Международное двойное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных теоретических положений, связанных с самой сущностью международного двойного налогообложения, источников его возникновения и связанных с ним проблем. А также освещение путей решения данной проблемы и способов ее устранения.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Определить сущность международного двойного налогообложения, причины и источники его возникновения;
Изучить возможные негативные последствия двойного налогообложения
Выявить основные глобальные проблемы, связанные с международным двойным налогообложением
Рассмотреть основные международные договора и соглашения различных стран, преследующих цель устранения проблемы двойного налогообложения
Изучить способы устранения двойного налогообложения в Российской Федерации
Привести конкретные примеры международных соглашений и существенных решений проблемы международного двойного налогообложения

Содержание

Введение
1 Сущность международного двойного налогообложения
1.1 Понятие международного двойного налогообложения
1.2 Проблемы и последствия международного двойного налогообложения
1.3 Методы регулирования международного двойного налогообложения
2 Пути решения проблемы международного двойного налогообложения
2.1 Международные договоры и соглашения
2.2 Возврат налога
2.3 Зачет налога
Заключение
Список использованной литературы
Расчетная часть по основным налогам РФ

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Россия является членом Женевских дипломатических и  консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).6

Существует и иная, более современная и лаконичная классификация соглашений в области  налогообложения. Все эти договоры можно разделить на три самостоятельные подгруппы:

1) общие налоговые  соглашения или конвенции; 

2) ограниченные налоговые соглашения

3) соглашения об  оказании административной помощи.

Первые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по поводу прямых и косвенных налогов. Ограниченные налоговые соглашения посвящены либо отдельным налогам (пример – Нота посольства Швейцарии в МИД СССР о взаимном освобождении от налогов предприятий воздушного и морского транспорта от 18 января 1968 года, Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской республики о международном автомобильном сообщении от 29 октября 1969 года).

Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Заключается обычно между налоговыми органами стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Возврат налога

Метод налогового кредита (зачета, вычета) подразумевает согласие государства принять к зачету сумму налогов, уплаченную за рубежом  налогоплательщиком-резидентом этого государства по отношению к доходам, возникшим на территории другого государства. Различают "неограниченный налоговый кредит" и "ограниченный налоговый кредит". Если первый из них подразумевает не только полный зачет всей суммы налога за рубежом, но и возврат переплаты из отечественного бюджета (практически нигде не применяется, кроме стран Бенилюкса), то второй является наиболее распространенным методом в практике устранения двойного налогообложения и используется не только в международных договорах, но и в одностороннем порядке как норма национального налогового законодательства. Согласно методу "ограниченного налогового кредита" налогоплательщики будут уплачивать в своей стране только сумму превышения налогов своей страны над налогами, уплаченными за рубежом. Если же доходы налогоплательщиков за рубежом облагаются по более высоким ставкам, чем в своей стране, то какого-либо возмещения или компенсации для них не предусматривается.7

Во-первых, процедура  возврата налога, удержанного с доходов  российской организации на территории иностранного государства, возможна только в случаях, если:

1) российская организация  получила доход (подвергшийся  налогообложению) от источников  или в связи с осуществлением  деятельности в иностранном государстве,  с которым у РФ заключен и действует международный договор, регулирующий вопросы налогообложения;

2) международным договором  предусмотрен льготный режим  налогообложения (предельный уровень  налогообложения (пониженная ставка  налога) или нулевая ставка налога) в отношении конкретных видов доходов, полученных российской организацией от источников за пределами РФ.

Во-вторых, процедура  возврата налога может быть осуществлена только в иностранном государстве, в котором произошло налогообложение  доходов российской организации, и в соответствии с порядком, установленным внутренним налоговым законодательством иностранного государства и конкретным международным договором, регулирующим вопросы налогообложения (далее - соглашение об избежании двойного налогообложения).

Возврат налога, удержанного с доходов российской организации, производится:

1) в полной сумме  удержанного налога, если:

- положениями соответствующего  международного договора, регулирующего  вопросы налогообложения, предусмотрена  нулевая ставка в отношении  конкретного вида дохода, выплаченного российской организации и подвергшегося налогообложению;

- положениями соглашения  об избежании двойного налогообложения  предусмотрено налогообложение  доходов (выплаченных российской  организации и подвергшихся налогообложению  в иностранном государстве) только в стране постоянного местопребывания (стране резидентства) получателя дохода (российской организации), то есть только в Российской Федерации;

2) в сумме излишне  удержанного налога, если:

- положениями соответствующего  международного договора, регулирующего вопросы налогообложения, предусмотрен предельный уровень возможного налогообложения (пониженная ставка) в отношении конкретного вида дохода, выплаченного российской организации и подвергшегося полному (нельготному) налогообложению в соответствии с законодательством иностранного государства.

     Перечень  документов, необходимых для получения  подтверждения о статусе налогового  резидента РФ, определен п. 4 Порядка,  согласно которому для получения  такого подтверждения российские организации должны представить в Управление информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России следующие документы:

а) заявление на бланке организации с указанием:

- календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента РФ;

- наименования иностранного  государства, в налоговый орган  которого представляется подтверждение;

- перечня прилагаемых  документов.

Заявление должно быть подписано руководителем (главным  бухгалтером) организации;

б) копии документов, обосновывающих получение доходов  в иностранном государстве. К  таким документам относятся:

- договор (контракт);

- решение общего  собрания акционеров о выплате  дивидендов;

- уставные документы  (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем  и заверены печатью организации;

в) копия свидетельства  о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения);

г) копия свидетельства  о внесении записи в Единый государственный  реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Официальное подтверждение  статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется Управлением  международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России в течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в ФНС России.

Документы, необходимые  для осуществления процедуры  возврата налога

Для осуществления  процедуры возврата налога, удержанного  с доходов российской организации  в иностранном государстве, с  которым у РФ заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения, российской организации необходимо представить в соответствующий налоговый орган иностранного государства определенный пакет документов, установленный внутренним налоговым законодательством этого иностранного государства.

Примерный перечень документов таков:

- заявление на возврат  по установленной форме (если  такая форма предусмотрена внутренним  налоговым законодательством иностранного  государства);

- подтверждение постоянного  местопребывания в РФ;

- копии документов, на основании которых производилась  выплата доходов российской организации  (договор и т.п.);

- платежные документы,  подтверждающие факт перечисления  налога в бюджет соответствующего  иностранного государства.

Этот перечень может быть дополнен в зависимости от требований внутреннего налогового законодательства каждого конкретного иностранного государства.

Случаи, при которых  возврат налога не производится

Возврат налога не производится, если:

1) налог удержан  с доходов российской организации, полученных в иностранном государстве, с которым у РФ отсутствует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения;

2) налог удержан  строго по той ставке, которая  предусмотрена соответствующим  соглашением об избежании двойного налогообложения для конкретного вида дохода;

3) налог удержан  с доходов российской организации,  получение которых связано с  деятельностью этой российской  организации через постоянное  представительство в иностранном  государстве, в котором получен  доход.

Такие доходы, то есть доходы от предпринимательской деятельности через постоянное представительство, в соответствии с положениями  международных налоговых соглашений подлежат налогообложению в иностранном  государстве по месту осуществления  деятельности постоянного представительства;

4) российская организация  по каким-либо причинам представила  документы (предусмотренные законодательством  иностранного государства), необходимые  для осуществления процедуры  возврата, по истечении срока,  в течение которого документы (в соответствии с внутренним законодательством иностранного государства) могут быть представлены для рассмотрения в соответствующий налоговый орган этого иностранного государства. Так, п. 2 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации (нерезиденты Российской Федерации) могут подать заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором им был выплачен доход, подвергшийся налогообложению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Зачет налога

Зачет налога, уплаченного российской организацией за пределами Российской Федерации, осуществляется при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

Зачет производится в  соответствии с утвержденным порядком и в случаях, установленных внутренним налоговым законодательством РФ, если налог с доходов российской организации удержан в иностранном государстве, с которым у РФ заключено и действует соглашение об избежании двойного налогообложения, с учетом положений такого соглашения, регулирующего вопросы налогообложения.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются  при определении ее налоговой  базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так  и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате ею налога на прибыль в РФ.

Таким образом, зачет  возможен только при возникновении  двойного налогообложения, а именно когда:

1) доход, выплаченный  российской организации, подвергся  налогообложению у источника  выплаты в иностранном государстве,  или российская организация, осуществляющая  деятельность в иностранном государстве  через постоянное представительство,  сама в соответствии с налоговым законодательством этого иностранного государства произвела уплату налога с полученных ею в иностранном государстве доходов;

2) полученные доходы  и произведенные расходы (если  таковые были) учтены российской  организацией при расчете ею  налоговой базы по налогу на прибыль в РФ.

Следовательно, если доходы, полученные российской организацией за пределами РФ в предыдущих налоговых  периодах, не были учтены ею при расчете  налоговой базы для уплаты налога на прибыль в России, то уплата налога с указанных доходов российской организации вне территории России не приводит к двойному налогообложению ее доходов в РФ. 

Размер налога, подлежащего  зачету

В соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Таким образом, необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами России, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть необходимо определить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.

Информация о работе Международное двойное налогообложение