Министерство
образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
инженерно-экономический
университет»
Кафедра
финансов и банковского дела
Контрольная
работа по дисциплине
Налоги
и налогообложение
Выполнила:
Кустова Дарья Александровна
студентка
3 курса 5 лет 10 месяцев спец. «Финансы
и кредит»
Группа
Ф-91 № зачет. книжки 02-139
Подпись:
____________________Дата_____________
Преподаватель:
________________________________
(Фамилия И.О.)
Должность:
___________________________________
Оценка:
_____________Дата: ________________
Вологда
2012
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ
ОРГАНОВ В РОССИИ.
Важная
роль в обеспечении эффективного
функционирования налоговой системы
РФ отводится налоговым органам,
к которым в соответствии с
действующим законодательством
относится Министерство финансов РФ
и Федеральная налоговая служба,
включая ее структурные подразделения
по всей территории государства. Система
налоговых органов в РФ построена
в соответствии с административным
и национально-территориальным делением,
принятым в РФ, и состоит из трех
звеньев. Каждый уровень системы
и ее составляющие имеют свои функции
и специфику.
Центральным
органом управления налогообложением
в РФ является ФНС
России. Основные функции, возложенные
на ФНС России по контролю и надзору:
- за соблюдением
законодательства РФ о налогах и сборах;
- за правильностью
исчисления, полнотой, своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов
и сборов и иных обязательных платежей;
- за производством
и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции;
- за соблюдением
валютного законодательства в пределах
компетенции налоговых органов;
- за информированием
налогоплательщиков по вопросам налогового
законодательства и разъяснением системы
налогообложения.
- ФНС России
также является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим:
- государственную
регистрацию юридических лиц, физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- представление
в делах о банкротстве и процедурах банкротства
требований об уплате обязательных платежей
и требований РФ по денежным обязательствам.
ФНС
России находится в ведении Минфина
России. ФНС России руководствуется
в своей деятельности Конституцией
РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
РФ и Правительства РФ, международными
договорами РФ, нормативными правовыми
актами Минфина России, а также
Положением о ФНС России. ФНС России
ведет деятельность непосредственно
и через свои территориальные
органы во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления
и государственными внебюджетными
фондами, общественными объединениями
и иными организациями. ФНС России
возглавляет руководитель, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Правительством РФ по
представлению министра финансов. Структура
налоговых органов утверждается
приказом ФНС России.
Каждый
налоговый орган является самостоятельным
юридическим лицом, но в то же время
находится в вертикальной подчиненности
и входит в единую централизованную
систему. Особенностью реформирования
структуры налоговых органов
является создание межрегиональных
и межрайонных инспекций. В отличие
от традиционных инспекций, осуществляющих
контроль в зависимости от территориальной
принадлежности налогоплательщика, межрегиональные
и межрайонные инспекции строят
свою работу исходя из категории налогоплательщика
и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным
округам занимают промежуточное
положение между федеральной
налоговой службой и территориальными
управлениями ФНС России.
Межрегиональные
инспекции ФНС России по федеральным
округам созданы:
- для осуществления
взаимодействия с полномочными представителями
Президента РФ в федеральных округах по
вопросам, отнесенным к их компетенции;
- для контроля
за соблюдением законодательства РФ о
налогах и сборах на территории соответствующего
федерального округа;
- для проведения
налоговых проверок.
На
межрегиональном уровне также существует
семь межрегиональных инспекций
по крупнейшим налогоплательщикам в
следующих сферах:
1. разведка,
добыча, переработка, транспортировка
и реализаций нефти и нефтепродуктов;
2. разведка,
добыча, переработка, транспортировка
и реализация природного газа;
3. производство
и оборот этилового спирта
из всех видов сырья алкогольной,
спиртосодержащей и табачной
продукции;
4. электроэнергетика,
в том числе производство, передача,
распределение и реализация электрической
и тепловой энергии;
5. производство
и реализация продукции металлургической
промышленности;
6. оказание
транспортных услуг;
7. оказание
услуг связи.
Налоговые
службы на уровне субъектов РФ (республик,
краев) выполняют следующие задачи:
- осуществляют
контроль за соблюдением налогового законодательства
на территории соответствующего субъекта
РФ;
- обеспечивают
поступление налогов, сборов и других
обязательных платежей в бюджет.
Руководителя
Управления ФНС России по субъекту
РФ назначает руководитель ФНС России
по согласованию с полномочным представителем
Президента РФ по соответствующему субъекту
Федерации.
Можно
выделить два вида инспекций Федеральной
налоговой службы межрайонного уровня:
- инспекции
ФНС России, контролирующие территорию
не одного, а нескольких административных
районов;
- инспекции
ФНС России, осуществляющие налоговый
контроль за крупнейшими налогоплательщиками,
которые подлежат налоговому администрированию
на региональном уровне.
Права
налоговых органов в соответствии
со ст. 31 НК РФ:
- требовать
от налогоплательщика документы по формам,
установленным государственными органами
и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты налогов,
а также пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты налогов (данное право реализуется
при проведении налогового контроля; порядок
истребования документов рассмотрен при
описании форм и методов налогового контроля);
- проводить
налоговые проверки в порядке, установленном
НК РФ (проверки могут быть камеральными
и выездными);
- приостанавливать
операции по счетам налогоплательщиков
в банках и налагать арест на имущество
налогоплательщиков в порядке, предусмотренном
НК РФ (операции по счетам приостанавливаются
чаще всего в случае непредставления налоговых
деклараций в срок, установленный законом,
или в качестве одной из мер, обеспечивающих
поступление налогов в бюджеты всех уровней;
в случае непредставления декларации
в установленный срок операции по счету
приостанавливаются до момента ее представления;
арест на имущество налагается в случаях,
предусмотренных налоговым законодательством);
- производить
выемку документов при проведении налоговых
проверок у налогоплательщика, свидетельствующих
о совершении налоговых правонарушений
(выемка документов проводится, когда
имеется достаточно оснований полагать,
что документы будут сокрыты, изменены
или уничтожены);
- осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества
(осмотр помещения производится в рамках
выездной налоговой проверки);
- определять
суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками
в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным
путем на основе имеющейся информации
о налогоплательщике, а также данных об
иных аналогичных налогоплательщиках
(суммы налогов определяются расчетным
путем в случаях отказа налогоплательщика
допустить должностных лиц налогового
органа к осмотру (обследованию) производственных,
складских, торговых и иных помещений
и территорий, используемых налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанных
с содержанием объектов налогообложения,
непредставления в течение более двух
месяцев налоговому органу необходимых
для расчета налогов документов, отсутствия
учета доходов и расходов, учета объектов
налого- обложения или ведения учета с
нарушением установленного порядка, приведшего
к невозможности исчислить налоги);
- взыскивать
в бесспорном порядке с юридических лиц
недоимки по налогам и сборам, а также
взыскивать пени в порядке, установленном
НК РФ (штрафные санкции взыскиваются
только в судебном порядке; с индивидуальных
предпринимателей и физических лиц все
виды недоимок взыскиваются только в судебном
порядке; с юридических лиц — в бесспорном
или судебном порядке);
- требовать
от банков документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений налогоплательщиков
(это требование реализуется в порядке
контроля налогоплательщиков, осуществляющих
уплату налогов, а также банков, которые,
выступая в роли налоговых агентов, перечисляют
денежные средства в соответствующий
бюджет);
- привлекать
для проведения налогового контроля специалистов,
экспертов и переводчиков (порядок привлечения
для контроля рассмотрен при описании
форм и методов налогового контроля);
- вызывать в
качестве свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового
контроля (свидетель имеет право отказаться
от дачи показаний в случаях, предусмотренных
законодательством; при этом обязательно
составляется протокол опроса свидетеля);
- заявлять ходатайства
об аннулировании или приостановлении
действия выданных юридическим и физическим
лицам лицензий на право осуществления
определенных видов деятельности (данное
право реализуется в случае грубых нарушений
налогового законодательства, которые
можно квалифицировать как преступления,
а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
- предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды иски по вопросам, связанным с налогообложением
(для налогоплательщиков — физических
лиц — суд общей юрисдикции, для юридических
лиц — арбитражный суд).
Обязанности
налоговых органов в соответствии
со ст. 32 НКРФ:
- соблюдать
законодательство о налогах и сборах —
главная обязанность налоговых органов
и их должностных лиц (законодательством
предусмотрено, что при нарушении закона
налоговыми органами налогоплательщик
имеет право взыскать убытки, причиненные
их неправомерными действиями);
- осуществлять
контроль соблюдения законодательства
о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов (порядок осуществления налогового
контроля строго регламентирован НК РФ
и иными законодательными и нормативными
актами);
- вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков, включающий
в себя своевременную постановку на налоговый
учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное
снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
- проводить
разъяснительную работу по применению
налогового законодательства и других
законодательных и нормативных правовых
актов, бесплатно информировать налогоплательщиков
о действующих налогах и сборах, представлять
формы установленной отчетности и разъяснять
порядок их заполнения, давать разъяснения
о порядке исчисления и уплаты налогов
и сборов (следует иметь в виду, что налоговый
орган обязан ответить на запрос налогоплательщика
в течение 30 дней);
- осуществлять
возврат или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов,
пеней и штрафов (налоговые органы обязаны
принять решение об их зачете или возврате
в течение 30 дней);
- соблюдать
налоговую тайну (понятие «налоговая тайна»
возникает с момента постановки налогоплательщика
на налоговый учет и заключается в том,
что налоговый орган обязан хранить и
не разглашать информацию о налогоплательщике
— его учредителях, месте жительства,
местонахождении, его оборотов по реализации
и т.д.).
Таможенные
органы.
Основной
обязанностью таможенных органов является
контроль уплаты налогов при перемещении
товаров через таможенную границу
РФ. Кроме того, они выполняют
ряд функций налоговых органов.
Таможенные органы взимают налоги в
соответствии с таможенным законодательством
и другими федеральными законами,
а также с учетом положений
НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый
кодексы Российской Федерации существенно
различаются, в том числе в
отношении сфер взимания налогов (таможенная
пошлина, налог на добавленную стоимость,
акцизы), полномочий, процедур делопроизводства,
принятия решений и т.д. Однако должностные
лица таможенных органов исполняют
все обязанности должностных
лиц налоговых органов, а также
другие обязанности, предусмотренные
таможенным законодательством.
ПРИМЕНЕНИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР.
Поскольку
счет-фактура является основным документом,
дающим не только право на уплату НДС,
но и право на его возмещение,
поэтому следует более внимательно
подойти с вопросом правильности
его оформления. Документами, регулирующими
применение счетов-фактур, являются: часть
вторая НК РФ (ст. ст. 168 - 169) и Постановление
Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914
"Об утверждении Правил ведения журналов
учета полученных и выставленных счетов-фактур,
книг покупок и книг продаж при расчетах
по налогу на добавленную стоимость"
(в ред. Постановления Правительства РФ
от 26.05.2009 N 451).
Счета-фактуры
обязаны составлять следующие лица:
1. Налогоплательщики
по операциям, подлежащим налогообложению.
2. Налогоплательщики
по суммам полученной предварительной
оплаты.
3. Налогоплательщики
по операциям, не подлежащим
налогообложению в соответствии
со ст. 149 НК РФ.
4. Налогоплательщики,
освобожденные от исполнения
обязанностей плательщиков НДС
в соответствии со ст. 145 НК
РФ.
Указанные
в п. п. 3 и 4 (выше) налогоплательщики
в счетах-фактурах делают надпись
"Без налога (НДС)".
5. Налоговые
агенты - организации и индивидуальные
предприниматели, состоящие на
учете в налоговых органах,
приобретающие на территории
РФ товары (работы, услуги) у иностранных
лиц, не состоящих на учете
в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков.
6. Налоговые
агенты - арендаторы государственного
и муниципального имущества, а
также покупатели (получатели) государственного
или муниципального имущества,
не закрепленного за предприятиями
и учреждениями, составляющего государственную
или муниципальную казну.
Налоговые агенты обязаны составлять
счета-фактуры только в отношении
отгруженных товаров (работ, услуг,
аренды). На сумму предварительной
оплаты счета-фактуры не составляются.
Лица, не
составляющие счета-фактуры:
1. Лица,
не являющиеся плательщиками
НДС.
2. Организации
(индивидуальные предприниматели)
розничной торговли и общественного
питания, а также другие организации
(индивидуальные предприниматели),
выполняющие работы и оказывающие
платные услуги непосредственно
населению при реализации товаров
за наличный расчет, если продавец
выдал покупателю кассовый чек или иной
документ установленной формы (бланк строгой
отчетности).