Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:08, курсовая работа
Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Введение
1.Происхождение и история развития налогов
2.Сущность и принципы налогообложения
3.Виды налогов
4.Функции налогов
5.Налоги в Российской Федерации
Заключение
Литература
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[9]
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.
В Налоговом кодексе Российской федерации от 2002 года в статье 8 «Понятие налога и сбора» даётся следующее понятие налога:
"Под
налогом понимается
Современное
понимание природы налогов
Перечисленные черты — эго лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов Экономическая сущность налогов гораздо глубже.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.
Выделяют субъект и объект налога.
Субъектом
налога является физическое или юридическое
лицо, на которое законодательством
возложено обязательство
Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог. [5]
Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:
1.
“Подданные государства должны
участвовать в покрытии
2.
Налог, который обязан
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4.
Каждый налог должен быть так
устроен, чтобы он извлекал
из кармана плательщика
В компактной и современной формулировке эти принципы могут быть представлены следующим образом:
— принцип всеобщности;
—
принцип справедливости и единообразия,
утверждающий необходимость равномерного
распределения налогового бремени
между налогоплательщиками
— принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику налога;
— принцип удобности и простоты, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны и понятны для плательщика;
С
тех пор как Адам Смит выдвинул
положение о необходимости
Эти противоречия на практике решаются путем поиска различного рода компромиссов и предложения вариантов, приемлемых в данных условиях и устраивающих все стороны. [1]
Субъективный фактор играет огромную роль в жизнедеятельности государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки текущего бюджета, потребности правительства в финансовых ресурсах и других привходящих внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов.
Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Классификация позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификация важна не только для теории, но и для практики. Налоги делятся на группы по многим признакам.
Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.
При
прогрессивном налоге налоговая
ставка налоговая ставка повышается
по мере возрастания величины объекта
налогообложения. (Таблица 1)
Таблица 1. [4] Прогрессивное налогообложение.
№ | Предельная ступень дохода (млн. руб.). | Налоговая ставка |
1 | До 12.0 |
10% |
2 | До 20.0 | 20% |
3 | Свыше 20.0 | 30% |
Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
Различают
также маркированные и
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с физических лиц, социальный, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования недрами, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за загрязнение окружающей природной среды, сбор за использование государственной символики РФ, федеральные лицензионные сборы.
К Региональным налогам и сборам относятся региональный налог на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор.
К местным налогам и сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор. Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.