Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:51, реферат
Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Именно это и определило пути развития налоговой системы Германии.
Налоги Германии……………………………………………………….2
Взгляд в историю……………………………………………………….2
Цели налоговой политики……………………………………………...2
Налоговая реформа и ее результаты…………………………………..3
После второй мировой…………………………………………………4
Важнейшие принципы налогообложения…………………………….6
Основные налоги Германии…………………………………………...6
Особо — о налогах с граждан………………………………………....8
Дополнительные функции налогов……………………………………9
Используемая литература……………………………………………..10
Содержание
НАЛОГИ ГЕРМАНИИ
Взгляд
в историю
При образовании в 1871 году Германской империи установление всех основных прямых налогов являлось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи же было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление
права сбора таможенных пошлин и
акцизов положило начало созданию общего
экономического пространства. Но для
финансирования общих расходов этого,
естественно, не хватало. Источником средств
явились доходы от почтового и телеграфного
ведомств и мартикулярные взносы отдельных
земель, имевшие характер подушного налога.
Для покрытия чрезвычайных потребностей
предусматривалась возможность прибегнуть
к займам.
Цели
налоговой политики
Их достаточно четко определил в свое время канцлер Германии Отто Бисмарк при обсуждении вопроса о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он высказался так: “Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало — от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может более быть терпим”.
Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Именно это и определило пути развития налоговой системы Германии.
В
девяностые годы прошлого века были введены
гербовые сборы на ценные бумаги, векселя,
игральные карты, в 1906 г.— налог с наследства,
в 1913 — налог на имущество и одновременно
налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия
уже активно использовала возможности
прямого налогообложения; развивалось
и косвенное обложение, ибо пошлин и акцизов
не хватало на покрытие расходов, связанных
с военным поражением и выплатой контрибуции.
В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота
по ставке 0,5 процента, который просуществовал
до перехода к налогообложению добавленной,
или вновь созданной стоимости, что произошло
только в шестидесятые годы.
Налоговая
реформа и ее результаты
В
декабре 1919 года с утверждением имперских
правил налогообложения, разработанных
министром финансов Эрцбергером, началась
крупнейшая налоговая реформа Германии.
Ее главное значение состоит в том, что
был ликвидирован финансовый суверенитет
земель. Государство получило исключительное
право взимания налогов и управления ими.
Был повышен налог с оборота, введено налогообложение
предметов роскоши, дополнительный налог
уплачивали владельцы крупных состояний.
Действовавшие ранее 26 земельных законов
о подоходном налоге были заменены имперским
подоходным налогом с дифференцированной
шкалой и максимальной ставкой налогообложения
60 процентов. Эти и другие меры позволили
в достаточно короткое время в пять раз
увеличить расходы государства на социальные
нужды.
После
второй мировой
Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, сначала министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.
Л.
Эрхард выступал поборником свободных
рыночных отношений, что требовало
немалой самостоятельности
Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые же позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу два или три бюджета.
Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5 процента поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 процента — в бюджет соответствующей земли и 15 процентов — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 процентов между федеральным и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается только половина сумм, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам: соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.
Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов: высокодоходные земли, как например Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям — таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Следует подчеркнуть, что такое положение явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Л.
Эрхард признавал весьма справедливыми
пожелания граждан и хозяйственных кругов
снижать налоговое бремя. Но при этом,
подчеркивал он, важны средства достижения
этой цели: “если удастся добиться требуемой
стабилизации расходов и развитие производительности
будет расти теми же темпами, легко себе
представить и вычислить, какое снижение
налогов окажется возможным. Только таким
путем можно добиться настоящего и реалистичного
решения угнетающей всех нас налоговой
проблемы”.
Важнейшие
принципы налогообложения
Со
времен Л. Эрхарда в Германии укоренились
важнейшие принципы построения системы
налогообложения:
— налоги по возможности минимальны;
— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
— налоги соответствуют структурной политике;
— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;
— налоговая система исключает двойное обложение;
—
величина налогов соответствует
размеру государственных услуг,
включая защиту человека и все, что
гражданин может получить от государства.
Основные
налоги Германии
Основные виды сложившихся налогов в Германии — это подоходный налог с физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины.
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству НДС; его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28 процентам — это второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15 процентов, но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7 процентов.
Налог на доходы корпораций взимается по ставке 45 процентов: здесь широко используется ускоренная амортизация; проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога; льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет 42 процента.
Промысловым налогом — это один из основных местных налогов — облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании, налоговая ставка определяется муниципальными органами.
Нужно
подчеркнуть, что местные налоги
носят не столько фискальный, сколько
регулирующий деловую активность в
регионах характер.
Особо — о налогах
с граждан
Подоходный налог в Германии прогрессивен, его минимальная ставка — 19 процентов, максимальная — 53. Необлагаемый минимум — 1536 марок в месяц для одиноких граждан и 3072 марки для семейных пар. Далее идут льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, для лиц в возрасте 64 лет и старше необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок; у лиц, имеющих земельный участок, не облагается подоходным налогом 4750 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, или 240 тыс. марок для семейной пары.
Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека, а именно: от наемного труда, самостоятельной работы (свободные профессии), промысловой или сельскохозяйственной деятельности, от капитала, сдачи имущества в аренду и в наем, все прочие поступления. Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При этом учитываются и особые расходы, как, например, алименты после развода супругов, взносы на медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на профессиональное образование и т. д.
Ставка
налога на наследство и дарение зависит
от степени родства и стоимости
имущества. Не облагаемые налогом суммы
также различны для разных категорий:
для супругов она составляет 250 тыс. марок,
для детей — 90 тысяч, внуков — 50 тысяч,
братьев и сестер — 10 тысяч марок.
Дополнительные
функции налогов
Подчас установление новых налогов в Германии преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный еще в начале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогда породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена и экономическая цель достигнута. Налог сохраняется нынче как историческая реликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок.
А вот более современный пример: решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения.