Налог на доходы физических лиц: этапы и перспективы развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) – прямой федеральный налог, являющийся одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически активного населения.

Содержание

1. Основные положения: плательщик, объект налогообложения, дата получения дохода; доходы, не подлежащие налогообложению; налоговые ставки; налоговые вычеты;
2. Этапы развития налога.
3.Перспективы развития налога.
4. Источники информации.

Работа содержит 1 файл

ндфл.doc

— 100.50 Кб (Скачать)


Налог на доходы физических лиц:

этапы и перспективы развития в России.

 

Содержание

1.      Основные положения: плательщик, объект налогообложения, дата получения дохода; доходы, не подлежащие налогообложению; налоговые ставки; налоговые вычеты;

2.      Этапы развития налога.

3.      Перспективы развития налога.

4.      Источники информации.

 

1. Налог на доходы физических лиц: основные понятия  [1]

 

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) – прямой федеральный налог, являющийся одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически активного населения.

 

Взимание НДФЛ регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Плательщиками являются физические лица, налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющимися налоговыми резидентами РФ.

 

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками в налоговом периоде (календарном году) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в т.ч. в виде материальной выгоды:

1.      от источников в РФ и (или) от источников за переделами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами России;

2.      от источников в РФ – для нерезидентов.

 

Статьей 208 НК РФ определен перечень доходов, получаемых от источников в РФ и от источников за рубежом, обозначены четкие критерии, отражающие виды этих доходов: заработная плата и другие вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей; доходы от продажи имущества, а также от использования имущества; дивиденды; страховые выплаты; авторские вознаграждения и т.д.

 

Законодательно утверждено понятие даты получения дохода физическими лицами. В соответствии со статьей 223 НК датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который ему был начислен  доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

По остальным видам доходов датой их получения считается день выплаты, включая перечисление дохода на счета налогоплательщика в банках, а также день получения дохода в натуральном выражении, день уплаты процентов по заемным средствам и день приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг – при получении дохода в виде материальной выгоды.

 

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

 

Доходы, не подлежащие налогообложению (перечень приведен в статье 217 НК).

1). Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности)

2). Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

3). Средства материнского (семейного) капитала;

4). Алименты, получаемые налогоплательщиками;
5). Стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов;
6). Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования;
7). Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, за исключением, если даритель и одаряемый являются членами семьи;
8). Доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
- стоимость подарков, полученных от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам;
- возмещение (оплата) работодателями своим работникам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;
- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
9). Помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, в части, не превышающей 10000 рублей за налоговый период;

10). Другие доходы. [2]

 

Налоговые ставки.

С 2001 года действует единая, независимая от размера дохода 13% ставка налога.

 

По ставке 9% облагаются:

- доходы долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
- доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмити -рованным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверитель-ного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобре-тения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

 

Ставка в размере 35% устанавливается в отношении следующих доходов:
-стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкур-сах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части, превышающей 4000 рублей;
-материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

 

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, являющихся дивидендами от долевого участия в деятельности российских организаций (15%).

 

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

 

Доходы, облагаемые по ставке 13% могут быть уменьшены на суммы налоговых вычетов. Налоговые вычеты подразделяются на:

 

1. стандартные    2. социальные      3.имущественные     4. профессиональные

 

Налогоплательщики, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчис-ленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей ста-тьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декла-рацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.


Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

Все вышеуказанное можно схематично изобразить в виде рисунка 1.

 

Рис.1 Структура налога на доходы физических лиц

 

 

 

 

 

 

2. Этапы развития налога в России

 

История возникновения

Место его рождения - Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру, в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

Введение налога в России

Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г.

СССР

Были установлены прогрессивные ставки по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов.

Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку.

1992-2000 г.г.

переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов.

Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись [3]:

1. единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода,

2. перечень необлагаемых налогом доходов,

3. вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью.

За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

2001 г.

Глава 23 НК РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (статьи 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами новой системы налогообложения являются:

- отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

- значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;

- внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.

2001-2005 г.г.

НДФЛ был переведен в распоряжение региональных и местных бюджетов, до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%).

2005-2009 г.г.

Система стандартных налоговых вычетов по НДФЛ сложилась как достаточно устойчивая и принципиально не менялась. Однако, изменилась экономическая обстановка в Российской Федерации: произошел рост среднего заработка населения и, конечно же, существовала инфляция.Все это послужило причиной для принятия Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (далее – Закон № 121-ФЗ).

2009-2011 г.г.

С 1 января 2009 года.

Изменение 1: предел предоставления вычетов.

- стандартный налоговый вычет на самого получателя дохода предоставляется до момента достижения размера дохода нарастающим итогом с начала года суммы в 40 000 рублей (ранее – в 20 000 рублей);

- стандартный налоговый вычет на ребенка налогоплательщика – получателя дохода предоставляется до момента достижения размера дохода нарастающим итогом с начала года суммы в 280 000 рублей (ранее – 40 000 рублей).

Изменение 2: сумма вычета.

- стандартный налоговый вычет на самого налогоплательщика в 2009 году не изменяется и составляет 400 рублей.

- стандартный налоговый вычет на ребенка налогоплательщика увеличился и с 1 января 2009 года составил 1000 рублей (в 2005 – 2008 годах – 600 рублей).

Изменение 3: право на выбор родителя, получающего удвоенный вычет

В отношении получения вычетов на детей с 1 января 2009 года в законодательстве об НДФЛ впервые вводится правило выбора родителя на получение вычета.

Изменение 4: вычет для одиноких родителей в новой формулировке.

«Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак».

Изменения в законодательстве в 2011 г. [4]

1. Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физлицу доходах (п. 1 ст. 230 НК РФ).

 

2. Прописан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ).

 

3. Излишне удержанный НДФЛ в связи с приобретением работником статуса налогового резидента возвращается налоговой инспекцией при подаче физлицом декларации по итогам года (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

 

4. Налоговый агент при определении базы по операциям с ценными бумагами и ФИСС, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами должен учитывать документально подтвержденные расходы физического лица, произведенные без участия этого налогового агента (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

 

5. Вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, которая устанавливает особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

 

6. При расчете налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг рыночную стоимость последних следует определять на дату заключения сделки (п. 4 ст. 212 НК РФ).

 

7. Доходы от реализации акций или долей участия в уставном капитале российских организаций при соблюдении определенных условий не облагаются НДФЛ (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

 

8. Установлен порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 223 НК РФ).

 

9. НДФЛ не облагаются средства, полученные из бюджета на развитие личного подсобного хозяйства (п. 13.1 ст. 217 НК РФ).

 

10. Доходы от осуществления трудовой деятельности соотечественников, а также членов их семей, переселившихся на постоянное место жительства в РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

 

Письмо Минфина России от 02.11.2011 N 03-04-06/6-297:

Материальная помощь к отпуску, выплачиваемая российской организацией своим работникам, которые не являются налоговыми резидентами РФ, облагается НДФЛ по ставке 30 процентов. При этом суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб. за налоговый период, освобождаются от налогообложения.

 

Письмо ФНС России от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827:

Ликвидируемая организация обязана представить за последний налоговый период сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ. Порядок правопреемства в отношении представления указанных сведений налоговым законодательством не установлен.

 

Письмо ФНС России от 13.10.2011 N ЕД-4-3/16970:

Утвержден порядок представления в инспекцию сведений о доходах физлиц и сообщений о невозможности удержания НДФЛ

 

Приказ ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576 "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц"

Изменения в НДФЛ 2012 г. [4]

Узаконенные размеры стандартных вычетов по НДФЛ 2012 года:

-Первый ребенок – 1.400 руб.

-Второй ребенок – 1.400 руб.

-Третий и каждый следующий ребенок – 3.000 руб.

-Ребенок-инвалид до 18 лет – 3.000 руб.

-Учащийся-инвалид  I  или  II группы до 24 лет – 3.000 руб.

-Вычет на работника отменен.

Письмо Минфина России от 07.11.2011 N 03-04-06/4-299

1 января 2012 г. при выплате физлицам процентного дохода по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпуск которых пройдет госрегистрацию после указанной даты, банк-депозитарий признается налоговым агентом по НДФЛ.

 

 

3. Перспективы развития налога в России

 

Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.

Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его.

Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

 

Например [5]:

1. предлагается существенно увеличить размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц

Комментарии: Считается, что эта мера приведет к повышению благосостояния низкооплачиваемых категорий граждан и снижению уровня бедности в РФ. Однако ряд исследований по данному вопросу доказывает, что эта мера малоэффективна в настоящее время. Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу введения прогрессивной шкалы налогообложения

2. предлагается введение дифференцированных ставок НДФЛ от 6 до 30% в зависимости от дохода налогоплательщика

Комментарии: Плоская шкала налогообложения по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив прогрессивную шкалу подоходного налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась на пять лет, рассматривалась как временная мера и была направлена на легализацию доходов. На первом этапе введения плоской шкалы ожидалось сокращение поступлений НДФЛ в связи с резким снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего. Однако, начиная с 2001 года поступления НДФЛ значительно возросли. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом поступления НДФЛ увеличились на 46,6% при увеличении общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет лишь на 31,4%

 

Основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, существующие в настоящее время:

 

1. Применяемые вычеты по НДФЛ в России носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.

 

2. Прожиточный минимум исчисляется по непонятной системе и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Налоговое законодательство не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает сокрытие доходов. В западных странах прожиточный минимум подоходным налогом не облагается, что отвечает принципу социальной справедливости.

 

3. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости.

 

4. Основная налоговая нагрузка в России приходится на малообеспеченные слои населения, а не на богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, таким образом, уходя от налогов и к тому же занижая налог на прибыль организаций, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

 

Основные направления реформирования системы налогообложения налогом на доходы физических лиц

 

- построение единой налоговой системы, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

- создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение государственных и частных интересов;

- упрощение системы налогов;

- создание совершенной законодательной налоговой базы;

- совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

- создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения;

- повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц: этапы и перспективы развития в России