Микроимитационное моделирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

Микроимитационная модель прекрасно подходит как средство оценки ожидаемых поступлений доходов в бюджет. Используя данные микроуровня, т.е. данные по экономическим субъектам - предприятиям и населению, образующим представительную выборку, эти модели показывают, как скажется принятие того или иного решения в области налогового законодательства на населении, предприятиях, получателях финансирования в рамках государственных программ, и т.д. Как будет показано ниже, эти модели можно использовать также для прогнозирования. Для этого необходимо построить экстраполяцию имеющихся данных на будущее и рассчитать ожидаемые налоговые поступления по этой новой, «состарившейся» выборке.

Работа содержит 1 файл

микроимитационное моделирование.docx

— 58.18 Кб (Скачать)

Разработанная микроимитационная модель предназначена для расчета того, к каким последствиям с точки зрения налоговых поступлений может привести внесение изменений в федеральное законодательство по налогам, и для прогнозирования этих доходов. В своем нынешнем варианте модель охватывает только два налога - налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость. Ниже мы будем говорить в основном о блоке налога на прибыль, хотя большинство из того, что будет сказано, относится и к блоку НДС.

Модель позволяет прогнозировать бюджетные доходы и налоговые  обязательства в условиях действующего законодательства и принятия альтернативного  законодательства. Пользователи могут  легко менять параметры налогового законодательства, имитируя принятие различных вариантов решений. Так, например, при работе с моделью  можно задавать или изменять:

• показатели, определяющие налоговую базу; 
• ставки налогообложения, расходы, принимаемые к вычету, расходы, засчитываемые в счет будущих налоговых платежей, доходы, облагаемые по льготным ставкам; 
• прогноз роста выпуска продукции в экономике в целом и по отраслям.

База данных была построена  с использованием реальных данных микроуровня. Вместе с налоговыми декларациями (налоговыми расчетами) предприятия обязаны представлять в налоговые инспекции по месту учета свои квартальные и годовые балансы (Форма №1), отчеты о финансовых результатах (Форма №2) и другие. Эти отчеты образуют основу всей работы налоговых органов: по налоговым декларациям проводятся камеральные проверки, а данные балансовых отчетов служат источником справочной информации в ходе камеральных проверок.

База данных, построенная  по данным Формы №1, насчитывала 30613 записей (одна запись = один отчет), начиная  с I квартала 1993 г. по III квартал 1995 г. База данных по Форме №2 насчитывала 28733 записи, относящихся к тому же периоду. Если посмотреть на то, как эти записи распределяются по временной шкале, то результаты для этих двух форм окажутся разными: балансы предприятий сконцентрированы в основном в IV квартале 1994 г., а отчеты о финансовых результатах распределены сравнительно более равномерно по всему  периоду наблюдений.

Распределение наблюдений, число имеющихся отчетов

Квартал,год

Балансы предприятий (форма  № 1)

Отчеты о финансовых результатах (форма Х° 2)

1-й квартал 1993

14

16

2-й квартал 1993

43

27

3-й квартал 1993

2327

2024

4-й квартал 1993

2310

2149

1-й квартал 1994

1308

1869

2-й квартал 1994

873

2146

3-й квартал 1994

989

3027

4-й квартал 1994

21291

3827

1-й квартал 1995

1455

3346

2-й квартал 1995

0

3079

3-й квартал 1995

3

7223

Итого наблюдений

30613

28733


В частности, самая высокая  концентрация отчетов по Форме №1 наблюдалась в IV квартале 1994 г., на который  приходится 69,55% общего количества записей  за весь период наблюдений, а самая  высокая концентрация отчетов по Форме №2 приходится на III квартал 1995 г. и составляет 25,14 %.

Распределение наблюдений, %

Квартал, год

Балансы предприятий, % (форма  № 1)

Отчеты о финансовых результатах,% (форма № 2)

1-й квартал 1993

0,05

0,06

2-й квартал 1993

0,14

0,09

3-й квартал 1993

7,66

7,04

4-й квартал 1993

7,55

7,48

1-й квартал 1994

4,27

6,50

2-й квартал 1994

2,85

7,47

3-й квартал 1994

3,23

10,53

4-й квартал 1994

69,55

13,32

1 -й квартал 1995

4,75

11,65

2-й квартал 1995

0,00

10,72

3-й квартал 1995

0,01

25,14


Первое, что мы попытались сделать еще до того, как вплотную заняться разработкой модели, - это  проверить логическую непротиворечивость полученных нами данных. Подобная верификация  должна служить первым шагом при  создании базы данных. Необходимо убедиться  в том, что в базу данных по налогоплательщикам не попадут неверные, непроверенные  данные.

Процесс верификации позволяет  также выявлять предприятия, которые  заслуживают более пристального внимания со стороны налоговой инспекции. По сути, процедура верификации сводится к математической проверке данных, указанных налогоплательщиком в  налоговой декларации, т.е. повторяет  структуру производимых налогоплательщиком расчетов. Чтобы проиллюстрировать, как происходит процесс верификации, обратимся к базе данных, составленной из отчетов налогоплательщиков по Форме  №2.

Верификация данных по разделу «Финансовые результаты»: «неочищенные» данные

Квартал, год

Количество наблюдений,  
всего

Наблюдения, успешно  
прошедшие верификацию

Наблюдения,  
не прошедшие верификацию

Бездействующие  
предприятия

1 -й квартал 1993

16

15

0

1

2-й квартал 1993

27

25

1

1

3-й квартал 1993

2024

1825

131

54

4-й квартал 1993

2149

2018

55

37

1-й квартал 1994

1869

1747

45

57

2-й квартал 1994

2146

1853

37

32

3-й квартал 1994

'3027

1858

54

18

4-й квартал 1994

3827

1952

50

35

1-й квартал 1995

3346

1640

64

37

2-й квартал 1995

3079

1846

41

23

3-й квартал 1995

7223

1858

47

146

Итого

28733

16637

525

441


Помимо налоговых деклараций юридические лица обязаны представлять в налоговую инспекцию также  отчеты о финансовых результатах  своей деятельности и балансы. В  налоговую базу мы включили те предприятия, которые при подаче налоговой  отчетности выполнили все три  требования, т.е. представили и налоговую  декларацию, и отчет о финансовых результатах, и баланс. К сожалению, в настоящее время прямой связи  между данными Формы №1 и Формы  №2 и налоговыми декларациями не существует, поскольку Формы №1 и №2 заполняются  по начислению, а налоговая декларация заполняется по кассовому исполнению.

Верификацию данных Формы  №2 мы разбили на три части:

1) проверка состоятельности финансовых результатов; 
2) проверка состоятельности отчета об использовании прибыли; 
3) проверка состоятельности заявленных платежей в бюджет.

Теоретически каждый результирующий компонент Формы №2 можно рассчитать самостоятельно, используя указанные  в отчете исходные данные. Мы попытались рассчитать ряд итоговых переменных самостоятельно, в том числе «Прибыль, всего», «Убытки, всего» и «Чистая  прибыль (убыток)», и сравнить полученные результаты с теми, которые указали  в своих отчетах сами предприятия. Уровень допустимых отклонений мы приняли  за 0,01, т.е. если расхождение между  рассчитанным нами значением и тем  значением, которое предприятие  указало в своем отчете, не превышает  одного процента, считалось, что эти  показатели совпадают. Иначе говоря, мы считали, что если 1,01 <= (расчетная  чистая прибыль/чистая прибыль, показанная в отчете) <= 0,99, то предприятие в  своем отчете величину чистой прибыли  рассчитало правильно, поскольку это  значение с допустимой точностью  совпало с рассчитанным нами.

Существовала вероятность  того, что среди отчетов будут  встречаться и отчеты фактически бездействующих предприятий. Необходимо было эту возможность учесть. Бездействующее предприятие мы определили следующим  образом: это предприятие, которое  не представило данных (представило  нулевые данные) по следующим показателям:

1) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 
2) выручка от прочей реализации; 
3) прибыль или убыток, всего; 
4) чистая прибыль (убыток).

Таким образом, мы попытались рассортировать предприятия по трем категориям:

1) предприятия, успешно прошедшие верификацию; 
2) предприятия, не прошедшие верификацию; 
3) бездействующие предприятия.

По разделу «Финансовые  результаты» отчета о финансовых результатах (Форма №2) верификацию  успешно прошли порядка 94% предприятий (точек наблюдения). Однако при попытке  проверить правильность расчетов по двум другим разделам отчета о финансовых результатах такого высокого результата, как по первому разделу, получить уже не удалось.

Прежде всего мы постарались упорядочить данные, удалив повторяющиеся наблюдения и объединив наблюдения, относящиеся к одним и тем же предприятиям. Затем был построен ряд алгоритмов проверки с целью установить достоверность данных, успешно прошедших верификацию по первому разделу. Так, один из алгоритмов предполагал проверку того, лежит ли расчетная сумма платежей в бюджет в пределах 0,01 (1%) от соответствующей величины, указанной в отчете. При этом ставилась задача проверить состоятельность (непротиворечивость) данных по всем разделам отчета.

Первый тест, проведенный  на данных, уже прошедших первоначальную очистку, заключался в том, чтобы  установить, соответствует ли сумма  прибыли (убытков), указанная в первом разделе отчета, сумме использованной прибыли, указанной во втором разделе  того же отчета (соответствие устанавливалось  с точностью до 1 %). Эту проверку успешно выдержали всего лишь порядка 19,33% от общего числа имеющихся  отчетов за весь период наблюдений, причем процент этот колебался пределах от 34,88% в IV квартале 1993 г. до 9,07% в III квартале 1994 г.

Верификация отчетов  о финансовых результатах: проверка по платежам в бюджет и НДС, число  предприятий

Квартал, год

Всего предприятий

Число предприятий,  
успешно прошедших  
проверку по прибыли

Число предприятий,  
успешно прошедших проверку  
по платежам в бюджет

Число предприятий,  
успешно прошедших проверку  
по платежам НДС

1-й квартал 1993

16

15

3

3

2-й квартал 1993

27

25

4

5

3-й квартал 1993

2010

1825

556

248

4-й квартал 1993

2110

2018

736

267

1-й квартал 1994

1849

1747

362

398

2-й квартал 1994

1922

1853

227

330

3-й квартал 1994

1930

1858

175

299

4-й квартал 1994

2037

1952

582

291

1-й квартал 1995

1741

1640

288

409

2-й квартал 1995

1910

1846

260

411

3-й квартал 1995

2051

1858

355

494

Итого

17603

16637

3548

3155


Верификация отчетов  о финансовых результатах: проверка по платежам в бюджет и НДС, %

Квартал, год

Всего предприятий

Процент предприятий, 
успешно прошедших  
проверку по прибыли

Процент предприятий, 
успешно прошедших проверку  
по платежам в бюджет

Процент предприятий, 
успешно прошедших проверку  
по платежам НДС

1 -й квартал 1993

16

93,75

18,75

18,75

2-й квартал 1993

27

92,59

14,81

18,52

3-й квартал 1993

2010

90,80

27,66

12,34

4-й квартал 1993

2110

95,64

34,88

12,65

1-й квартал 1994

1849

94,48

19,58

21,53

2-й квартал 1994

1922

96,41

11.81

17,17

3-й квартал 1994

1930

96,27

9,07

15,49

4-й квартал 1994

2037

95,83

28,57

14,29

1 -й квартал 1995

1741

94,20

16,54

23,49

2-й квартал 1995

1910

96,65

13,61

21,52

3-й квартал 1995

2051

90,59

17,31

24,09

В среднем |

 

94,29

19,33

18,17


Ясно, что здесь имеется  серьезная проблема: ведь если налоговые  органы не имеют возможности проверить  правильность уплаты налогов в бюджет по конкретным предприятиям, то как они смогут выявить истинных неплательщиков?

Второй тест, который мы провели на предварительно очищенных  данных, заключался в проверке того, совпадает ли указанная в первом разделе отчета о финансовых результатах  сумма НДС с суммой НДС, указанной  в справке о платежах в бюджет к тому же отчету («причитается по расчету» или «фактически внесено»). По существу, мы проверяли внутреннюю логическую непротиворечивость подаваемых предприятиями  сведений.

Информация о работе Микроимитационное моделирование