Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:57, доклад
Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
1.2. Механизм функционирования и принципы налоговой политики
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.
Во-первых, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Теоретическое определение специфики этих подсистем подчиняется фундаментальным положениям экономической теории, ибо все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса.
Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.
Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.
Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам
подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов1.
Поэтому так важно при каждом практическом действий придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории - субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала2:
- планирование,
т.е. волевое регулирование
- стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.
Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.
В плане изучения взаимодействия
государства и налоговой
«Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов»3
В то же время, государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вторгаться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.
Именно поэтому
налоги можно рассматривать не только
как способ содержания государства,
но и как способ его контроля,
как неотъемлемый элемент демократии.
В идеале налоги должны стать средством
для ограничения произвола
Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход. Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. «Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: законов, Указов Президента, Постановлений Правительства и иных подзаконных актов»4.
Базовые экономические функции любого правительства, используемые при обосновании выбора налоговой политики, являются трехступенчатыми:
первая - обеспечение макроэкономической стабилизации, прогресса экономики, низкого уровня безработицы и контроля роста инфляции;
вторая - перераспределение дохода или предотвращение обнищания населения;
третья - обеспечение надзора за эффективным распределением ограниченных экономических ресурсов.
Налогообложение
является составляющей этих трех функций.
Налоговая политика влияет на макроэкономическую
стабилизацию (так же, как и общая
государственная налоговая
В рамках широкого
контекста базовых функций
• достаточность - обеспечивает ли налоговая система достаточное финансирование;
• стабильность - обеспечивает ли налоговая система устойчивость положений, определяющих экономический порядок, способный создать и поддерживать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;
• предсказуемость
- способность налогоплательщика
планировать налоговые
• равенство - воспринимается
ли налоговая система как
• эффективность администрирования - каковы затраты налогоплательщика и правительства при исполнении налоговых обязательств;
• нейтральность - как влияет налог на принимаемые экономические решения;
• конкурентоспособность - каким образом данная налоговая структура в сравнении со структурами других регионов привлекает инвестиции и способствует развитию региона.
Разумеется, каждый из этих общих принципов связан с экономическим развитием. Первые два - достаточность и стабильность - влияют непосредственно на доходы и расходы, финансируют баланс или дефицит и, как следствие, макроэкономическую стабильность. Остальные принципы воздействуют на процесс распределения доходов и ресурсов и, как следствие, инвестиции, потребление и экономический рост в целом. Принципы налогообложения должны рассматриваться в контексте основных экономических целей государства, таких, как макроэкономическая стабильность, низкий уровень безработицы, оптимальное перераспределение доходов. Часто налоговая политика рассматривается как способ экономического и социального регулирования через перераспределение ресурсов между экономическими агентами, что в условиях Кыргызстана приводит к неэффективным и нежелательным последствиям. Следовательно, обеспечение нейтральной налоговой политики является неотложной задачей.
Налоговая политика
любой страны должна строиться на
основных принципах, согласованных
с известными принципами, обобщающими
мировую налоговую практику. Это
позволяет оценивать и
Достаточность. Принцип позволяет определить, обеспечивает ли налоговая система достаточное финансирование - относится как к макроэкономической стабилизации, так и распределению ресурсов. Если предположить, что роль налоговой системы заключается в обеспечении достаточного уровня дохода для финансирования расходов и наоборот, то текущая налоговая система Кыргызстана не показывает в этом смысле хороших результатов, поскольку она не обеспечивает достаточного уровня дохода для финансирования выполнения основных функций государства.
1 Князева О. В. Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой /ж. Финансы №6,2006 с. 37
2 Князева О. В. Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой /ж. Финансы №6,2006 с. 40
3 Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С. Пепеляева. - М.: Инвест Фонд, 1995. - С.95-104.
4 Налоги и налоговое право. Учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М.-1997.- С. 123.
Информация о работе Механизм функционирования и принципы налоговой политики