Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:05, реферат
Микроимитационная модель прекрасно подходит как средство оценки ожидаемых поступлений доходов в бюджет. Используя данные микроуровня, т.е. данные по экономическим субъектам - предприятиям и населению, образующим представительную выборку, эти модели показывают, как скажется принятие того или иного решения в области налогового законодательства на населении, предприятиях, получателях финансирования в рамках государственных программ, и т.д. Как будет показано ниже, эти модели можно использовать также для прогнозирования. Для этого необходимо построить экстраполяцию имеющихся данных на будущее и рассчитать ожидаемые налоговые поступления по этой новой, «состарившейся» выборке.
Разработанная микроимитационная модель предназначена для расчета того, к каким последствиям с точки зрения налоговых поступлений может привести внесение изменений в федеральное законодательство по налогам, и для прогнозирования этих доходов. В своем нынешнем варианте модель охватывает только два налога - налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость. Ниже мы будем говорить в основном о блоке налога на прибыль, хотя большинство из того, что будет сказано, относится и к блоку НДС.
Модель позволяет 
• показатели, определяющие 
налоговую базу; 
• ставки налогообложения, расходы, принимаемые 
к вычету, расходы, засчитываемые в счет 
будущих налоговых платежей, доходы, облагаемые 
по льготным ставкам; 
• прогноз роста выпуска продукции в экономике 
в целом и по отраслям.
База данных была построена с использованием реальных данных микроуровня. Вместе с налоговыми декларациями (налоговыми расчетами) предприятия обязаны представлять в налоговые инспекции по месту учета свои квартальные и годовые балансы (Форма №1), отчеты о финансовых результатах (Форма №2) и другие. Эти отчеты образуют основу всей работы налоговых органов: по налоговым декларациям проводятся камеральные проверки, а данные балансовых отчетов служат источником справочной информации в ходе камеральных проверок.
База данных, построенная 
по данным Формы №1, насчитывала 30613 
записей (одна запись = один отчет), начиная 
с I квартала 1993 г. по III квартал 1995 г. База 
данных по Форме №2 насчитывала 28733 
записи, относящихся к тому же периоду. 
Если посмотреть на то, как эти записи 
распределяются по временной шкале, 
то результаты для этих двух форм окажутся 
разными: балансы предприятий 
Распределение наблюдений, число имеющихся отчетов
Квартал,год  | 
  Балансы предприятий (форма № 1)  | 
  Отчеты о финансовых результатах (форма Х° 2)  | 
1-й квартал 1993  | 
  14  | 
  16  | 
2-й квартал 1993  | 
  43  | 
  27  | 
3-й квартал 1993  | 
  2327  | 
  2024  | 
4-й квартал 1993  | 
  2310  | 
  2149  | 
1-й квартал 1994  | 
  1308  | 
  1869  | 
2-й квартал 1994  | 
  873  | 
  2146  | 
3-й квартал 1994  | 
  989  | 
  3027  | 
4-й квартал 1994  | 
  21291  | 
  3827  | 
1-й квартал 1995  | 
  1455  | 
  3346  | 
2-й квартал 1995  | 
  0  | 
  3079  | 
3-й квартал 1995  | 
  3  | 
  7223  | 
Итого наблюдений  | 
  30613  | 
  28733  | 
В частности, самая высокая концентрация отчетов по Форме №1 наблюдалась в IV квартале 1994 г., на который приходится 69,55% общего количества записей за весь период наблюдений, а самая высокая концентрация отчетов по Форме №2 приходится на III квартал 1995 г. и составляет 25,14 %.
Распределение наблюдений, %
Квартал, год  | 
  Балансы предприятий, % (форма № 1)  | 
  Отчеты о финансовых результатах,% (форма № 2)  | 
1-й квартал 1993  | 
  0,05  | 
  0,06  | 
2-й квартал 1993  | 
  0,14  | 
  0,09  | 
3-й квартал 1993  | 
  7,66  | 
  7,04  | 
4-й квартал 1993  | 
  7,55  | 
  7,48  | 
1-й квартал 1994  | 
  4,27  | 
  6,50  | 
2-й квартал 1994  | 
  2,85  | 
  7,47  | 
3-й квартал 1994  | 
  3,23  | 
  10,53  | 
4-й квартал 1994  | 
  69,55  | 
  13,32  | 
1 -й квартал 1995  | 
  4,75  | 
  11,65  | 
2-й квартал 1995  | 
  0,00  | 
  10,72  | 
3-й квартал 1995  | 
  0,01  | 
  25,14  | 
Первое, что мы попытались сделать еще до того, как вплотную заняться разработкой модели, - это проверить логическую непротиворечивость полученных нами данных. Подобная верификация должна служить первым шагом при создании базы данных. Необходимо убедиться в том, что в базу данных по налогоплательщикам не попадут неверные, непроверенные данные.
Процесс верификации позволяет также выявлять предприятия, которые заслуживают более пристального внимания со стороны налоговой инспекции. По сути, процедура верификации сводится к математической проверке данных, указанных налогоплательщиком в налоговой декларации, т.е. повторяет структуру производимых налогоплательщиком расчетов. Чтобы проиллюстрировать, как происходит процесс верификации, обратимся к базе данных, составленной из отчетов налогоплательщиков по Форме №2.
Верификация данных 
по разделу «Финансовые 
Квартал, год  | 
  Количество наблюдений,    | 
  Наблюдения, успешно    | 
  Наблюдения,    | 
  Бездействующие    | 
1 -й квартал 1993  | 
  16  | 
  15  | 
  0  | 
  1  | 
2-й квартал 1993  | 
  27  | 
  25  | 
  1  | 
  1  | 
3-й квартал 1993  | 
  2024  | 
  1825  | 
  131  | 
  54  | 
4-й квартал 1993  | 
  2149  | 
  2018  | 
  55  | 
  37  | 
1-й квартал 1994  | 
  1869  | 
  1747  | 
  45  | 
  57  | 
2-й квартал 1994  | 
  2146  | 
  1853  | 
  37  | 
  32  | 
3-й квартал 1994  | 
  '3027  | 
  1858  | 
  54  | 
  18  | 
4-й квартал 1994  | 
  3827  | 
  1952  | 
  50  | 
  35  | 
1-й квартал 1995  | 
  3346  | 
  1640  | 
  64  | 
  37  | 
2-й квартал 1995  | 
  3079  | 
  1846  | 
  41  | 
  23  | 
3-й квартал 1995  | 
  7223  | 
  1858  | 
  47  | 
  146  | 
Итого  | 
  28733  | 
  16637  | 
  525  | 
  441  | 
Помимо налоговых деклараций юридические лица обязаны представлять в налоговую инспекцию также отчеты о финансовых результатах своей деятельности и балансы. В налоговую базу мы включили те предприятия, которые при подаче налоговой отчетности выполнили все три требования, т.е. представили и налоговую декларацию, и отчет о финансовых результатах, и баланс. К сожалению, в настоящее время прямой связи между данными Формы №1 и Формы №2 и налоговыми декларациями не существует, поскольку Формы №1 и №2 заполняются по начислению, а налоговая декларация заполняется по кассовому исполнению.
Верификацию данных Формы №2 мы разбили на три части:
1) проверка состоятельности 
финансовых результатов; 
2) проверка состоятельности отчета об 
использовании прибыли; 
3) проверка состоятельности заявленных 
платежей в бюджет.
Теоретически каждый результирующий компонент Формы №2 можно рассчитать самостоятельно, используя указанные в отчете исходные данные. Мы попытались рассчитать ряд итоговых переменных самостоятельно, в том числе «Прибыль, всего», «Убытки, всего» и «Чистая прибыль (убыток)», и сравнить полученные результаты с теми, которые указали в своих отчетах сами предприятия. Уровень допустимых отклонений мы приняли за 0,01, т.е. если расхождение между рассчитанным нами значением и тем значением, которое предприятие указало в своем отчете, не превышает одного процента, считалось, что эти показатели совпадают. Иначе говоря, мы считали, что если 1,01 <= (расчетная чистая прибыль/чистая прибыль, показанная в отчете) <= 0,99, то предприятие в своем отчете величину чистой прибыли рассчитало правильно, поскольку это значение с допустимой точностью совпало с рассчитанным нами.
Существовала вероятность того, что среди отчетов будут встречаться и отчеты фактически бездействующих предприятий. Необходимо было эту возможность учесть. Бездействующее предприятие мы определили следующим образом: это предприятие, которое не представило данных (представило нулевые данные) по следующим показателям:
1) выручка от реализации товаров, 
работ, услуг; 
2) выручка от прочей реализации; 
3) прибыль или убыток, всего; 
4) чистая прибыль (убыток).
Таким образом, мы попытались рассортировать предприятия по трем категориям:
1) предприятия, успешно прошедшие 
верификацию; 
2) предприятия, не прошедшие верификацию; 
3) бездействующие предприятия.
По разделу «Финансовые результаты» отчета о финансовых результатах (Форма №2) верификацию успешно прошли порядка 94% предприятий (точек наблюдения). Однако при попытке проверить правильность расчетов по двум другим разделам отчета о финансовых результатах такого высокого результата, как по первому разделу, получить уже не удалось.
Прежде всего мы постарались упорядочить данные, удалив повторяющиеся наблюдения и объединив наблюдения, относящиеся к одним и тем же предприятиям. Затем был построен ряд алгоритмов проверки с целью установить достоверность данных, успешно прошедших верификацию по первому разделу. Так, один из алгоритмов предполагал проверку того, лежит ли расчетная сумма платежей в бюджет в пределах 0,01 (1%) от соответствующей величины, указанной в отчете. При этом ставилась задача проверить состоятельность (непротиворечивость) данных по всем разделам отчета.
Первый тест, проведенный на данных, уже прошедших первоначальную очистку, заключался в том, чтобы установить, соответствует ли сумма прибыли (убытков), указанная в первом разделе отчета, сумме использованной прибыли, указанной во втором разделе того же отчета (соответствие устанавливалось с точностью до 1 %). Эту проверку успешно выдержали всего лишь порядка 19,33% от общего числа имеющихся отчетов за весь период наблюдений, причем процент этот колебался пределах от 34,88% в IV квартале 1993 г. до 9,07% в III квартале 1994 г.
Верификация отчетов о финансовых результатах: проверка по платежам в бюджет и НДС, число предприятий
Квартал, год  | 
  Всего предприятий  | 
  Число предприятий,    | 
  Число предприятий,    | 
  Число предприятий,    | 
1-й квартал 1993  | 
  16  | 
  15  | 
  3  | 
  3  | 
2-й квартал 1993  | 
  27  | 
  25  | 
  4  | 
  5  | 
3-й квартал 1993  | 
  2010  | 
  1825  | 
  556  | 
  248  | 
4-й квартал 1993  | 
  2110  | 
  2018  | 
  736  | 
  267  | 
1-й квартал 1994  | 
  1849  | 
  1747  | 
  362  | 
  398  | 
2-й квартал 1994  | 
  1922  | 
  1853  | 
  227  | 
  330  | 
3-й квартал 1994  | 
  1930  | 
  1858  | 
  175  | 
  299  | 
4-й квартал 1994  | 
  2037  | 
  1952  | 
  582  | 
  291  | 
1-й квартал 1995  | 
  1741  | 
  1640  | 
  288  | 
  409  | 
2-й квартал 1995  | 
  1910  | 
  1846  | 
  260  | 
  411  | 
3-й квартал 1995  | 
  2051  | 
  1858  | 
  355  | 
  494  | 
Итого  | 
  17603  | 
  16637  | 
  3548  | 
  3155  | 
Верификация отчетов о финансовых результатах: проверка по платежам в бюджет и НДС, %
Квартал, год  | 
  Всего предприятий  | 
  Процент предприятий,   | 
  Процент предприятий,   | 
  Процент предприятий,   | 
1 -й квартал 1993  | 
  16  | 
  93,75  | 
  18,75  | 
  18,75  | 
2-й квартал 1993  | 
  27  | 
  92,59  | 
  14,81  | 
  18,52  | 
3-й квартал 1993  | 
  2010  | 
  90,80  | 
  27,66  | 
  12,34  | 
4-й квартал 1993  | 
  2110  | 
  95,64  | 
  34,88  | 
  12,65  | 
1-й квартал 1994  | 
  1849  | 
  94,48  | 
  19,58  | 
  21,53  | 
2-й квартал 1994  | 
  1922  | 
  96,41  | 
  11.81  | 
  17,17  | 
3-й квартал 1994  | 
  1930  | 
  96,27  | 
  9,07  | 
  15,49  | 
4-й квартал 1994  | 
  2037  | 
  95,83  | 
  28,57  | 
  14,29  | 
1 -й квартал 1995  | 
  1741  | 
  94,20  | 
  16,54  | 
  23,49  | 
2-й квартал 1995  | 
  1910  | 
  96,65  | 
  13,61  | 
  21,52  | 
3-й квартал 1995  | 
  2051  | 
  90,59  | 
  17,31  | 
  24,09  | 
В среднем |  | 
  94,29  | 
  19,33  | 
  18,17  | 
Ясно, что здесь имеется серьезная проблема: ведь если налоговые органы не имеют возможности проверить правильность уплаты налогов в бюджет по конкретным предприятиям, то как они смогут выявить истинных неплательщиков?
Второй тест, который мы провели на предварительно очищенных данных, заключался в проверке того, совпадает ли указанная в первом разделе отчета о финансовых результатах сумма НДС с суммой НДС, указанной в справке о платежах в бюджет к тому же отчету («причитается по расчету» или «фактически внесено»). По существу, мы проверяли внутреннюю логическую непротиворечивость подаваемых предприятиями сведений.