Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 34 источников.
Первая глава посвящена рассмотрению экономической природы налога на добавленную стоимость. Во второй главе описывается механизм и порядок исчисления и уплаты налога. А третья глава содержит в себе особенности путей совершенствования налога на добавленную стоимость.
В работе были использованы законодательная литература, труды отечественных авторов, учебные пособия, периодические издания, а также статистические материалы.

Содержание

Введение ……………………………………………………….............................3
Глава 1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость……….. 5
1.1 Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость ……………………………………………………………..……….….5
1.2 Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения …………………...…….……………………………………...9
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налога…….. ...……………………....15
2.1. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость: субъекты и объекты налогообложения, налоговая база, ставки, вычеты………………………...………………………………………………….15
2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………………..19
Глава 3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость..…….24
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Налог на добавленную стоимость.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

      Ставки  любого налога в значительной мере определяют налоговую нагрузку или  налоговое давление. Что касается ставок НДС, то здесь лидируют Дания и Швеция - 25%.

      Немногим  ниже ставка НДС в Исландии - 24,5%. Далее следует еще одна скандинавская страна - Норвегия. Ставка НДС в ней - 24%. Примечательно, что самые высокие ставки НДС имеют страны с наиболее высоким уровнем жизни населения в мире. Однако уже следующий уровень ставки - 23% далеко не у самой богатой страны - Уругвая.

      Далее в рейтинге ставок НДС с уровнем  налога в 22% снова расположились  европейские страны - Хорватия, Финляндия  и Польша. В России, как и в  Белоруссии, так называемая стандартная ставка НДС - 18%. Это двенадцатый показатель мирового рейтинга по уровню ставок .

      Эти цифры говорят, прежде всего, о том, что налоговые ставки сами по себе вовсе не свидетельствуют о налоговой  нагрузке и эффективности применяемого налога. Куда важнее налоговая база, а по НДС это связано с порядком применения налоговых вычетов по так называемому входному налогу. Кроме того, механизм расчета НДС весьма сложен, и налогоплательщики регулярно жалуются на то, что это налог, который сложнее всего считать. В США данный вид налогообложения отсутствует вовсе.

      В Евросоюзе эти ставки находятся в пределах от 15% на Кипре, Мальте, в Люксембурге и до 25% в Дании и Швеции. В прибалтийских государствах, которые недавно присоединились к ЕС, ставка НДС аналогична российской - 18%. Такую же ставку налога применяют в Венгрии, а в Чехии и Словакии она составляет 19%. То есть по этому параметру налоговой системы Россия ничем не отличается от государств Евросоюза.

      Финансисты  привели подробнейшие расчеты бюджетных  потерь и пришли к выводу, что  в условиях российской экономики  высока вероятность того, что  эффект от снижения ставки НДС как для увеличения финансовых ресурсов предприятий, в так и повышения инвестиционной активности в стране будет незначительным. Вдобавок, качество администрирования налога от этой инновации не улучшится .

     В налоговой системе России налог на добавленную стоимость – один из самых сложных и конфликтных налогов. Большинство налоговых споров связаны с проблемами исчисления, уплаты и возмещения НДС. Существующий порядок исчисления и администрирования НДС имеет ряд явных недостатков .

    В целях совершенствования исчисления налога на добавленную стоимость  был изданы законы (Федеральный закон  от 27.07.2006 N 137-ФЗ, Федеральный закон  от 17.05.2007 N 85-ФЗ, Федеральный закон  от 19.07.2007 N 195-ФЗ, Федеральный закон  от 04.11.2007 N 255-ФЗ, Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-ФЗ, Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ)  об изменении налогового периода. В соответствии с законами с 1 января 2008 года налоговый период составляет – квартал, для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки. Ранее предприятия сдавали налоговую декларации по налогу на добавленную стоимость ежемесячно.

    Еще одним из основных направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения.

    Рассматривая  проблему уклонения от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок, необходимо отметить, что во всех схемах уклонения от налогообложения фирмы-однодневки являются зарегистрированными налогоплательщиками НДС.

      Поэтому в целях сокращения  возможностей для исчезновения  таких организаций, в первую очередь, необходимо принять меры по совершенствованию процедур регистрации налогоплательщиков НДС. В частности, регистрационные процедуры должны содержать:

- механизмы, противодействующие получению статуса налогоплательщика подставными лицами (то есть регистрации налогоплательщиков с помощью недействующих документов, по несуществующим адресам и т.д.);

- жесткие требования к информации, предоставляемой лицами при регистрации (наименование и фактический адрес налогоплательщика, по которому предполагается ведение деятельности; наименование (имена) и фактический адрес руководителя организации, основных владельцев или акционеров налогоплательщика; информация о виде деятельности налогоплательщика в целях выявления участия данных лиц в схемах уклонения от уплаты НДС и неправомерного возмещения НДС; наименование и фактические адреса организаций, аффилированных с регистрируемым налогоплательщиком).

      Перечисленные требования о предоставлении  информации должны быть обязательными  для всех лиц, обратившихся  в налоговые органы с целью регистрации в качестве налогоплательщиков НДС.

      С целью упрощения процедур  проверки представленных сведений  Федеральная налоговая служба Российской Федерации выступает с предложением о создании системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, имеющих отношение к перечисленным сведениям (прежде всего, территориальные объединения органов внутренних дел, налоговых органов и органов таможенного контроля).

    Сегодня, в условиях продолжающегося экономического кризиса, всяческие попытки поднять руку на НДС рассматриваются Минфином России как неуместные. Аргумент таков: в сложившихся обстоятельствах НДС остается важнейшим источником доходов бюджета, так что не время предпринимать  какие-либо серьезные шаги в налоговой политике .

      Происходящий  процесс накопления теоретических  и практических знаний в сфере  действия налога на добавленную стоимость, многогранность и широта взаимоотношений  хозяйствующих субъектов объективным  образом способствует лучшему пониманию вопросов, связанных с правильностью исчисления и уплаты НДС в бюджет.

     Таким образом, обоюдная заинтересованность государства в лице налоговых органов, с одной стороны, и налогоплательщиков, с другой, в сбалансированном и объективном понимании отношений и обязательств, регулируемых налогом на добавленную стоимость, объясняется высокой финансово-бюджетной значимостью этого налога. Финансовое здоровье налоговой системы во многом зависит не от высоких ставок налогов, а от  стабильной работы  предприятий,  организаций  и  учреждений,  что положительно скажется на поступлении налоговых платежей в бюджет. 
 
 

 

Заключение

     В данной курсовой работе были изучены сущность и значение налога на добавленную стоимость,  его функции и порядок взимания. Поставленная цель: рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость – была  достигнута. А также выполнены следующие задачи:

1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его роль и место в действующей системе налогообложения.

2. Рассмотреть общую характеристику порядка взимания налога на добавленную стоимость.

3. Выявить  пути совершенствования налога на добавленную стоимость

      Обобщая весь материал курсовой  работы, делаем вывод:

     Во-первых, налог на добавленную стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Данный налог устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он выполняет фискальную, распределительную и стимулирующую функции.

     Во-вторых, введение НДС в нашей стране обусловлено началом внедрения в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на  первом  месте, превосходя  по  размеру все налоговые доходы. 

       В-третьих, объектами  обложения  по  НДС  выступают  обороты  по  реализации  товаров,  работ,  услуг  на  территории  РФ,  а  также  ввозимые  товары  в  соответствии  с  режимом  импорта. Налогооблагаемая  база выступает  основой  при  исчислении  суммы  налога,  подлежащего  внесению  в  бюджет. В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по основным налоговым ставкам:  нулевая ставка НДС, 10%.-ная, 18%-ная. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в определенном порядке.

      И в-четвертых, во многих странах  механизм  взимания  НДС является идентичным.  Хотя порядок исчисления данного налога определяется  историческим  и  социально-экономическим развитием каждой  страны. Одним из путей совершенствования налога на добавленную стоимость является определение оптимальной ставки НДС. В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В России существующий порядок исчисления и администрирования НДС имеет ряд явных недостатков. Другим из направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения. В свою очередь, процесс накопления теоретических и практических знаний в сфере действия налога на добавленную стоимость, взаимоотношения хозяйствующих субъектов объективным образом способствует лучшему пониманию вопросов, связанных с правильностью исчисления и уплаты НДС в бюджет. 
 

Список  литературы

  1. Закон Российской Федерации от 06.12.1991г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в редакциях последующих Федеральных Законов)
  2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в РФ» (в редакциях последующих Федеральных Законов)
  3. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»
  4. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)  от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011)
  7. Письмо ФНС России от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4782 «О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»
  8. Авдеев В.В. Индивидуальные предприниматели и НДС // Налоговый вестник. 2011. №2. С.68-74
  9. Аналитический бюллетень. Тенденции российской экономики. Итоги I квартала 2011 года. М.: Риановости, 2011. 23 с.
  10. Баймакова И.А. Налог на добавленную стоимость: сложные вопросы исчисления и уплаты.  М.: Издатель: 1С-Паблишинг, 2009. 100 с.
  11. Беликова Т.Н Все об НДС. СПб.: Питер, 2007.144 с.
  12. Борисов Ю.К. Последние изменения налогового законодательства в части НДС // Налоговый вестник. 2011. №3. С.18-21
  13. Бутаенко О.Б. Можно ли упростить порядок возмещения НДС: не в ущерб бюджету // Налоговая политика и практика. 2010. №4. С.26-31
  14. Вихляева Е.Н. Налог на добавленную стоимость // Финансовый вестник. 2010. №11. С.61-66
  15. Жидкова Е. Ю. Налогообложение : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.  М. : Эксмо, 2009. 480 с.
  16. Завьялов К. Объекты обложения НДС // Современный бухучет. 2010. №2. С.42-44
  17. Замалетдинова Э.И. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт взимания косвенных налогов //  Международный бухгалтерский учет. 2011.  №7. С.50-55
  18. Лермонтов Ю.М. Налог на прибыль и НДС // Налоговая политика и практика. 2010. №6. С.63-65
  19. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА, 2009. 520 с.
  20. НДС: ставки исчисления налоговой базы, счета-фактуры // Налоговая политика и практика. 2010 №11. С. 62-68
  21. Паскачев А.Б.  НДС: Налог на доходы или налог на потребление // Налоговая политика и практика. 2010. №4. С. 32-35
  22. Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации. М.: Проспект, 2008. – 456 с.
  23. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС// ИПС «Консультант плюс»
  24. Рассолова М.М. Налоговое право: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2006. - 413 с.
  25. Самсонова Л.И. Налог на добавленную стоимость: возможные пути совершенствования // Аудит и финансовый анализ. 2010.  №4. С.52-56
  26. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость. М..: ГроссМедиа, «РОСБУХ", 2010.268 с.
  27. Снижение НДС до 12 % не выгодно самим компаниям, считают в Минфине // Аудит. 2010. №9. С.19
  28. Тарасова В.Ф. Семыкина Л.Н. Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. III- издание. М., 2007.
  29. Феоктистов И.А. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения. Под редакцией К.А.Либерман. М.: ГроссМедиа, "РОСБУХ" 2011. 231 с.
  30. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М: - Издательство «Росбух», 2009. 155 с.
  31. Ф.Н.Филина, И.А.Толмачев Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. М., 2010. 214 с.
 

    Электронные ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: http:// minfin.ru
  2. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы: http:// nalog.ru
  3. Федеральный портал:  http://protown.ru

Информация о работе Налог на добавленную стоимость