Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:51, реферат
Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма
Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование». Изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.
В период Великой Отечественной войны 1941—1945 доля налогов с населения в доходы государственного бюджета возросла. Наряду с перестройкой действующих государственных и местных налогов были введены новые налоги, а также претерпели ряд изменений уже существовавшие в предвоенное время налоги. Таким образом, создание ряда новых налогов дало возможность государству мобилизовать дополнительные средства для нужд обороны страны.
I НАЛОГИ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941-1945)
Комплексное реформирование
системы налогообложения СССР началось
еще в годы НЭПа, когда советская
власть полностью стала управлять
государством. Характерной чертой налоговой
системы периода нэпа являлась множественность
налогов и сборов и многократность
обложения торгово-
Следующим этапом налоговых преобразований стала налоговая реформа 1930-1932 гг. Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет и реорганизации налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства. В ходе налоговой реформы были введены новые массовые целевые платежи. Были отменены ряд платежей, как плата за древесину. А также в тот период была создана система областных, районных и городских налоговых инспекций.
В период Великой Отечественной Войны советский государственный бюджет был перестроен в соответствии с потребностями военного времени. В связи с переводом промышленности на военный лад, резким сокращением производства товаров широкого потребления, временной оккупацией немецко-фашистскими войсками крупнейших экономических районов страны и перебазированием промышленности на восток накопления социалистических предприятий сильно уменьшились. Это серьезно сказалось на размерах поступлений доходов в бюджет всех уровней. В результате удельный вес доходов от социалистических предприятий в государственном и, соответственно, местных бюджетах снизился и соответственно возрос удельный вес платежей населения как добровольных, так и обязательных. Если до войны налоги с населения составляли в доходах государственного бюджета примерно 5 %, то в военные годы они возросли до 13 %
В это время продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период, но дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения и увеличением размеров налогов.
В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям, а также косвенного влияния на демографическую ситуацию в стране. Налог взимался на основании Указов Президиума Верховного совета СССР от 21 января 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания «Мать героиня» и учреждения ордена «материнская слава» и медали «медаль материнства»».
Плательщиками налога являлись граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Налог имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка плательщика по месту основной работы. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, получавшие более 91 руб. в месяц, уплачивали налог по ставке 6%, с заработка от 71 до 90 руб. ставка была пониженной, с заработка до 70 руб. налог не взимался. Работники творческих профессий независимо от заработка уплачивали налог по высшей ставке 6%. Налог исчислялся и удерживался по месту основной работы вместе с подоходным налогом с той же суммы заработка. С остальных граждан (кустарей, ремесленников, граждан, занимающихся частной практикой) налог взимался непосредственно финансовыми органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год и уплачивался в 4 срока равными долями. По мере роста благосостояния граждан нижние границы налогооблагаемого заработка поднимались.
От налога освобождались герои Советского Союза, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и их супруги, граждане, у которых дети погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны, учащиеся средних специальных и высших учебных заведений (до 25 лет), инвалиды I и II групп. Полностью освобождались от налога женщины, получавшие пособие от государства на содержание детей независимо от их количества. Позже льготы по налогу имели молодожены в течение 1 года с момента регистрации брака. Этот налог существовал вплоть до 1991года и перестал взиматься на территории России в связи с принятием Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».
Производится также
1 марта 1941 г. Верховный
Совет СССР принял Закон "О
подоходном налоге с колхозов".
Субъектами налога стали
а) 4% с облагаемого дохода - с доходов от продажи продукции в порядке контрактации и государственных закупок и доходов от внутрихозяйственного использования продукции,
б) 8% с облагаемого дохода - с остальных доходов колхозов.
Была установлена широкая система льгот для колхозов, в частности для колхозов Северных территорий, и для колхозов, пострадавших от стихийных бедствии. В годы Великой Отечественной войны подоходный налог с колхозов значительных изменений не претерпел.
В первый год войны Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу. Хозяйствам колхозников и единоличников, в составе которых имелся один военнослужащий, размер надбавки понижался на 50 процентов. Если в хозяйстве имелось два и более военнослужащих, оно освобождалось от надбавки к сельхозналогу полностью
Так, в 1940 г. от обложения сельскохозяйственным налогом освобождалось свыше 30 % хозяйств колхозников, рабочих, служащих и единоличников. Все это вело к значительному уменьшению налоговых поступлений в бюджет в период войны.
Необходимость существенной
перестройки действовавшей
Проведение налоговых мероприятий обусловливалось не только фискальными, но и народнохозяйственными соображениями. Военная обстановка привела к конъюнктурному росту цен на сельскохозяйственную продукцию. Это вызвало оседание в деревне значительной денежной массы, которая из-за острого недостатка товаров не могла быть использована.
Неизбежным следствием такого
положения явилось сокращение привоза
сельскохозяйственных продуктов на
рынок, с одной стороны, и развитие
натуральных форм обмена — с другой.
Все это серьезно угрожало устойчивости
советского рубля. Налоговая система
должна была способствовать увеличению
спроса на деньги и усилению тем
самым притока
К его уплате привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Ставки военного налога были отличались по категориям налогоплательщиков. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом лица уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка. При заработке в 2400 рублей платилось 180 рублей в год, до 4800 - 360 рублей, колхозники и единоличники платили от 150 до 600 рублей с каждого члена хозяйства. Граждане, не имеющие самостоятельного дохода, уплачивали военный налог в размере 100 рублей. Были и льготы по военному налогу, от его уплаты освобождались военнослужащие различных категорий, получающие пособия от государства члены семей военнослужащих, мужчины 60 лет и старше, женщины с 55 лет, не имеющие других источников доходов пенсионеры. Военный налог сыграл свою роль в пополнении доходной части бюджета: он за годы войны дал более 72,1 миллиарда рублей.
Закон «О местных налогах
и сборах», принятый в 1942 г., установил
в качестве обязательных платежей налог
со строений, земельную ренту, разовый
сбор на колхозных рынках, налог
с киноустановок, налог со зрелищ
(спектакли, концерты и т. п.). Кроме
того, местным Советам
Указом Президиума Верховного Совета СССР от от 10 сентября 1942 года «О налоге со зрелищ» устанавливался налог со зрелищ, взимаемый с государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также с отдельных лиц, организующих платные лекции, диспуты, доклады, выставки, музеи, театральные постановки, спектакли, концерты, цирковые и эстрадные выступления, общественные гулянья, спортивные состязания, танцевальные вечера, бега, скачки, зверинцы, а также другие культурно-художественные мероприятия. Его исчисляли в процентах к сумме валового сбора учреждений, предприятий, организаций и лиц от продажи билетов для посещения организуемых ими зрелищ.
От налога со зрелищ освобождались:
а) зрелища, устраиваемые в частях, клубах и домах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР для военнослужащих и членов их семей без допуска посторонних лиц;
б) платные лекции и доклады по марксистско-ленинскому воспитанию, а также оборонного и политико-просветительного характера;
в) различные зрелища, устраиваемые для детей до 16-летнего возраста, кроме киносеансов;
г) постановки и выступления кружков самодеятельности;
д) музеи и отдельные зрелища в школах, больницах, приютах, устраиваемые для учащихся и инвалидов;
e) государственные театры
и другие зрелищные
Изменения затронули и единую государственную. Пошлину, которая была заменена государственной пошлиной. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942г.). Государственной пошлиной признавалась денежные суммы, которые взимались специально уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов. Государственная пошлина взималась за совершение целого ряда действий в судебных учреждениях, в нотариате, в органах записи актов гражданского состояния, в органах милиции, в финансовых и других органах: с исковых заявлений, за совершение нотариальных действий, за регистрацию браков и разводов, за прописку паспортов, за выдачу регистрационных удостоверений на кустарные и ремесленные промыслы, за выдачу разрешений, на право охоты и т. п. Единый рыболовный сбор уплачивали рыболовецкие колхозы, а также сельскохозяйственные артели в объеме 1,5 % от стоимости улова.
Бюджетные исчисления доходов
от государственной пошлины, рыболовного
и билетного сборов ведутся на
основании данных о фактических
поступлениях этих сборов по отчетности
соответствующих органов с