Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:57, лекция
Цель изучения курса является создание у слушателей целостного представления о действующей в РФ налоговой системе (по НК с 2010 г. – 13, с учетом сборов около 50; все налоги знать физически невозможно: Гарант, КонсультантПлюс, но основные бюджетообразующие знать нужно: НДС, НП, НДФЛ)
1. Цели и задачи курса налогообложения (НО)
Цель изучения курса является создание у слушателей целостного представления о действующей в РФ налоговой системе (по НК с 2010 г. – 13, с учетом сборов около 50; все налоги знать физически невозможно: Гарант, КонсультантПлюс, но основные бюджетообразующие знать нужно: НДС, НП, НДФЛ)
Задачи:
2. Предмет, объект, метод изучения курса
Предметом изучения является налоговое законодательство (НК ч.1 – 1999 г: основы НО – установление отмены налогов, основные элементы, контроль, права и ответственность; ч.2 – 2001 г. совокупность законов от отдельных налогах)
Объект – взаимоотношения между налогоплательщиками (юр. и физ.лица) и государством (бюджеты и гос.внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов.
Методом является всеобщий метод познания диалектический материализм (диалектика – наука о развитии, а налоговая система постоянно изменяется; материализм – выполнение налоговых бюджетных назначений: 97 г. – 75%, 2001 - 125%)
Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, осуществляемый предприятиями и физ.лицами … с целью финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования.
Под сбором понимается обязательный, индивидуальный взнос, осуществляемый предприятиями и физ.лицами, уплата которого является одним из условий совершения вв интересах плательщиков юридически значимых действий (действия 2х видов – возврат деньгами – Пенсионный Фонд РФ; разрешение, лицензии – госпошлины)
Общие черты:
(отчисления в государственный ПФ – квази-налог, в негосударственный ПФ- простой платеж)
Налоги группируются исходя из различных признаков:
– закрепленные (НДС с 2002 г)
-регулирующие (НП – 2% - в федеральный, 18% - в региональный)
- федеральный (8)
- региональный (3)
- местные (2)
(по отношению к
доходам – прямые и косвенные;
по источникам погашения –
за счет выручки,
5.Функции налогов
6.Налоговое регулирование
Налоговое регулирование представляет собой процесс экономического, налогового воздействия государства на развитие экономики.
До 1992 г. налоговое регулирование практически не применялось (т.к. преобладала государственная собственность)
С 1992 г. налоговое регулирование практически единственный метод экономического воздействия в условиях равенства форм собственности на стадии выполнения доходов бюджета (на стадии распределения – дотации и субвенции).
Практическое применение регулирования осуществляется посредством регулирующей функции (см.регулирующую функцию).
7. Принципы НО
1. всеобщность – применение налогового законодательства на всей территории государства (обязательны только федеральные налоги, региональные и местные – на усмотрение властей)
2. определенность –
изменение налогового
3. удобство – упрощение налоговой системы (в 2003 г. отменен налог с продаж; спец.налоговые режимы)
4. соразмерность –
нахождение оптимальной налогов
8. Элементы налога
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
9. Понятие и
характеристика системы
Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и др. обязательных, законодательно установленных платежей (в НК определений нет, есть в законе «Об основах налоговой системы». Оно не противоречит главе II, где отражен перечень налогов)
Современная налоговая система действует с 1992 года, имеет большое количество законодательных противоречий:
(c 2010 г. вместо ЕСН отдельные платежи в гос.внебюджетные фонды)
10. Становление и развитие налоговой системы (НС) РФ
До 1992 года НС РФ носила упрощенный конфискационный характер (в НП – вся неизрасходованная прибыль изымается государством). Правомочно применялось не налоговое регулирование, а административные методы.
С 1992 года действует современная
НС (на основе равенства форм собственности).
Необходимость заставила
НС постоянно изменяется исходя из экономических возможностей государства и потребностей налогоплательщиков. (оперативное изменение таможенных платежей на энергоресурсы; ЕСН)
11. Налоговая политика
Налоговая политики – это действовавшая, действующая или планируемая налоговая система. Она определяется на следующий год в конце текущего (при принятии бюджета, т.к. налоговые доходы определяют доходы бюджета.)
Современные изменения налоговой политики по степени значимости можно сгруппировать:
12.Классификация органов налогового контроля
К органам налогового контроля по НК относятся (только исполнительные органы власти):
- Минфин (управление по фин.бюджетному надзору)
- ФНС
- МВД
- таможня
- подразделения гос.
Все ветви власти занимаются налоговым контролем:
1. законодательные – принимают, изменяют, отменяют налоги и механизмы из проверок.
2. cудебные – вносят решения по налоговым спорам (для юр. лиц – арбитраж, для физ.лиц – общие юрисдикции, мировые)
3. налоговые – ФНС с ее территориальными подразделениями
4. специальные органы налогового контроля – МВД, таможня (МВД - только уголовнонаказуемые налоговые правонарушения; таможня – только платежи при пересечении границ)
5. негосударственные органы – аудиторские фирмы (основной раздел аудиторского заключения – взаимоотношения с бюджетом)
13. Структура налоговых органов
Структура носит территориально-
1. центральный аппарат
– контролирует поступления
2. Региональное управление
(УФНС РФ по РМ) контролирует
региональные бюджеты, организо
3. Инспекции
14. Налоговая инспекция – основное звено налогового контроля
Инспекция является основным
звеном налогового контроля т.к. только
она осуществляет работу с налогоплательщиками (
(В РМ до 2002 г. в каждом районе была своя инспекция, с 2002 г. межрайинспекции, одна Ленинская районная, с 2005 г. – еще и Октябрьская)
15. Налогоплательщики: их права и обязанности
Налогоплательщики –
это юр. и физ.лица, на которых
возложена обязанность
Права (ст. 21 – около15):
1. получать от налоговых органов в письменной форме ответы на запросы (если ответ неправильный, налогоплательщик ответственности не несет );
2. присутствовать при проведении проверок;
3. обжаловать результаты проверок.
Обязанности (ст. 23 – около 12)
1. регистрироваться в налоговом органе
2. вести учет и сохранять его данные в течении 4х лет.
3. Предоставлять информацию работникам налоговых органов.
16. Налоговые органы: их права и ответственность
Права налоговых органов
(НО) корреспондируются с