Налоги СССР в период ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:51, реферат

Описание работы

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 292.48 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю  историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма

Понятие «налог» в ассоциативном  научном сознании представляет собой  общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом  обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование». Изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

В период Великой Отечественной  войны 1941—1945 доля налогов с населения в доходы государственного бюджета возросла. Наряду с перестройкой действующих государственных и местных налогов были введены новые налоги, а также претерпели ряд изменений уже существовавшие в предвоенное время налоги. Таким образом, создание ряда новых налогов дало возможность государству мобилизовать дополнительные средства для нужд обороны страны.

 

I НАЛОГИ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

  (1941-1945)

Комплексное реформирование системы налогообложения СССР началось еще в годы НЭПа, когда советская  власть полностью стала управлять  государством. Характерной чертой налоговой  системы периода нэпа являлась множественность  налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного  оборота в различных его звеньях.

Следующим этапом налоговых преобразований стала налоговая реформа 1930-1932 гг. Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет и реорганизации налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства. В ходе налоговой реформы были введены новые массовые целевые платежи. Были отменены ряд платежей, как плата за древесину. А также в тот период была создана система областных, районных и городских налоговых инспекций.

В период Великой Отечественной  Войны советский государственный бюджет был перестроен в соответствии с потребностями военного времени. В связи с переводом промышленности на военный лад, резким сокращением производства товаров широкого потребления, временной оккупацией немецко-фашистскими войсками крупнейших экономических районов страны и перебазированием промышленности на восток накопления социалистических предприятий сильно уменьшились. Это серьезно сказалось на размерах поступлений доходов в бюджет всех уровней. В результате удельный вес доходов от социалистических предприятий в государственном и, соответственно, местных бюджетах снизился и соответственно возрос удельный вес платежей населения как добровольных, так и обязательных. Если до войны налоги с населения составляли в доходах государственного бюджета примерно 5 %, то в военные годы они возросли до 13 %

В это время продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период, но дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения и увеличением размеров налогов.

В качестве чрезвычайного  налога периода войны вводится налог  на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям, а также косвенного влияния на демографическую ситуацию в стране. Налог взимался на основании Указов Президиума Верховного совета СССР от 21 января 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении  высшей степени отличия – звания «Мать героиня» и учреждения ордена «материнская слава» и медали «медаль материнства»».

Плательщиками  налога являлись граждане СССР, не имевшие детей: мужчины  в возрасте от 20  до 50 лет и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Налог  имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка  плательщика по  месту основной работы. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению  подоходным налогом граждане, получавшие более 91 руб. в месяц, уплачивали  налог  по ставке 6%, с заработка от 71 до 90 руб. ставка была пониженной, с  заработка  до 70 руб. налог не взимался. Работники  творческих профессий  независимо от заработка уплачивали налог по высшей ставке 6%. Налог исчислялся и удерживался  по месту основной работы вместе с  подоходным  налогом с той же суммы заработка. С остальных граждан (кустарей, ремесленников, граждан, занимающихся  частной практикой) налог взимался непосредственно финансовыми органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год и уплачивался в 4 срока равными долями. По мере роста благосостояния граждан нижние границы налогооблагаемого заработка поднимались.

От налога освобождались  герои Советского Союза, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и  их супруги, граждане, у которых дети погибли или пропали без вести  на фронтах Великой Отечественной  войны, учащиеся средних  специальных  и высших учебных заведений (до 25 лет), инвалиды I и II групп. Полностью освобождались от налога женщины, получавшие пособие от государства на содержание детей независимо от их количества. Позже льготы по налогу имели молодожены в течение 1 года с момента регистрации брака. Этот налог существовал вплоть до 1991года и перестал взиматься на территории России в связи с принятием Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Производится также реформирование системы подоходного налогообложения  населения в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». Его  уплачивали советские и иностранные  граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики  в зависимости от них подразделялись на несколько групп. Объектом обложения  являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты  за сверхурочные и сдельные работы, премии и т.д. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. Была установлена  надбавка к подоходному налогу, которая составляла 100%. Необлагаемый минимум доходов не устанавливался. Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров доходов.

1 марта 1941 г. Верховный  Совет СССР принял Закон "О  подоходном налоге с колхозов". Субъектами налога стали выступать  все виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся по доходу  за предшествующий год по годовым  отчетам после проверки отчетов финансовыми органами. В доходы, облагаемые подоходным налогом, включались все виды доходов от всех отраслей сельского хозяйства. В состав облагаемого дохода не включались суммы, полученные колхозом за сдачу государственных продуктов по обязательным поставкам и ряд других сумм. В особом порядке облагались доходы рыболовецких артелей от рыболовства при сдаче ими продукции государству по государственным заготовительным ценам. В этом случае доходы от рыболовства облагались рыболовным сбором и не подлежали зачислению в общий доход, облагаемый подоходным налогом. Были установлены две различные ставки:

а) 4% с облагаемого дохода - с доходов от продажи продукции  в порядке контрактации и государственных  закупок и доходов от внутрихозяйственного использования продукции,

б) 8% с облагаемого дохода - с остальных доходов колхозов.

Была установлена широкая  система льгот для колхозов, в  частности для колхозов Северных территорий, и для колхозов, пострадавших от стихийных бедствии. В годы Великой Отечественной войны подоходный налог с колхозов значительных изменений не претерпел.

В первый год войны Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу. Хозяйствам колхозников и единоличников, в составе которых имелся один военнослужащий, размер надбавки понижался на 50 процентов. Если в хозяйстве имелось два и более военнослужащих, оно освобождалось от надбавки к сельхозналогу полностью

Так, в 1940 г. от обложения  сельскохозяйственным налогом освобождалось  свыше 30 % хозяйств колхозников, рабочих, служащих и единоличников. Все это  вело к значительному уменьшению налоговых поступлений в бюджет в период войны.

Необходимость существенной перестройки действовавшей системы  обложения сельского населения  вызывалась еще и тем, что размер налога на хозяйство определялся  по наличию облагаемых объектов в  хозяйстве без учета количества неработоспособных членов семьи. Между тем именно этот фактор стал одним из наиболее важных резервных базовых показателей для определения платежеспособности хозяйства в условиях войны.

Проведение налоговых  мероприятий обусловливалось не только фискальными, но и народнохозяйственными  соображениями. Военная обстановка привела к конъюнктурному росту  цен на сельскохозяйственную продукцию. Это вызвало оседание в деревне  значительной денежной массы, которая  из-за острого недостатка товаров  не могла быть использована.

Неизбежным следствием такого положения явилось сокращение привоза  сельскохозяйственных продуктов на рынок, с одной стороны, и развитие натуральных форм обмена — с другой. Все это серьезно угрожало устойчивости советского рубля. Налоговая система  должна была способствовать увеличению спроса на деньги и усилению тем  самым притока сельскохозяйственной продукции на колхозный рынок. Эту  роль в определенной степени выполнил введенный Указом Президиума Верховного Совета 29декабря 1942 г. военный налог. С введением военного налога была отменена 100-процентная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения. Это позволило значительно увеличить контингент плательщиков налога как на селе, так и в городе главным образом за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов.

К его уплате привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Ставки военного налога были отличались по категориям налогоплательщиков. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом лица уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка. При заработке в 2400 рублей платилось 180 рублей в год, до 4800 - 360 рублей, колхозники и единоличники платили от 150 до 600 рублей с каждого члена хозяйства. Граждане, не имеющие самостоятельного дохода, уплачивали военный налог в размере 100 рублей.  Были и льготы по военному налогу, от его уплаты освобождались военнослужащие различных категорий, получающие пособия от государства члены семей военнослужащих, мужчины 60 лет и старше, женщины с 55 лет, не имеющие других источников доходов пенсионеры. Военный налог сыграл свою роль в пополнении доходной части бюджета: он за годы войны дал более 72,1 миллиарда рублей.

Закон «О местных налогах  и сборах», принятый в 1942 г., установил  в качестве обязательных платежей налог  со строений, земельную ренту, разовый  сбор на колхозных рынках, налог  с киноустановок, налог со зрелищ (спектакли, концерты и т. п.). Кроме  того, местным Советам предоставлялось  право проводить на своей территории в городах сбор с владельцев скота, сбор с владельцев транспортных средств.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от от 10 сентября 1942 года «О налоге со зрелищ» устанавливался налог со зрелищ, взимаемый с государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также с отдельных лиц, организующих платные лекции, диспуты, доклады, выставки, музеи, театральные постановки, спектакли, концерты, цирковые и эстрадные выступления, общественные гулянья, спортивные состязания, танцевальные вечера, бега, скачки, зверинцы, а также другие культурно-художественные мероприятия. Его исчисляли в процентах к сумме валового сбора учреждений, предприятий, организаций и лиц от продажи билетов для посещения организуемых ими зрелищ.

От налога со зрелищ освобождались:

а) зрелища, устраиваемые в  частях, клубах и домах Красной  Армии, Военно-Морского Флота и войск  НКВД СССР для военнослужащих и членов их семей без допуска посторонних  лиц;

б) платные лекции и доклады  по марксистско-ленинскому воспитанию, а также оборонного и политико-просветительного характера;

в) различные зрелища, устраиваемые для детей до 16-летнего возраста, кроме киносеансов;

г) постановки и выступления  кружков самодеятельности;

д) музеи и отдельные  зрелища в школах, больницах, приютах, устраиваемые для учащихся и инвалидов;

e) государственные театры  и другие зрелищные предприятия  н организации, список которых  устанавливается Комитетом по  делам искусств при Совнаркоме СССР по согласованию с Народным комиссариатом финансов СССР.

Изменения затронули и  единую государственную. Пошлину, которая была заменена государственной пошлиной. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942г.). Государственной пошлиной признавалась  денежные суммы, которые взимались специально уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов. Государственная пошлина взималась за совершение целого ряда действий в судебных учреждениях, в нотариате, в органах записи актов гражданского состояния, в органах милиции, в финансовых и других органах: с исковых заявлений, за совершение нотариальных действий, за регистрацию браков и разводов, за прописку паспортов, за выдачу регистрационных удостоверений на кустарные и ремесленные промыслы, за выдачу разрешений, на право охоты и т. п. Единый рыболовный сбор уплачивали рыболовецкие колхозы, а также сельскохозяйственные артели в объеме 1,5 % от стоимости улова.

Бюджетные исчисления доходов  от государственной пошлины, рыболовного  и билетного сборов ведутся на основании данных о фактических  поступлениях этих сборов по отчетности соответствующих органов с учетом возможного роста доходов. Суммы  государственной пошлины, рыболовного  и билетного сборов полностью  зачисляются в соответствующие  бюджеты по месту их поступления. Был отменен налог с наследств и дарений (за предоставление данного вида услуг взималась госпошлина).

Информация о работе Налоги СССР в период ВОВ