Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:05, реферат
Микроимитационная модель прекрасно подходит как средство оценки ожидаемых поступлений доходов в бюджет. Используя данные микроуровня, т.е. данные по экономическим субъектам - предприятиям и населению, образующим представительную выборку, эти модели показывают, как скажется принятие того или иного решения в области налогового законодательства на населении, предприятиях, получателях финансирования в рамках государственных программ, и т.д. Как будет показано ниже, эти модели можно использовать также для прогнозирования. Для этого необходимо построить экстраполяцию имеющихся данных на будущее и рассчитать ожидаемые налоговые поступления по этой новой, «состарившейся» выборке.
Разработанная микроимитационная модель предназначена для расчета того, к каким последствиям с точки зрения налоговых поступлений может привести внесение изменений в федеральное законодательство по налогам, и для прогнозирования этих доходов. В своем нынешнем варианте модель охватывает только два налога - налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость. Ниже мы будем говорить в основном о блоке налога на прибыль, хотя большинство из того, что будет сказано, относится и к блоку НДС.
Модель позволяет
• показатели, определяющие
налоговую базу;
• ставки налогообложения, расходы, принимаемые
к вычету, расходы, засчитываемые в счет
будущих налоговых платежей, доходы, облагаемые
по льготным ставкам;
• прогноз роста выпуска продукции в экономике
в целом и по отраслям.
База данных была построена с использованием реальных данных микроуровня. Вместе с налоговыми декларациями (налоговыми расчетами) предприятия обязаны представлять в налоговые инспекции по месту учета свои квартальные и годовые балансы (Форма №1), отчеты о финансовых результатах (Форма №2) и другие. Эти отчеты образуют основу всей работы налоговых органов: по налоговым декларациям проводятся камеральные проверки, а данные балансовых отчетов служат источником справочной информации в ходе камеральных проверок.
База данных, построенная
по данным Формы №1, насчитывала 30613
записей (одна запись = один отчет), начиная
с I квартала 1993 г. по III квартал 1995 г. База
данных по Форме №2 насчитывала 28733
записи, относящихся к тому же периоду.
Если посмотреть на то, как эти записи
распределяются по временной шкале,
то результаты для этих двух форм окажутся
разными: балансы предприятий
Распределение наблюдений, число имеющихся отчетов
Квартал,год |
Балансы предприятий (форма № 1) |
Отчеты о финансовых результатах (форма Х° 2) |
1-й квартал 1993 |
14 |
16 |
2-й квартал 1993 |
43 |
27 |
3-й квартал 1993 |
2327 |
2024 |
4-й квартал 1993 |
2310 |
2149 |
1-й квартал 1994 |
1308 |
1869 |
2-й квартал 1994 |
873 |
2146 |
3-й квартал 1994 |
989 |
3027 |
4-й квартал 1994 |
21291 |
3827 |
1-й квартал 1995 |
1455 |
3346 |
2-й квартал 1995 |
0 |
3079 |
3-й квартал 1995 |
3 |
7223 |
Итого наблюдений |
30613 |
28733 |
В частности, самая высокая концентрация отчетов по Форме №1 наблюдалась в IV квартале 1994 г., на который приходится 69,55% общего количества записей за весь период наблюдений, а самая высокая концентрация отчетов по Форме №2 приходится на III квартал 1995 г. и составляет 25,14 %.
Распределение наблюдений, %
Квартал, год |
Балансы предприятий, % (форма № 1) |
Отчеты о финансовых результатах,% (форма № 2) |
1-й квартал 1993 |
0,05 |
0,06 |
2-й квартал 1993 |
0,14 |
0,09 |
3-й квартал 1993 |
7,66 |
7,04 |
4-й квартал 1993 |
7,55 |
7,48 |
1-й квартал 1994 |
4,27 |
6,50 |
2-й квартал 1994 |
2,85 |
7,47 |
3-й квартал 1994 |
3,23 |
10,53 |
4-й квартал 1994 |
69,55 |
13,32 |
1 -й квартал 1995 |
4,75 |
11,65 |
2-й квартал 1995 |
0,00 |
10,72 |
3-й квартал 1995 |
0,01 |
25,14 |
Первое, что мы попытались сделать еще до того, как вплотную заняться разработкой модели, - это проверить логическую непротиворечивость полученных нами данных. Подобная верификация должна служить первым шагом при создании базы данных. Необходимо убедиться в том, что в базу данных по налогоплательщикам не попадут неверные, непроверенные данные.
Процесс верификации позволяет также выявлять предприятия, которые заслуживают более пристального внимания со стороны налоговой инспекции. По сути, процедура верификации сводится к математической проверке данных, указанных налогоплательщиком в налоговой декларации, т.е. повторяет структуру производимых налогоплательщиком расчетов. Чтобы проиллюстрировать, как происходит процесс верификации, обратимся к базе данных, составленной из отчетов налогоплательщиков по Форме №2.
Верификация данных
по разделу «Финансовые
Квартал, год |
Количество наблюдений, |
Наблюдения, успешно |
Наблюдения, |
Бездействующие |
1 -й квартал 1993 |
16 |
15 |
0 |
1 |
2-й квартал 1993 |
27 |
25 |
1 |
1 |
3-й квартал 1993 |
2024 |
1825 |
131 |
54 |
4-й квартал 1993 |
2149 |
2018 |
55 |
37 |
1-й квартал 1994 |
1869 |
1747 |
45 |
57 |
2-й квартал 1994 |
2146 |
1853 |
37 |
32 |
3-й квартал 1994 |
'3027 |
1858 |
54 |
18 |
4-й квартал 1994 |
3827 |
1952 |
50 |
35 |
1-й квартал 1995 |
3346 |
1640 |
64 |
37 |
2-й квартал 1995 |
3079 |
1846 |
41 |
23 |
3-й квартал 1995 |
7223 |
1858 |
47 |
146 |
Итого |
28733 |
16637 |
525 |
441 |
Помимо налоговых деклараций юридические лица обязаны представлять в налоговую инспекцию также отчеты о финансовых результатах своей деятельности и балансы. В налоговую базу мы включили те предприятия, которые при подаче налоговой отчетности выполнили все три требования, т.е. представили и налоговую декларацию, и отчет о финансовых результатах, и баланс. К сожалению, в настоящее время прямой связи между данными Формы №1 и Формы №2 и налоговыми декларациями не существует, поскольку Формы №1 и №2 заполняются по начислению, а налоговая декларация заполняется по кассовому исполнению.
Верификацию данных Формы №2 мы разбили на три части:
1) проверка состоятельности
финансовых результатов;
2) проверка состоятельности отчета об
использовании прибыли;
3) проверка состоятельности заявленных
платежей в бюджет.
Теоретически каждый результирующий компонент Формы №2 можно рассчитать самостоятельно, используя указанные в отчете исходные данные. Мы попытались рассчитать ряд итоговых переменных самостоятельно, в том числе «Прибыль, всего», «Убытки, всего» и «Чистая прибыль (убыток)», и сравнить полученные результаты с теми, которые указали в своих отчетах сами предприятия. Уровень допустимых отклонений мы приняли за 0,01, т.е. если расхождение между рассчитанным нами значением и тем значением, которое предприятие указало в своем отчете, не превышает одного процента, считалось, что эти показатели совпадают. Иначе говоря, мы считали, что если 1,01 <= (расчетная чистая прибыль/чистая прибыль, показанная в отчете) <= 0,99, то предприятие в своем отчете величину чистой прибыли рассчитало правильно, поскольку это значение с допустимой точностью совпало с рассчитанным нами.
Существовала вероятность того, что среди отчетов будут встречаться и отчеты фактически бездействующих предприятий. Необходимо было эту возможность учесть. Бездействующее предприятие мы определили следующим образом: это предприятие, которое не представило данных (представило нулевые данные) по следующим показателям:
1) выручка от реализации товаров,
работ, услуг;
2) выручка от прочей реализации;
3) прибыль или убыток, всего;
4) чистая прибыль (убыток).
Таким образом, мы попытались рассортировать предприятия по трем категориям:
1) предприятия, успешно прошедшие
верификацию;
2) предприятия, не прошедшие верификацию;
3) бездействующие предприятия.
По разделу «Финансовые результаты» отчета о финансовых результатах (Форма №2) верификацию успешно прошли порядка 94% предприятий (точек наблюдения). Однако при попытке проверить правильность расчетов по двум другим разделам отчета о финансовых результатах такого высокого результата, как по первому разделу, получить уже не удалось.
Прежде всего мы постарались упорядочить данные, удалив повторяющиеся наблюдения и объединив наблюдения, относящиеся к одним и тем же предприятиям. Затем был построен ряд алгоритмов проверки с целью установить достоверность данных, успешно прошедших верификацию по первому разделу. Так, один из алгоритмов предполагал проверку того, лежит ли расчетная сумма платежей в бюджет в пределах 0,01 (1%) от соответствующей величины, указанной в отчете. При этом ставилась задача проверить состоятельность (непротиворечивость) данных по всем разделам отчета.
Первый тест, проведенный на данных, уже прошедших первоначальную очистку, заключался в том, чтобы установить, соответствует ли сумма прибыли (убытков), указанная в первом разделе отчета, сумме использованной прибыли, указанной во втором разделе того же отчета (соответствие устанавливалось с точностью до 1 %). Эту проверку успешно выдержали всего лишь порядка 19,33% от общего числа имеющихся отчетов за весь период наблюдений, причем процент этот колебался пределах от 34,88% в IV квартале 1993 г. до 9,07% в III квартале 1994 г.
Верификация отчетов о финансовых результатах: проверка по платежам в бюджет и НДС, число предприятий
Квартал, год |
Всего предприятий |
Число предприятий, |
Число предприятий, |
Число предприятий, |
1-й квартал 1993 |
16 |
15 |
3 |
3 |
2-й квартал 1993 |
27 |
25 |
4 |
5 |
3-й квартал 1993 |
2010 |
1825 |
556 |
248 |
4-й квартал 1993 |
2110 |
2018 |
736 |
267 |
1-й квартал 1994 |
1849 |
1747 |
362 |
398 |
2-й квартал 1994 |
1922 |
1853 |
227 |
330 |
3-й квартал 1994 |
1930 |
1858 |
175 |
299 |
4-й квартал 1994 |
2037 |
1952 |
582 |
291 |
1-й квартал 1995 |
1741 |
1640 |
288 |
409 |
2-й квартал 1995 |
1910 |
1846 |
260 |
411 |
3-й квартал 1995 |
2051 |
1858 |
355 |
494 |
Итого |
17603 |
16637 |
3548 |
3155 |
Верификация отчетов о финансовых результатах: проверка по платежам в бюджет и НДС, %
Квартал, год |
Всего предприятий |
Процент предприятий, |
Процент предприятий, |
Процент предприятий, |
1 -й квартал 1993 |
16 |
93,75 |
18,75 |
18,75 |
2-й квартал 1993 |
27 |
92,59 |
14,81 |
18,52 |
3-й квартал 1993 |
2010 |
90,80 |
27,66 |
12,34 |
4-й квартал 1993 |
2110 |
95,64 |
34,88 |
12,65 |
1-й квартал 1994 |
1849 |
94,48 |
19,58 |
21,53 |
2-й квартал 1994 |
1922 |
96,41 |
11.81 |
17,17 |
3-й квартал 1994 |
1930 |
96,27 |
9,07 |
15,49 |
4-й квартал 1994 |
2037 |
95,83 |
28,57 |
14,29 |
1 -й квартал 1995 |
1741 |
94,20 |
16,54 |
23,49 |
2-й квартал 1995 |
1910 |
96,65 |
13,61 |
21,52 |
3-й квартал 1995 |
2051 |
90,59 |
17,31 |
24,09 |
В среднем | |
94,29 |
19,33 |
18,17 |
Ясно, что здесь имеется серьезная проблема: ведь если налоговые органы не имеют возможности проверить правильность уплаты налогов в бюджет по конкретным предприятиям, то как они смогут выявить истинных неплательщиков?
Второй тест, который мы провели на предварительно очищенных данных, заключался в проверке того, совпадает ли указанная в первом разделе отчета о финансовых результатах сумма НДС с суммой НДС, указанной в справке о платежах в бюджет к тому же отчету («причитается по расчету» или «фактически внесено»). По существу, мы проверяли внутреннюю логическую непротиворечивость подаваемых предприятиями сведений.