Налоги и сборы. Их сущность в экономической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Содержание

Введение 3
Система и принципы налогового законодательства 4
Основы налоговой системы 8
Субъекты налогообложения 10
Объекты налогообложения 11
Ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства 12
Система налогов и сборов в РФ 16
Сущность налогов 19
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

налоги.rtf

— 174.38 Кб (Скачать)

 

Объекты налогообложения

 

           В соответствии с ГК РФ (ст.128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, нематериальные блага.

          Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

    Согласно существующего налогового законодательства Российской Федерации к объектам налогообложения относят:  материальные объекты - это часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности.

  1. Имущество физических и юридических лиц.
  2. Доходы физических лиц.
  3. Прибыль юридических лиц.

                     Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

Нематериальные объекты - это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. (Например, право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права и т.д.). 
Ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства 

Налоговая система не может функционировать без института ответственности. Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога. За нарушение налогового законодательства существуют следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, финансовая (налоговая).

     Субъектами налоговых правонарушений являются: физические, юридические и должностные лица.

   

  Виды налоговых правонарушений.

    • сокрытие или занижение дохода (прибыли);
    • сокрытие объекта налогообложения;
    • отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода;
    • ведение учета объекта налогообложения с грубыми нарушениями установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;
    • непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;
    • искажение бухгалтерской отчетности;
    • представление по не установленной форме бухгалтерских отчетов;
    • включение в декларацию о доходах заведомо ложных данных;
    • задержка перечисления налогов в бюджет;
    • отказ от регистрации;
    • уклонение от подачи декларации о доходах;
    • уклонение от явки в органы Госналогслужбы для дачи показаний;
    • отказ от дачи пояснений Госналогслужбы об источниках доходов и их объеме;
    • невыполнение требований Госналогслужбы о предоставлении документов, допуске в помещения
    • несвоевременное удержание, удержание не полностью или не перечисление в бюджет суммы налогов сборщиком налогов.
 

Налоговые санкции.

Это штрафы, пени, недоимки.  Эти санкции связаны с нарушениями следующего характера:

    • За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма и штраф в размере этой суммы, при повторном нарушении  - соответствующая сумма и штраф в двукратном размере. При установлении судом факта умышленного сокрытия ( или занижения) дохода (прибыли) взыскивается штраф в пятикратном размере.
    • За отсутствие учета объектов налогообложения или ведение такового с нарушениями, повлекшего за собой сокрытие (или занижение) прибыли - штраф в размере 10% от доначисленной суммы налога.
    • За непредставление или несвоевременное представление расчетных документов в налоговый орган - штраф 10% от начисленной суммы налога.
    • В случае задержки уплаты налога  - пени 0,3% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки начиная с установленного срока.
    • Недоимки с физических лиц взыскиваются в судебном порядке.
    • В случае непредставления или отказа предоставить налоговым органам документов (балансов, расчетов, деклараций и т.д.) приостановить операции предприятия по текущим и другим счетам в банках.
 

Административная ответственность

          Согласно Закона РСФСР « О государственной налоговой службе РСФСР» на руководителей предприятий, учреждений могут быть наложены административные штрафы в размере 2,5-5 минимальных размеров оплаты труда за следующие нарушения:

    • За не передачу налоговым органам документов и их копий, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика.
    • За отказ допустить должностных лиц налоговой службы в производственные, складские, торговые  и другие помещения предприятия, в которых содержатся объекты налогообложения.
    • За устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежей в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности.
    • За непредставление (отказ) документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет. За повторное нарушение в течение года штраф увеличивается  в пределах 5-10 минимальных размеров оплаты труда.
 

Дисциплинарная ответственность.

                За неоднократное нарушение трудовых обязательств руководитель предприятия и его заместители могут быть уволены с предприятия. При найме руководитель подписывает контракт, в котором определены его права, обязанности и ответственность, в том числе за организацию бухгалтерского учета. 

Уголовная ответственность.

За уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерскую отчетность заведомо ложных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда) наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от 4-6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. То же деяние, совершенное неоднократно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 

Система налогов и сборов в РФ

 

 вводится в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации. - Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

  1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  2. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
  3. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. (п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  4. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. 
    Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. 
    При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. (п. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  5. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    3. налог на прибыль (доход) организаций;
    4. налог на доходы от капитала;
    5. подоходный налог с физических лиц;
    6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    7. государственная пошлина;
    8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
    9. налог на пользование недрами;
    10. налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
    11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    13. лесной налог;
    14. водный налог;
    15. экологический налог;
    16. федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

    1. налог на имущество организаций;
    2. налог на недвижимость;
    3. дорожный налог;
    4. транспортный налог;
    5. налог с продаж;
    6. налог на игорный бизнес;
    7. региональные лицензионные сборы.
  1. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    К местным налогам и сборам относятся:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц;
    3. налог на рекламу;
    4. налог на наследование или дарение;
    5. местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на

основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций,

граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного  Совета. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом. Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая. Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение. Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль. Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Элементы налога и способы его взимания

Каждый  закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:

1) объект налога - это имyщество, доход, товар, наследство, подлежащие

обложению;

2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник  налога - т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата,

прибыль, доход, дивиденты); 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Информация о работе Налоги и сборы. Их сущность в экономической жизни