.

8.Заключение.

9.Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение прибыли на предприятии.DOC

— 123.00 Кб (Скачать)

               План.

1.Введение. Налоги в рыночной  экономике.

2.Плательщики налога  на прибыль.

3.Объекты обложения  налогом на прибыль.

4.Налоговые льготы.

5.Ставки налога  на прибыль.

6.Порядок исчисления  налога на прибыль и сроки  его уплаты.

7.Налогообложение отдельных видов прибыли (доходов) предприятий.

8.Заключение.

9.Список использованной  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение. Налоги в рыночной экономике.

     Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

     С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

     В современном государстве для  мобилизации средств в бюджет применяется сложная система  налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

     Причины такой множественности заключаются  в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

     Множественность налогов позволяет в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя  психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

     Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

     финансирует некоторые расходы на простое  и расширенное воспроизводство  в народном хозяйстве;

     финансирует социальные программы - пенсионного  и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

     обеспечивает  свою оборону и безопасность;

     содержит  законодательные, исполнительные и  судебные органы государственной власти и управления;

     предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

     Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной  казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

     Вторая  функция налогов  в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

     Третья  функция налогов  в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

     Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических  лиц) и граждан (физических лиц). Главные  объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

     Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических  лиц. Действующий налог на прибыль  предприятий и организаций, введенный  с 1.01.92 г., построен с учетом зарубежного опыта, изучение которого необходимо с связи с расширением международных экономических связей.

     В странах Запада налог на прибыль  компаний (корпоративный налог) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система налогообложения прибыли построена в целом по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так и местными органами власти; объектом обложения выступает чистая прибыль; ставки налога как правило устанавливаются пропорционально или имеют незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовой прибыли (разница между выручкой от реализации продукции или услуг и её стоимостью для юридического лица), уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот.

        К основным сокращениям валовой прибыли относятся: так называемые "бумажные вычеты", налоговый кредит, отсрочка платежа, полное освобождение от налога и др. "Бумажные вычеты" - это различные транспортные издержки, расходы на социальную деятельность, убытки, проценты по задолженности, расходы на рекламу, административно-управленческие расходы, амортизационные отчисление и прочие. Среди указанных исключений ведущее место занимает ускоренная амортизация (сверх нормального износа), в соответствии с которой устанавливаются повышенные нормы амортизации, обеспечивающее освобождение отчислений в амортизационный фонд от обложения налога на прибыль.

       Ускоренное накопление капитала  достигается не только повышенными  нормами амортизационных отчислений, но и использованием особых методов расчета (уменьшенного остатка и суммы чисел). При методе уменьшенного остатка амортизационные отчисления рассчитываются в виде постоянного процента к остаточной (еще не списанной к данному моменту) стоимости основного капитала. Другой метод, не получивший широкого распространения из-за сложности расчета, предполагает определение нормы амортизационных отчислений числа лет, оставшихся до истечения амортизационного срока. К сумме цифр от единицы до числа, равной общей продолжительности этого срока.

        Налоговый кредит представляет собой вычеты из начисленного налога. А не из валовой  прибыли, как при обычных налоговых  льготах. К нему относятся: инвестиционный налоговый кредит, т.е. скидка, равная определенной доле новых капитальных вложений с рассчитанной суммы налога на прибыль корпораций; кредит по налогам за рубежом, т.е. налоговая льгота в виде  разности между суммой налога, уплаченной за границей, и суммой налога, которую необходимо внести в стране нахождения компании. В США насчитывается около 20 таких налоговых кредитов, во Франции-около 10.Большинство зарубежных стран устанавливает максимальный уровень разрешенных вычетов.

        Отсрочка  уплаты налога на прибыль и полное освобождение от платежа - важные налоговые  льготы. Первая может предоставляться на определенный срок (3-5 лет) или при наступлении определенных условий. Обычно такой льготой пользуются новые приоритетные отрасли производства. Реже применяется полное освобождение от какого-либо налога. 

        Ставка  корпорационного налога в высокоразвитых странах колебалась в пределах 50%. В 80-е годы в результате проведения налоговых реформ она значительно снизилась: в Великобритании -с 50 до35%, с США -с 46 до 34%, в Канаде -с 50 до 29%.

           Налог на прибыль имеет двоякое  значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета. В развитых странах его поступления составляют около 10% всех доходов государственного (федерального) бюджета. В федеральном бюджете РФ налог на прибыль составил: в 1992 г.-около 22%, в 19993 г.-около 15%, в 1994 г.-около 17,7%, в 1995 г.-10,1%. Снижение удельного веса этого налога в федеральном бюджете обусловлено повышением значения НДС, сокращением прибыли предприятий и неплатежами, а также уклонением значительного числа юридических лиц от уплаты налогов. Во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами. Спущенные сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости. В связи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, и прежде всего набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории страны.

        Плательщиками налога на прибыль являются:

  • юридические лица (в том числе и бюджетные), включая созданные на территории России предприятия и организации с иностранными инвестициями;
  • международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность:
  • коммерческие банки и кредитные учреждения, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензии Центрального банка России, а также ЦБР и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;
  • страховые организации, получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление этой деятельности;
  • филиалы и другие подразделения предприятий, организаций, учреждений, имеющие расчетный счет в банке и самостоятельный баланс.

     Определенная  группа юридических лиц, в том  числе предприятия организационно-правовых форм, реализующих произведенную ими сельскохозяйственную и охотохозяйственную продукцию, а также продукцию, переработанную на данном предприятии (кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа), выведены из-под этого налога. Они облагаются налогом на прибыль (доход) в соответствии со специальными законами. При обложении прибыли иностранных юридических лиц руководствуются специальной инструкцией ГНС и МФ РФ.

     Объектом  обложения налогом  на прибыль, полученную в рублях и иностранной  валюте, является валовая прибыль, включающая три составные части:

     -прибыль  (убыток) от реализации продукции,  выполненных работ и услуг;

     -прибыль  (убыток) от реализации основных  фондов и другого имущества  предприятий и организаций;

     -доходы  от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним. Каждая часть прибыли имеет строго установленный порядок расчета.

    Первая  часть-прибыль от реализации продукции, выполненных работ и услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают из неё экспортные тарифы. Перечень затрат, включаемых в стоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость.

     В дополнении к данному Положению указано, что платежи по процентам за кредиты банков в переделах учетной ставки, установленной ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта, относятся к себестоимости продукции (работ, услуг) предприятий. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

     Затраты на себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием:

    1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов); 
    2. затраты на оплату труда;
    3. отчисления на социальные нужды;
    4. амортизация основных фондов;
    5. прочие затраты.

Информация о работе Налоги в рыночной экономике