Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:32, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.
изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения;
постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования;
рассмотреть основные изменения налогового законодательства, принятые с 2010 года.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета, за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих - региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги обязательны к уплате на всей территории РФ.
В Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги (ст.13 НК РФ):
а) налог на добавленную стоимость (НДС);
б) акцизы;
в) налог на прибыль (доход) организаций;
г) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
д) государственная пошлина;
е) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
ж) водный налог;
з) сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Мы можем провести анализ значимости
налоговых поступлений в
Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2011-2012гг: [17] | ||||
млрд. рублей | ||||
январь-апрель |
январь-апрель |
в процентaх к 2011 году | ||
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации |
2 029,1 |
2 577,9 |
127,0 | |
в том числе: |
||||
в федеральный бюджет |
801,9 |
1 078,9 |
134,5 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 227,2 |
1 499,0 |
122,1 | |
из них: |
||||
Налог на прибыль организаций |
502,1 |
664,6 |
132,4 | |
в федеральный бюджет |
111,0 |
81,4 |
73,3 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
391,1 |
583,3 |
149,1 | |
Налог на доходы физических лиц |
||||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
475,4 |
506,7 |
106,6 | |
Налог на добавленную стоимость |
||||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
412,4 |
496,5 |
120,4 | |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
8,6 |
11,9 |
138,0 | |
Акцизы |
99,4 |
134,4 |
135,3 | |
в федеральный бюджет |
22,2 |
34,2 |
154,3 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
77,2 |
100,2 |
129,8 | |
в том числе: |
||||
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию |
1,3 |
1,7 |
134,4 | |
в федеральный бюджет |
0,7 |
0,9 |
139,5 | |
в
консолидированные бюджеты |
0,6 |
0,8 |
129,3 | |
на табачную продукцию |
21,7 |
32,1 |
147,8 | |
в федеральный бюджет |
21,7 |
32,1 |
147,8 | |
акцизы на нефтепродукты |
47,0 |
57,0 |
121,3 | |
в
консолидированные бюджеты |
47,0 |
57,0 |
121,3 | |
акцизы на пиво |
8,0 |
17,7 |
222,2 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
8,0 |
17,7 |
222,2 | |
акцизы на алкогольную продукцию |
20,2 |
22,9 |
113,4 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
20,2 |
22,9 |
113,4 | |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
261,6 |
459,6 |
175,7 | |
в федеральный бюджет |
243,7 |
450,5 |
184,9 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
18,0 |
9,0 |
50,3 | |
в том числе: |
||||
налог на добычу полезных ископаемых |
253,3 |
446,2 |
176,1 | |
в федеральный бюджет |
235,9 |
437,9 |
185,6 | |
в
консолидированные бюджеты |
17,4 |
8,3 |
47,5 | |
из него нефть: |
213,0 |
398,6 |
187,2 | |
в федеральный бюджет |
202,3 |
398,6 |
197,0 | |
в
консолидированные бюджеты |
10,6 |
0,0 |
0,0 | |
газа горючего природного
из всех видов месторождений |
28,1 |
32,3 |
114,9 | |
в федеральный бюджет |
28,1 |
32,3 |
114,9 | |
газового конденсата
из всех видов месторождений |
2,1 |
2,7 |
127,1 | |
в федеральный бюджет |
2,0 |
2,7 |
133,8 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Прежде всего, обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2012 г. составляла 127% по сравнению с 2011 г. По значимости в доходах федерального бюджета в 2012г. можно выделить: налог на добавленную стоимость – 46%; налог на добычу полезных ископаемых – 41%; налог на прибыль – 8%. Наибольший прирост по сравнению с 2011 г. дали акцизы (+5,53%).
Всего в январе-апреле 2012 года в федеральный бюджет поступило 1 078,9 млрд. рублей, что на 34% больше, чем в январе-апреле 2011 года.
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе-апреле 2012 года составили 81,4 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-апреле 2011года.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-апреле 2012года поступило 496,5 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в январе-апреле 2011года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе-апреле 2012 года поступило 11,9 млрд. рублей, что на 38% больше, чем в январе-апреле 2011года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-апреле 2012 года составили 34,2 млрд. рублей и выросли относительно января-апреля 2011 года в 1,5 раза.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-апреле 2012 года поступило 437,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 398,6 млрд. рублей, газа горючего природного – 32,3 млрд. рублей, газового конденсата – 2,7 млрд. рублей.
По сравнению с январем-апрелем 2011 года поступления НДПИ выросли в 1,9 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 42,1$ в декабре 2009 года – марте 2010 года до 74,6$ в декабре 2011 года – марте 2012 года, или в 1,8 раза).
Региональные налоги - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
В соответствии со ст.14 НК РФ, существуют следующие региональные налоги:
а) налог на имущество организаций;
б) налог на игорный бизнес;
в) транспортный налог.[7; с.432]
Соотношение налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в последние годы имело разную динамику. В настоящее время наблюдается некоторое преобладание доли федерального бюджета, связанное с реализацией правительством РФ целого ряда программ реформирования экономики и финансов, социальной сферы, принятием существенных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Естественным стремлением
Налоговые поступления могут быть
увеличены несколькими
Наиболее актуальным представляется последний из методов.
Подводя итоги, можно сказать, что практически каждый регион нашей страны нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать возросшие в результате совершенствования налоговой базы региона налоговые поступления. В то же время регионы имеют ограниченное воздействие на налоговую базу, но в рамках предоставленных им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов производства. Только следствием этого процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений.
Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц.
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.
Также можно выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории, амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций. Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность. Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.
Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач:
Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
1. Налог на прибыль организаций.
В среднесрочной
перспективе планируется
• в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
• требует решения вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
• требуется установить в НК правила налогообложения налогом на прибыль организаций операций с ценными бумагами, в частности: правила определения налоговой базы при совершении договоров займа; правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком;
• предлагается разработать подходы
к решению отдельных вопросов
налогообложения налогом на прибыль
организаций розничной и
• планируется усовершенствовать
механизм учета для целей