Налоги в Италии
Первая особенность
Итальянского налогового законодательства,
состоит в том, что согласно Конституции
страны (Costituzione della Repubblica Italiana), государство
не имеет права изменять налоговое
законодательство после принятия бюджета
государства на год, в течение
всего срока его действия (ст.
81 Конституции ИР). Второй особенностью
является принцип прогрессивности
налоговых отчислений (ст. 53 Конституции
ИР), то есть большие доходы облагаются
по большим ставкам налога. Кроме
того (в отличие от России), в Италии
законодательно закреплен принцип
превалирования прямых налогов над
косвенными.
Структура налоговой
системы
Налоговая система
Италии имеет достаточно сложную
структуру, включающую в себя
свыше 350 законов, устанавливающих
и определяющих порядок исчисления
и уплаты почти 40 федеральных
и местных налогов. Для налогоплательщиков,
которым необходимо заранее детально
спланировать режим налогообложения
доходов, в Италии предусмотрена
практика получения официальных
постановлений налоговых органов.
После предоставления необходимой
информации компания-заявитель получает
описание режима налогообложения,
который будет применяться к
ее будущим доходам, при условии
соответствия ее фактической
деятельности предоставленному
в налоговую службу описанию.
Налоговые проверки
Экономика Италии
основывается на предприятиях
малого и среднего бизнеса,
которые составляют более 90 процентов
всех зарегистрированных компаний.
Это выделяет Италию среди
прочих стран ЕС. Соответственно,
налоговая система Италии во
многом ориентирована на малый
и средний бизнес. В Италии
действует стандартный механизм
самообложения, то есть как
и в России, налогоплательщик
обязан самостоятельно представить
налоговую декларацию, рассчитать
и перечислить налоги. А налоговые
органы обязаны проверить правильность
расчета налогов, что происходит
с мелким и средним бизнесом,
раз в несколько лет. Однако
все это относится лишь к
мелким и средним налогоплательщикам.
Крупнейших налогоплательщиков
итальянские налоговики проверяют
ежегодно в обязательном порядке.
Ответственность за
налоговые нарушения
Налоговые правонарушения
в Италии влекут административную
или уголовную ответственностью.
Уголовная ответственность наступает
при неуплате налогов в сумме
более 200 тыс. евро и только
при доказанном умысле такого
уклонения. Своеобразным «наказанием»
налогоплательщика, имеющего задолженность
по налогам, может стать передача
сведений о долге специализированной
компании (концессионеру) - уполномоченной
коммерческой фирме по сбору
долгов. Эта фирма самостоятельно
(по договору с налоговым органом)
взыскивает задолженность с неплательщика
путем розыска, изъятия и продажи
его имущества, после чего (за
вычетом определенного процента
собственного интереса) перечисляет
ее в бюджет. Такую процедуру взыскания
налоговых долгов власти Италии объясняют
тем, что коммерческая фирма имеет больше,
чем государство, возможностей «преследовать»
неплательщиков.
Кроме того, итальянские
власти достаточно часто (последний
раз в 2004 году) применяют налоговую
амнистию. Так, амнистия 2002 года позволила
вернуть в бюджет около 30 млрд
евро под гарантию освобождения
налогоплательщиков от административной
и уголовной ответственности.
Ставка налога для легализованных
доходов составила 2,5 процента
и могла быть заменена приобретением
государственных облигаций на
сумму, составляющую 12 процентов
от сокрытого капитала.
Противодействие оффшорам
Что касается
способов международного налогового
планирования с участием итальянских
компаний, то Италию следует отнести
к группе европейских государств,
активно противодействующих ведению
деятельности в оффшорных и
низконалоговых юрисдикциях. Правительство
Италии стремится сделать непривлекательным
вариант, основанный на учреждении
дочерней компании в оффшорной
зоне и перемещении налоговой
базы холдинга в такую компанию.
В частности, итальянская компания,
учредившая дочернюю компанию
в юрисдикции, входящей в черный
список государств, утвержденный
правительством Итальянской Республики,
обязана платить налоги в Италии
как с суммы своих доходов,
так и с суммы доходов оффшорной
компании. А если размер доходов
оффшорной компании определить
невозможно, то налоговая база, декларированная
итальянской компанией в целях
налогообложения, удваивается. В
«черный» список правительства
Италии входят, в частности, такие
страны как Лихтенштейн, Монако,
ОАЭ, Британские Виргинские острова,
Нидерландские Антильские острова.
Налоги на доходы
Несмотря на
то, что итальянская налоговая
система состоит из почти 40
различных налогов, 80 процентов бюджета
формируют только три из них:
федеральный налог на прибыль,
региональный налог на прибыль
и НДС. Причем, в отличие от
России (где большую часть бюджета
формирует косвенный налог –
НДС), основными налогами Италии
являются именно прямые налоги.
Они установлены законом «О
подоходных налогах» (утв. декретом
президента Итальянской Республики
от 22.12.86 № 917).
Налог на доходы
корпораций (IRES). Плательщиками налога
являются все коммерческие организации,
зарегистрированные на территории
Италии, а также иностранные компании,
функционирующие на территории
страны посредством организации
филиала или представительства.
В первые три года с момента
регистрации компания может воспользоваться
налоговыми льготами, позволяющими
платить налог в пониженном
размере. Налог установлен законодательным
декретом правительства Италии
от 12.12.03 № 344.
Налоговая ставка
налога на доходы корпораций -
33 %.
Объектом обложения
является чистый доход компании
в виде нераспределенной прибыли.
Налоговая база может быть
уменьшена на затраты компании.
Также ряд доходов не является
прибылью, подлежащей налогообложению.
Например, при продаже основных
средств выручка зачисляется
на специальный резервный счет,
который приравнен к амортизационному
фонду и освобожден от IRES.
Не попадает
под обложение IRES, 95% дохода, полученного
итальянской компанией в форме
дивидендов. Также освобождению
подлежит прибыль от реализации
долей (акций) итальянских и
иностранных компаний, при соблюдении
требования минимального срока
владения такой долей. Налог
платится двумя частями: 40 % компания
должна перечислить до 31 мая вместе
с подачей декларацией за отчетный
год, а остальные 60 % - до 30 ноября
года, следующего за отчетным. Региональный
налог на производственную деятельность
(IRAP) или «местный налог на прибыль».
Налог установлен законодательным
декретом правительства Италии
от 15.12.97 № 446. Ставка этого налога
составляет только 4,25 %, однако налоговая
база IRAP значительно шире налоговой
базы IRES - перечень расходов, вычитаемых
из налоговой базы по IRAP, существенно
меньше. В частности, выручка компании
не уменьшается на расходы
по оплате труда и прочие
выплаты физическим лицам. Также
не учитываются различные виды
накладных расходов. Таким образом,
именно региональный налог на
производственную деятельность
формирует основную налоговую
нагрузку на итальянские компании.
И IRAP, и IRES платят компании –
налоговые резиденты Италии.
Статус налогового
резидента Италии получают юридические
лица, отвечающие одному из следующих
критериев:
- юридический адрес
(регистрации) находится в Италии;
- фактический адрес
(место осуществления деятельности)
находится в Италии;
- акционеры компании
– налоговые резиденты Италии.
Нерезидентные
компании также могут попасть
в категорию плательщиков подоходных
налогов в случае совершения
определенных категорий сделок (например,
продажа недвижимости, расположенной
на территории Италии).
Налог на добавленную
стоимость
НДС (IVA) является
основным косвенным налогом Италии.
IVA установлен декретом президента
Итальянской Республики от 26.10.72
№ 633. Налог исчисляется как
разница между суммой налога,
уплаченного за приобретенные
товары и услуги, и суммой налога
полученного за реализованные
товары и услуги. В Италии установлено
несколько налоговых ставок НДС.
Базовая ставка
- 20 %.
В отношении
реализации продуктов питания
первой необходимости (свежее
молоко, сливочное и оливковое
масло, сыры, мука и т. д.), а
также печатной продукции и
издательских услуг применяется
ставка 4 %.
А при совершении
сделок с иными видами продуктов
питания (мясо, рыба) используется
ставка в 10 %.
Различные ставки
налога применяются также при
сделках с недвижимостью в
зависимости от ее класса. Так
продажа недвижимости, требующей
реконструкции (не являющейся
элитной) облагается по ставкам
в 4 % или 10 % (в зависимости от
категории недвижимости).
А доходы от
продажи жилых домов компаниями,
не являющимися строительными
или риэлтерскими, освобождаются
от уплаты НДС.
При экспорте
товаров, работ и услуг применяется
ставка НДС 0 %, так же, как это
принято в других странах ЕС,
и в России.
Прочие налоги
Налог на недвижимость
(ICI). Налог является региональным,
введен законодательным декретом
правительства Италии от 30.12.92 №
504. Ставки составляют от 0,4 % до 0,7
% от кадастровой стоимости недвижимости,
которая на практике часто
ниже ее рыночной стоимости.
Объектом выступают промышленные
и жилые здания и сооружения,
занесенные в городской строительный
кадастр с прилегающей к ним
служебной площадью, объекты, находящиеся
в процессе строительства, а
также земли сельскохозяйственного
назначения. Поскольку налог региональный,
ставку в указанном выше диапазоне
устанавливают власти каждого
региона самостоятельно. Делается
это индивидуально для каждого
налогоплательщика с учетом статуса
собственника (организация, физическое
лицо, предприниматель, сельхозпроизводитель
и т. п.), количества аналогичных
помещений в его собственности
и функционального назначения
объекта. В компетенции региональных
органов также находится вопрос
снижения ставки налога для
сельскохозяйственных земель в
зависимости от общей суммы
подлежащего уплате налога.
Операции с
недвижимостью подлежат налогообложению
(у покупателя) в момент регистрации
сделки в государственных органах
Италии тремя налогами:
- регистрационным
налогом (Imposta di Registro). Налог установлен
декретом президента Итальянской
Республики от 26.04.86 № 131. Ставка
налога составляет 3 процента от
суммы сделки для организаций-плательщиков
НДС и 7 процентов – для прочих
покупателей.
- кадастровым налогом
(Imposta C atastale) и ипотечным налогом
(Imposta Ipotecaria).
Оба этих налога
установлены законодательным декретом
правительства Италии от 31.10.90 №
347. Если недвижимость приобретается
у первичного собственника-организации
(например, построившей или реконструировавшей
этот объект), общая сумма этих
двух налогов составляет всего
336 евро. В противном случае (недвижимость
приобретается у вторичного собственника
или у физического лица), применяется
совокупная ставка 3 процента от
суммы сделки.
Кроме того, из
достаточно заметных налогов
в Италии можно также выделить
акцизы, гербовый сбор и налог
на рекламу. Акцизами облагается
совершение операций с электроэнергией,
алкогольными напитками, табаком,
рядом иных видов товаров. Гербовый
сбор является платой за совершение
операций, требующих соблюдения
определенной формы сделки. Налог
взимается посредством продажи
специальной гербовой бумаги
или гербовых марок, требуемых
для оформления документов (счетов-фактур,
нотариально заверенных актов,
банковских чеков и т.д.).
Налог на рекламу
является муниципальным налогом,
которым облагаются рекламные
объявления и любые другие
виды рекламы. Обязанность по
уплате налога на осуществление
рекламной деятельности возлагается
как на компании, размещающие
свою рекламу, так и на распространителей
рекламной продукции.
Соглашение об избежании
двойного налогообложения с Россией
Россия и Италия
заключили «Межправительственную
конвенцию об избежании двойного
налогообложения в отношении
налогов на доходы и капитал
и предотвращении уклонения от
налогообложения» от 09.04.96 (ратифицирована
Федеральным законом от 05.10.97 №
129-ФЗ). В соответствии с этой
конвенцией налоги на доходы
и капитал, компания должна
уплачивать на территории той
страны, налоговым резидентом которой
она является. Если же фирма
признается резидентом и того,
и другого государства по внутреннему
законодательству, налоги уплачиваются
по критерию места получения
дохода или решается компетентными
органами России и Италии по
взаимному согласию (ст. 5 Конвенции).
Так, дивиденды,
получаемые резидентом России
от резидента Италии, подлежат
налогообложению в России. Если
же по каким-то причинам они
были обложены налогом в Италии,
ставка налога не может превышать
10 процентов от суммы дивидендов.
Если же доля резидента России
в итальянской компании составляет
более 10 процентов, и стоимость
такого участия - более 100 000 долларов
США или эквивалентной суммы
в другой валюте, налог, взимаемый
в Италии не должен превышать
5 процентов от суммы дивидендов
(ст. 10 Конвенции). В отношении процентов
действует аналогичное правило
(ст. 11 Конвенции). Проценты, уплачиваемые
итальянской компанией резиденту
РФ, подлежат налогообложению в
России. Но могут облагаться и
в Италии по ставке, не превышающей
10 процентов.