Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:57, лекция

Описание работы

Цель изучения курса является создание у слушателей целостного представления о действующей в РФ налоговой системе (по НК с 2010 г. – 13, с учетом сборов около 50; все налоги знать физически невозможно: Гарант, КонсультантПлюс, но основные бюджетообразующие знать нужно: НДС, НП, НДФЛ)

Работа содержит 1 файл

Лекции - налоги и налогообложение.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

1. Цели и задачи курса налогообложения (НО)

Цель изучения курса является создание у слушателей целостного представления о действующей в РФ налоговой системе (по НК с 2010 г. – 13, с учетом сборов около 50; все налоги знать физически невозможно: Гарант, КонсультантПлюс, но основные бюджетообразующие знать нужно: НДС, НП, НДФЛ)

 

Задачи:

  1. знать теорию (НК и не вошедшие в него законы: налог на имущество физических лиц)
  2. применять на практике (пользоваться методичкой, т.к. без нее невозможно исчислить налог)
  3. быть готовым к совершенствованию (следить за изменениями), самому совершенствовать налоговые отношения (Конституция РФ дает право законодательной инициативы, т.е. предлагать)

 

 

2. Предмет, объект, метод изучения курса

Предметом изучения является налоговое законодательство (НК ч.1 – 1999 г: основы НО – установление отмены налогов, основные элементы, контроль, права и ответственность; ч.2 – 2001 г. совокупность законов от отдельных налогах)

 

Объект – взаимоотношения между налогоплательщиками (юр. и физ.лица) и государством (бюджеты и гос.внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов.

 

Методом является всеобщий метод познания диалектический материализм (диалектика – наука о развитии, а налоговая система постоянно изменяется; материализм – выполнение налоговых бюджетных назначений: 97 г. – 75%, 2001 - 125%)

 

 

  1. Экономическая сущность налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, осуществляемый предприятиями и физ.лицами … с целью финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования.

 

Под сбором понимается обязательный, индивидуальный взнос, осуществляемый предприятиями и физ.лицами, уплата которого является одним из условий совершения вв интересах плательщиков юридически значимых действий (действия 2х видов – возврат деньгами – Пенсионный Фонд РФ; разрешение, лицензии – госпошлины)

 

Общие черты:

  1. в обязательном порядке
  2. в бюджеты и внебюджетные фонды
  3. на основе налогового законодательства

 

(отчисления в государственный  ПФ – квази-налог, в негосударственный ПФ- простой платеж)

 

  1. Классификация налогов

Налоги группируются исходя из различных признаков:

  1. по налогоплательщикам – налоги с юр. и физ.лиц
  2. исходя из межбюджетного распределения

– закрепленные (НДС с 2002 г) 

-регулирующие (НП –  2% - в федеральный, 18% - в региональный)

  1. из уровня власти, принявшего данный налог:

- федеральный (8)

- региональный (3)

- местные (2)

 

(по отношению к  доходам – прямые и косвенные;  по источникам погашения –  за счет выручки, себестоимости,  прибыли; самое главное – по  уровням власти, т.к. закреплена законодательно в НК гл.2; имеет практическое значение – не перечисленные в нем налоги не имеют правоприменительной практике в государстве)

 

 

5.Функции налогов

  1. Фискальная – максимальное пополнение доходов бюджета при относительной неизменности налогового законодательства (1997 г – 75%, 2001 г.- 124%)
  2. распределительная – доля государства в хоз.деятельности налогоплательщиков (не только в доходах; налог на имущество уплачивается при отсутствии доходов)
  3. контрольная – до, в и после НО (до – на стадии изменения налогового законодательства; в – при уплате налогов; после – налоговый анализ)
  4. Регулирующая – экономическая, налоговое воздействие государства на развитие экономики. Двумя путями:
    • на налогоплательщика (посредством налоговых льгот)
    • на развитие регионов (доноры вносят в фед.бюджет больше налогов, чем дотационные; в РМ около 30% акцизов на водку остаются в регионе)

 

 

 

6.Налоговое  регулирование

Налоговое регулирование  представляет собой процесс экономического, налогового воздействия государства на развитие экономики.

До 1992 г. налоговое регулирование  практически не применялось (т.к. преобладала  государственная собственность)

С 1992 г. налоговое регулирование  практически единственный метод экономического воздействия в условиях равенства форм собственности на стадии выполнения доходов бюджета (на стадии распределения – дотации и субвенции).

Практическое применение регулирования осуществляется посредством  регулирующей функции (см.регулирующую функцию).

 

 

7. Принципы НО

1. всеобщность – применение налогового законодательства на всей территории государства (обязательны только федеральные налоги, региональные и местные – на усмотрение властей)

2. определенность –  изменение налогового законодательства  во времени (часто – плохо  для налогоплательщика: не успевает; редко – плохо для государства: нет регулирования; лучше – один раз в год при принятии бюджета)

3. удобство – упрощение  налоговой системы (в 2003 г. отменен  налог с продаж; спец.налоговые  режимы)

4. соразмерность –  нахождение оптимальной налоговой нагрузки (Теория Лаффера)

 

 

8. Элементы  налога

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

 

9. Понятие и  характеристика системы налогов  и сборов РФ

Система налогов и  сборов представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и др. обязательных, законодательно установленных платежей (в НК определений нет, есть в законе «Об основах налоговой системы». Оно не противоречит главе II, где отражен перечень налогов)

Современная налоговая  система действует с 1992 года, имеет  большое количество законодательных противоречий:

  1. Между налоговым и др.законодательствами (определение предпринимателя в ГК: за 3 месяца свыше двух миллионов уплачивают НДС)
  2. Внутри налогового законодательства (в первой части НК запрещено изменять федеральные налоги регионам; во 2 ч. гл.25 регионам разрешено уменьшать ставку НП до 13.5%)

(c 2010 г. вместо ЕСН отдельные платежи в гос.внебюджетные фонды)

 

 

10. Становление  и развитие налоговой системы  (НС) РФ

До 1992 года НС РФ носила упрощенный конфискационный характер (в НП –  вся неизрасходованная прибыль изымается государством). Правомочно применялось не налоговое регулирование, а административные методы.

С 1992 года действует современная  НС (на основе равенства форм собственности). Необходимость заставила создать  ряд структур, контролирующих экономическую безопасность государства в налоговой сфере. (с 1992 по 2000 гг. ГНС (гос.нал.служба); с 2000 по 2005 – Министерство по налогам и сборам; с 2005 – ФНС при Минфине; с 1993 по 2003 гг. – налоговая полиция, сейчас – МВД)

НС постоянно изменяется исходя из экономических возможностей государства и потребностей налогоплательщиков. (оперативное изменение таможенных платежей на энергоресурсы; ЕСН)

 

11. Налоговая  политика

Налоговая политики – это действовавшая, действующая или планируемая налоговая система. Она определяется на следующий год в конце текущего (при принятии бюджета, т.к. налоговые доходы определяют доходы бюджета.)

 

Современные изменения  налоговой политики по степени значимости можно сгруппировать:

  1. коренные – 1992 г. (современная НС)
  2. значительные – с 1999 г. по настоящее время (не все налоги в НК)
  3. вынужденные оперативные – в течение года (изменение тарифов и налогов, исходя из состояния мировой экономики: пошлин на нефть, в зависимости от ее цены.)

 

 

12.Классификация  органов налогового контроля

К органам налогового контроля по НК относятся (только исполнительные органы власти):

- Минфин (управление по  фин.бюджетному надзору)

- ФНС

- МВД

- таможня

- подразделения гос.внебюджетных  фондов (в 2010 г. ПФ и  Соцстрах  заключили договор о совместном проведении проверок)

Все ветви власти занимаются налоговым контролем:

1. законодательные –  принимают, изменяют, отменяют налоги  и механизмы из проверок.

2. cудебные – вносят решения по налоговым спорам (для юр. лиц – арбитраж, для физ.лиц – общие юрисдикции, мировые)

3. налоговые – ФНС с ее территориальными подразделениями

4. специальные органы  налогового контроля – МВД, таможня (МВД - только уголовнонаказуемые налоговые правонарушения; таможня – только платежи при пересечении границ)

5. негосударственные органы – аудиторские фирмы (основной раздел аудиторского заключения – взаимоотношения с бюджетом)

 

 

13. Структура  налоговых органов

Структура носит территориально-отраслевой характер (территория – закрепление  налогоплательщиков за инспекциями по месту регистрации; отрасль – подчинение нижестоящих вышестоящим). Носит 3х уровневый характер:

1. центральный аппарат  – контролирует поступления федерального  бюджета, выпускает методики, координирует деятельность региональных управлений (имеет в составе в составе 15 отраслевых инспекций по особо крупным налогоплательщикам: Мордовспирт)

2. Региональное управление (УФНС РФ по РМ) контролирует  региональные бюджеты, организовано оно по принципу налогов (название отделов по названиям налогов: НП, имущественные или их совокупности косвенные налоги). Координирует деятельность инспекции

3. Инспекции

 

 

 

14. Налоговая  инспекция – основное звено  налогового контроля

Инспекция является основным звеном налогового контроля т.к. только она осуществляет работу с налогоплательщиками (регистрирует, принимает отчетность, контролирует). Организовано по признаку  проверок (отделы камеральных и выездных налоговых проверок; до 2003 г. – юр. и физ.лиц)

(В РМ до 2002 г. в каждом районе была своя инспекция, с 2002 г. межрайинспекции, одна Ленинская районная, с 2005 г. – еще и Октябрьская)

 

 

15. Налогоплательщики: их права и обязанности

Налогоплательщики –  это юр. и физ.лица, на которых  возложена обязанность правильно  исчислять и своевременно уплачивать налоги (по НК 2 категории, фактически 3 – предприниматели, у которых за 3 месяца доход свыше 2 млн. уплачивают НДС, т.е. налоги и с юр. и физ.лиц)

 

Права (ст. 21 – около15):

1. получать от налоговых  органов в письменной форме  ответы на запросы (если ответ  неправильный, налогоплательщик ответственности не несет );

2. присутствовать при  проведении проверок;

3. обжаловать результаты  проверок.

 

Обязанности (ст. 23 – около 12)

1. регистрироваться в  налоговом органе

2. вести учет и сохранять  его данные в течении 4х лет.

3. Предоставлять информацию  работникам налоговых органов.

 

 

16. Налоговые  органы: их права и ответственность

Права налоговых органов (НО) корреспондируются с обязанностями налогоплательщиков (требуют…, контролируют…, проверяют…), а также имеют ряд прав при проведении выездных проверок (выемка документов, арест расчетного счета, инвентаризация).

Информация о работе Налоги и налогообложение