Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:55, курсовая работа
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
•раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
•рассмотреть основные виды и функции налогов;
•проанализировать современное состояние экономики России
Введение………………………………………………..………………………..………3
1. Сущность налогов…………………………………………….……………………...5
2. Функции налогов……………………….…………………………………………..…9
3. Принципы налогообложения……………………………....…..……………….….11
4. Классификация налогов………………………………………………………….....12
5.Методы налогообложения………………….………………………………….….14
Заключение……………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………………….18
2.
Функции налогов
Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Выделяют три основные функции налогов:
1)Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.
С
развитием государства
2)Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна.
Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.
Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.
Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные вне бюджетные фонды (с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога) непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.
Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
3)Контрольная
функция заключается в том,
что налоги выступают своеобразным «зеркалом»
экономических процессов. Анализ динамики
налоговых поступлений позволяет составить
картину о процессах, происходящих в экономике,
об эффективности действующей налоговой
системы, о ее влиянии на национальное
хозяйство, о достаточности мобилизуемых
средств для финансирования бюджетных
мероприятий. Контрольная функция реализуется
органами, осуществляющими контроль за
правильным исчислением, своевременной
уплатой и правильным зачислением налогов,
правильным заполнением и своевременным
представлением налоговой отчетности.
3.
Принципы налогообложения
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.
Экономические:
- принцип
хозяйственной независимости –
предполагает необходимость
- принцип справедливости
- принцип
соразмерности – основан на
взаимозависимости величины
- принцип
учета интересов – основан
на определенности налогового
платежа и удобствий
- принцип
экономичности – основан на
эффективности работы
Юридические:
- принцип нейтральности – предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться на основе расовых критериях
- принцип установления налогов законами
- принцип
отрицания обратной силы
- принцип
сочетания интересов
Организационные:
- принцип единства налоговой системы
- принцип подвижности налогообложения – заключается в том, что налоговые обязательства изменяются в соответствии с объективными нуждами государства
- принцип
стабильности налоговой
- принцип исчерпывающего перечня налогов
- принцип
гармонизации налогообложения –
4. Классификация
налогов
Классификация налогов – это группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации.
По способу взимания налоги классифицируются таким образом:
-
прямые налоги, которые взимаются
с доходов или имущества
- косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг
- пошлины и сборы (Госпошлина)
В зависимости от органа, устанавливающего налоги:
- федеральные – элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются единым на территории всей страны. Могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
-
региональные –
-
местные – они вводятся в
соответствии с Налоговым
По общей направленности ведения налогов:
-
общие – предназначенные для
формирования доходов
-
целевые или специальные
По субъекту налогоплательщика:
-
налоги, взимаемые с физических
лиц (налог на доходы
- налоги, взимаемые с юридических лиц
- смежные налоги, которые выплачивают и физические и юридические лица (земельный налог)
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
- закрепленные, которые непосредственно поступают в тот или иной бюджет
-
регулирующие, которые поступают
одновременно в различные
По характеру бухгалтерского учета:
- налоги, включаемые в себестоимость или цену продукции
- налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли
- налоги, удерживаемые из доходов работника
По срокам уплаты:
-
срочные, которые уплачиваются
к сроку, определенному
-
периодично календарные налоги, которые
подразделяются на следующие разновидности:
декадные, ежемесячные, ежеквартальные,
полугодовые, годовые.
5.
Методы налогообложения
Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
Равное налогообложение - метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога. Иначе - это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях. Пример - некоторые целевые налоги.
Регрессивное налогообложение - (от лат. regressus - обратное движение) - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.
Прогрессивное налогообложение - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц.
Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. В РФ примером П.н. является налог на прибыль юридических лиц.
Наконец, определение налоговой политики требует также уяснения основных ее методов изымания самих налогов, а точнее способствования этому. В данном случае следует исходить из того, что к числу таковых в первую очередь относятся методы: управления, информирования (пропаганды), консультирования, воспитания, льготирования, контроля, принуждения. Анализ практики налогообложения за последние годы позволяет сделать вывод о том, что до недавнего времени финансовыми и налоговыми органами преимущественно использовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активно наряду с ними осуществляется информирование, консультирование и воспитание налогообязанных лиц. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.