Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:13, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть систему налогообложения доходов физических лиц в свете современной налоговой политики, ее преимущества и недостатки.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучение организации подоходного налогообложения в РФ;
2. Рассмотрение совершенствования и развития системы подоходного налогообложения в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ФУНКЦИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 8
2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ 11
2.1. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 11
2.2. ДОХОДЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ 14
2.3. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Все остальные виды доходов облагаются налогом по ставке 13 %, например оплата труда, вознаграждения за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, включая авторские вознаграждения, материальную выгоду в виде экономии на процентах за пользование кредитными средствами, выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр риска, доходы от реализации имущества, доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности и частной практики, включая адвокатскую, а также процентные доходы по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее 6 месяцев, и другие виды доходов.
Государство возложило функции по удержанию налогов на предприятия, организации, учреждения (налоговые агенты). В связи с этим предприятия, организации и учреждения, выплачивающие любой доход, в любой форме, подлежащей налогообложению, обязаны удерживать налоги по установленным ставкам. Следовательно, налогоплательщик не несет ответственности за неправильно удержанный или несвоевременно перечисленный налог. Вся ответственность за это лежит на работодателе, т.е. предприятии, организации, учреждении или индивидуальном предпринимателе (налоговом агенте).
Положенные в соответствии с законом вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также работодатель.
В то же время предоставление при необходимости справок (об иждивенцах, об инвалидности и т. д.) — обязанность налогоплательщика. При этом все положенные по закону вычеты из облагаемого дохода делаются только по месту основной работы. Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с начала календарного года нарастающим итогом. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по разным налоговым ставкам применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Удержания у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым актом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также для перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счете налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Если оплата труда производится несколько раз в месяц или осуществляются разовые выплаты физическим лицам (уходящим в отпуск, уволенным, в других случаях), то суммы налога также должны быть перечислены не позднее дня получения денежных средств на оплату труда в банке, а при их выплате из выручки — не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
Предприятия, учреждения, организации и другие работодатели обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах, полученных физическими лицами не по месту основной работы, о начисленных и удержанных суммах налога. Физические лица, получающие доходы помимо основного места работы от других налоговых агентов, учитывают полученные в течение года доходы по произвольной форме, но с указанием конкретного места и даты выплаты. В течение года они могут самостоятельно производить расчет налога, исходя из совокупного облагаемого дохода, полученного по всем основаниям и от любых источников, и уплачивать в бюджет не реже одного раза в квартал разницу между суммой налога, начисленной ими с общего облагаемого дохода, и суммой налога, удержанной предприятием, учреждением, организацией и иным работодателем. При этом физическое лицо должно обратиться в налоговый орган по месту своего постоянного жительства с заявлением об уплате налога, в котором указывается, где и когда произведена его уплата. По истечении года им подается декларация в установленном порядке. Все предприятия, выплачивающие доходы гражданам не по месту их основной работы, обязаны не реже 1 раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своего нахождения справки о выплаченных доходах конкретным лицам и удержанных с них налогах (с указанием места жительства), а также ежегодно не позднее 1 марта — сведения о доходах, выплаченных работникам по месту основной работы. Указанные налоговые органы должны пересылать эти данные в налоговые органы по месту жительства граждан.
При этом не представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять также сведения на бумажных носителях.
Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлению справки о фактически полученных доходах и удержанных суммах налогов по форме, утвержденной МНС РФ. Сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами в налоговый орган на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом МНС.
Возврат излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумм налога осуществляется лишь на основании заявления налогоплательщика (такое заявление должно быть сделано в письменной форме).
Суммы
налога, не взысканные в результате
уклонения налогоплательщика от
налогообложения, взыскиваются за все
время уклонения от уплаты налога (ранее
было не более чем за три года).
При определении налогооблагаемой базы необходимо также руководствоваться перечнем доходов, которые не подлежат налогообложению:
При
определении размера налоговой
базы налогоплательщик имеет право
на стандартные, социальные, имущественные
и профессиональные вычеты, или, иначе
говоря, льготы. Группировка вычетов имеет
смысловой характер, что делает методику
исчисления налога более обоснованной
и понятной для граждан [Приложение 2].
Роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета может быть больше, если устранить из налогового законодательства отдельные несоответствия, неясности, противоречия, дающие возможность налогоплательщикам в ряде случаев уклоняться от уплаты налога и не позволяющие налоговым органам эффективно осуществлять администрирование НДФЛ.
Первоочередной задачей по оптимизации налогового администрирования в части совершенствования гл.23 «НДФЛ» НК РФ, является изменение порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов.
Так, на сегодняшний день эти вычеты налогоплательщикам могут предоставлять только налоговые органы.
Государственный подход к этой проблеме должен состоять в том, чтобы предоставить налоговым агентам право предоставлять все виды налоговых вычетов. Предлагаемый им вариант отвечает классическим принципам налогообложения: принципу удобности и принципу экономии.
В
этом случае существенно уменьшаются
затраты труда
Также количество категорий физических лиц, самостоятельно исчисляющих суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, должно быть минимальным.
В России обязательно вновь будет введена прогрессивная шкала подоходного налога. Но не ранее чем через два года, то есть уже после 2010 года.
Депутаты предлагают такие поправки в Налоговый кодекс, которые уже сегодня обяжут богатых платить больше, а с бедных вообще снять обязанность по уплате подоходного налога. Сегодня все россияне платят налог с полученных ими доходов по одинаковой ставке 13%, введенной еще в 2001 году. Тогда введение плоской шкалы налога было символом реформы налоговой системы, происходившей в стране [9].
Власти пытались выманить доходы граждан из тени. И отчасти единый невысокий подоходный налог помог им в этом. Сегодня наши сограждане являются объектом зависти со стороны американцев и европейцев, которые вынуждены платить со своих доходов невероятно высокие налоги. Причем чем выше доход - тем больше они платят налог в бюджет. В итоге подоходный налог на Западе является основой государственных финансов и одновременно символом социальной справедливости.
Предполагается ввести сложную шкалу исчисления налога - в зависимости от годового дохода гражданина. Доход от 60 тыс. до 120 тыс. руб. в год облагать налогом по ставке 10%, доход от 120 тыс. до 1 млн. 200 тыс. руб. в год - по ставке 13%, доход от 1.2 млн. до 3.6 млн. руб. в год - по ставке 20%, а для граждан, зарабатывающих больше 3.6 млн. руб. в год, ввести своеобразный налог на роскошь - 30% от дохода. Малоимущих граждан, получающих менее 5 тыс. руб. в месяц, предлагается вовсе освободить от налога на доходы физических лиц [9].
По
мнению авторов законопроекта, такой
подход к налогообложению доходов
позволит облегчить налоговое бремя
для беднейших слоев населения. Кроме
этого, за счет повышенного налогообложения
"сверхдоходов" увеличатся налоговые
поступления в бюджет, а в налогообложении
появится социальная справедливость.
Итак, рассмотрев систему подоходного налогообложения можно сделать следующие выводы.
Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:
Также
в системе подоходного
Информация о работе Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации