Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:30, реферат
Налог на прибыль организаций является главным рычагом управления экономикой государства. В работе рассмотрены прогрессивные и регрессивные изменения в налогообложении прибыли.
1) Введение.......................................................................................3
2) История становления налогообложения прибыли в России....4
3) Прогрессивные и регрессивные изменения в механизме налогообложения.................................................................................................15
4) Заключение...................................................................................18
5) Список использованной литературы.........................................20
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный технический
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра
«Экономика и управление»
НАУЧНЫЙ РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Налоги
и налогообложение»
Механизм
налогообложения
прибыли в 1991–2011
гг. в России: прогрессивные
и регрессивные изменения
Выполнил: ст-т гр. ЭМИ - 454
Духович А.В.
Проверила: канд. экон. Наук,
старший преподаватель
Митрофанова
И.А.
Волгоград – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Главным источником дохода государства и финансирования всех его направлений деятельности являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.
Соединив в одно целое эти две экономические категории, мы получим один из видов налога, за счет каторого налоговая система государства может выполнять свои функции – это налог на прибыль предприятий и организаций.
Среди
налогов, взимаемых с организаций,
главенствующее место занимает налог
на прибыль. Данный налог позволяет
государству формировать
Рассматривая тему данной работы я выделил два основных пункта:
Актуальность этой темы заключается в том, что налог на прибыль является одной из главных доходных частей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете РФ занимает второе место после НДС.
2. История становления налогообложения
прибыли в России.
После распада СССР, Российской федерации необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в то время была проведена налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.
27 декабря 1991 года был принят Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов (прибыли), регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», каторый в последствии многократно менялся и исправлялся. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.
При принятии Закона № 2116-1 от 27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:
1.
Предприятия и организации (в
том числе бюджетные), являющиеся
юридическими лицами по
2.
Филиалы и другие обособленные
подразделения предприятий и
организаций, имеющие
3. Компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
С 01.01.96 года в состав налогоплательщиков вошли филиалы кредитных и страховых организаций, филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурга, за исключением прочих филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации[9].
Порядок определения налогооблагаемой прибыли отнюдь не прост. Существует законодательно закрепленная система определения результатов деятельности предприятий.
Так же законодательством было закреплено определение финансового результата по следующим хозяйственным операциям:
-
при определении прибыли от
реализации основных фондов и
иного имщества предприятия
- по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг), по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости;
-
суммы, внесенные в бюджет в
виде санкций в соответствии
с законодательством
-
и другие хозяйственные
Так, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 1992-1995 годах изложен в Инструкции № 4 от 06.03.92 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а с 1996 года – в аналогичной ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции распространяются на российских юридических лиц. Иностранные же юридические лица использовали в 1992-1995 годах Инструкцию № 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», а с 1996 года – аналогичную ей инструкцию № 34 от 16.06.95 г.
В данные инструкции вносились изменения и дополнения согласно изменявшемуся законодательству.
При исчислении налогооблагаемой базы банков, ВП уменьшалась на сумму отчислений на формирование резервов на возможные потери по ссудам в порядке установленном ЦБ РФ.
Некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивали налог с получаемой суммы превышения доходов над расходами.
При
этом объектом налогообложения является
прибыль, которая получена в результате
использования указанных
Для бирж объектом налогообложения являлась прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, а так же, от совершаемых на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты, иного имущества.
При
определении прибыли
В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 % для предприятий и иностранных юридических лиц, а для брокерских контор и бирж 45 %.
В 01.01.94 году налог на прибыль предприятиями и организациями стал уплачиваться по ставке 13 % в части зачисляемой в федеральный бюджет, и не больше 22 %, в части уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ, а для бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций по ставкам в размере не свыше 30 %.
Максимальный размер общей ставки налога для предприятий и организаций составлял 35 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – 43 %, таким образом, с 01.01.97 г. законодательно закреплено за представительными органами субъектов Российской Федерации право, предоставлять дополнительную льготу налогоплательщикам в виде понижения ставки налога, который должен уплачиваться в местные бюджеты
Налоговым Кодексом РФ предусматривалось понижение ставки налога, принадлежащей уплате в федеральный бюджет до 11 %, а в бюджеты субъектов РФ предельный уровень ставки составлял до 19 %. Общая ставка налога будет составляла не больше 30 %.
В законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций” в первоначальном виде предусматривалась уплата в бюджет помимо налога на прибыль налогов со следующих видов доходов:
а) дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам[5].
С 1 января 1997 года дополнительно был введен порядок исчисления налога на прибыль:
-
все предприятия, за
-
исчисление фактической суммы
налога на прибыль
-
органам законодательной (
-
порядок уплаты в бюджет
Уплата налога на прибыль производилась по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, а введенная согласно вышеуказанным изменениям уплата налога по месячным расчётам – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным. Уплата налога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчёта. С 01.01.95 года для данных предприятий установлен общий порядок уплаты налога в бюджет.