Механизм налогообложения прибыли в 1991–2011 гг. в России: прогрессивные и регрессивные изменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Описание работы

Налог на прибыль организаций является главным рычагом управления экономикой государства. В работе рассмотрены прогрессивные и регрессивные изменения в налогообложении прибыли.

Содержание

1) Введение.......................................................................................3
2) История становления налогообложения прибыли в России....4
3) Прогрессивные и регрессивные изменения в механизме налогообложения.................................................................................................15
4) Заключение...................................................................................18
5) Список использованной литературы.........................................20

Работа содержит 1 файл

Научный реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский  государственный технический университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика и управление» 
 
 
 
 
 
 
 

НАУЧНЫЙ РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Налоги  и налогообложение» 
 
 
 
 
 
 

Механизм  налогообложения  прибыли в 1991–2011 гг. в России: прогрессивные  и регрессивные изменения 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст-т гр. ЭМИ - 454

Духович А.В.

Проверила: канд. экон. Наук, 

старший преподаватель

Митрофанова И.А. 
 
 
 
 
 
 

Волгоград – 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

     
  1. Введение.......................................................................................3
  2. История становления налогообложения прибыли в России....4
  3. Прогрессивные и регрессивные изменения в механизме налообложения.................................................................................................15
  4. Заключение...................................................................................18
  5. Список использованной литературы.........................................20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Главным источником дохода государства и  финансирования всех его направлений  деятельности являются налоги. Они  выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

     Прибыль как экономическая категория  – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

     Соединив  в одно целое эти две экономические  категории, мы получим один из видов  налога, за счет каторого налоговая система государства может выполнять свои функции – это налог на прибыль предприятий и организаций.

     Среди налогов, взимаемых с организаций, главенствующее место занимает налог  на прибыль. Данный налог позволяет  государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов.

     Рассматривая  тему данной работы я выделил два  основных пункта:

  1. Рассказать историю становления налога на прибыль. В данной главе я хочу рассказать сколько изменений и поправок прошел закон до нынешнего времени.
  2. Отметить наиболее важные изменения которые вносились в данный налог по мере его становления.  В данной главе я решил рассмотреть прогрессивные и регрессивные стороны изменений в данной законе, как со стороны государства так и со стороны налогоплательщиков.

     Актуальность  этой темы заключается в том, что  налог на прибыль является одной  из главных доходных частей бюджетов большинства развитых стран, а в  бюджете РФ занимает второе место  после НДС.

       2. История становления налогообложения прибыли в России. 

     После распада СССР, Российской федерации  необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в то время была проведена налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

     27 декабря 1991 года был принят Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов (прибыли), регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», каторый в последствии многократно менялся и исправлялся. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

     При принятии Закона № 2116-1 от 27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:

     1. Предприятия и организации (в  том числе бюджетные), являющиеся  юридическими лицами по законодательству  Российской Федерации, включая  созданные на территории Российской  Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

     2. Филиалы и другие обособленные  подразделения предприятий и  организаций, имеющие отдельный  баланс и расчётный счёт. С  01.01.95 года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;

     3. Компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

     С 01.01.96 года в состав налогоплательщиков вошли филиалы кредитных и страховых организаций, филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурга, за исключением прочих филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации[9].

     Порядок определения налогооблагаемой прибыли  отнюдь не прост. Существует законодательно закрепленная система определения  результатов деятельности предприятий.

     Так же законодательством было закреплено определение финансового результата по следующим хозяйственным операциям:

     - при определении прибыли от  реализации основных фондов и  иного имщества предприятия для  целей налогообложения учитывается  разница между продажной ценой  и первоначальной или остаточной  стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

     - по предприятиям, осуществляющим  реализацию продукции (работ,  услуг), по ценам не выше фактической  себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости;

     - суммы, внесенные в бюджет в  виде санкций в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, не включаются в состав расходов от внереализационных операций;

     - и другие хозяйственные операции.

     Так, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 1992-1995 годах изложен в  Инструкции № 4 от 06.03.92 г. «О порядке  исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а с 1996 года – в аналогичной ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции распространяются на российских юридических лиц. Иностранные же юридические лица использовали в 1992-1995 годах Инструкцию № 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», а с 1996 года – аналогичную ей инструкцию № 34 от 16.06.95 г.

     В данные инструкции вносились изменения  и дополнения согласно изменявшемуся  законодательству.

     При исчислении налогооблагаемой базы банков, ВП уменьшалась на сумму отчислений на формирование резервов на возможные потери по ссудам в порядке установленном ЦБ РФ.

     Некоммерческие  организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивали налог с получаемой суммы превышения доходов над расходами.

     При этом объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования указанных средств.

     Для бирж объектом налогообложения являлась прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, а так же, от совершаемых на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты, иного имущества.

     При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие данные:

  1. Налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая получена в связи с их деятельностью в Российской Федерации.
  2. В случаях, когда деятельность ими осуществляется не только в Российской Федерации, но и за её пределами, и при этом не ведется отдельного учёта прибыли которая позволяет выявить с какой страной связана их деятельность.
  3. Если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, то прибыль рассчитывается налоговым органом самостоятельно на основе ВП со ставкой 25 процентов.

     В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 % для предприятий и иностранных юридических лиц, а для брокерских контор и бирж 45 %.

     В 01.01.94 году налог на прибыль предприятиями  и организациями стал уплачиваться  по ставке 13 % в части зачисляемой  в федеральный бюджет, и не больше 22 %, в части уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ, а для бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций по ставкам в размере не свыше 30 %.

     Максимальный  размер общей ставки налога для предприятий  и организаций  составлял 35 %, а  для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – 43 %, таким образом, с 01.01.97 г. законодательно закреплено за представительными органами субъектов Российской Федерации право, предоставлять дополнительную льготу налогоплательщикам в виде понижения ставки налога, который должен уплачиваться в местные бюджеты

     Налоговым Кодексом РФ предусматривалось понижение  ставки налога, принадлежащей уплате в федеральный бюджет до 11 %, а в бюджеты субъектов РФ предельный уровень ставки составлял до 19 %. Общая ставка налога будет составляла не больше 30 %.

       В законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций” в первоначальном виде предусматривалась уплата в бюджет помимо налога на прибыль налогов со следующих видов доходов:

     а) дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением  доходов, полученных по государственным  облигациям и другим государственным ценным бумагам[5].

     С 1 января 1997 года дополнительно был  введен порядок исчисления налога на прибыль:

     - все предприятия, за исключением  бюджетных организаций, малых  предприятий и иностранных юридических  лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога;

     - исчисление фактической суммы  налога на прибыль производится  предприятиями на основании расчетов  налога по фактически полученной прибыли.

     - органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ предоставляется  право на установление ежеквартальной  уплаты налога на прибыль, исходя  из фактически полученной прибыли  за истекший квартал  общественным  организациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительным, садоводческим товариществам;

     - порядок уплаты в бюджет налога  на прибыль определяется предприятием  и действует без изменения  до конца календарного года.

     Уплата  налога на прибыль производилась по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, а введенная согласно вышеуказанным изменениям уплата налога по месячным расчётам – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным. Уплата налога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчёта. С 01.01.95 года для данных предприятий установлен общий порядок уплаты налога в бюджет.

Информация о работе Механизм налогообложения прибыли в 1991–2011 гг. в России: прогрессивные и регрессивные изменения