Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:12, контрольная работа
Участниками налогового процесса (как властной, правоприменительной деятельности налоговых органов и судов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, рассмотрению налоговых споров и привлечению участников налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения) являются:
налоговые органы как субъекты, наделенные властными полномочиями;
налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты как лица, несу¬щие обязанность по правильному исчислению, уплате и удержанию налогов. В настоящей главе эта категория участников будет называться обобщающим понятием – «налогопла¬тельщики»;
иные участники, к которым относятся так называемые «процессуальные лица»: эксперт, специалист, переводчик и др.
1. Лица, участвующие в производстве по делам о налоговых правонарушениях 3
2. Задание 13
Литература 16
Содержание
1. Лица,
участвующие в производстве по
делам о налоговых |
3 |
2. Задание | 13 |
Литература | 16 |
1. Лица,
участвующие в производстве по
делам о налоговых
Участниками налогового процесса (как властной, правоприменительной деятельности налоговых органов и судов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, рассмотрению налоговых споров и привлечению участников налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения) являются:
Суд не будет рассматриваться как участник налогового процесса, поскольку налоговый процесс носит внесудебный характер. Заявления и иски налоговых органов и налогоплательщиков, поданные в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматриваются в рамках гражданского и арбитражного процесса соответственно.
Указанные участники налогового процесса будут рассмотрены с позиции их процессуального статуса. Будут обозначены их процессуальные, а не материально-правовые права, обязанности и ответственность. Отдельно будет рассмотрен вопрос о статусе органов внутренних дел в налоговом процессе.
Правовой статус налоговых органов определяется НК РФ и Законом РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Ст. 6 Закона «О налоговых органах» закрепляет задачи налоговых органов. К ним относятся:
С целью выполнения поставленных перед ними задач налоговые органы наделены рядом процессуальных прав. Права, закрепленные в ст. 31 НК РФ, можно условно разделить на группы в зависимости от вида производства, в рамках которого они реализуются. В исполнительном производстве налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика и налагать арест на имущество налогоплательщика (способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов). Для осуществления налогового контроля налоговые органы имеют право:
Обязанности налоговых органов также соответствуют поставленным перед ними задачам. В ст. 32 НК РФ закреплена основная обязанность налоговых органов: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Однако налоговые органы не вправе пользоваться любыми методами для выполнения их главной задачи и обязанности: соблюдать законодательство о налогах и сборах, которое определяет границы осуществляемого ими контроля.
Основные процессуальные обязанности налоговых органов можно также условно разделить по виду производства. Обязанность вести учет организаций и физических лиц является основой регистрационного производства. При постановке на учет налоговые органы обязаны сообщать сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства. В исполнительном производстве налоговые органы обязаны производить возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. При осуществлении налогового контроля, в частности налоговой проверки, налоговые органы направляют налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа. Закрепление этой обязанности в общей части НК РФ призвано в большей степени гарантировать права налогоплательщика.
Перечень прав и обязанностей налоговых органов, в том числе процессуальных, не является исчерпывающим. Однако налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами. Следовательно, круг прав и обязанностей является ограниченным.
В соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий (решений), за счет средств федерального бюджета. Такими неправомерными действиями при осуществлении налогового процесса может быть, например, принятие незаконного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Для
наступления ответственности
Права налогоплательщиков закреплены в ст. 21 НК РФ. Перечень не является исчерпывающим, но налогоплательщики пользуются правами, предоставленными им законодательством о налогах и сборах. Права налогоплательщиков обеспечиваются обязанностями налоговых органов, поэтому их формулировки зачастую корреспондируют формулировкам обязанностей налогового органа. Например, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. В ходе производства налогового контроля налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов. Налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц (это право является основополагающим для производства по обжалованию актов и действий (бездействия) налоговых органов).
Обязанность платить законно установленные налоги является конституционной обязанностью налогоплательщика (ст. 57 Конституции РФ). К процессуальным обязанностям налогоплательщика относятся:
НК РФ устанавливает ответственность за нарушение налогоплательщиком его процессуальных обязанностей: нарушение срока (ст. 116) или уклонение от постановки на учет (ст. 117), нарушение порядка регистрации игорного бизнеса (ст. 129.2), непредставление декларации (ст. 119).
Права налогоплательщиков, установленные в НК РФ, должны обеспечиваться и защищаться. Отношения, складывающиеся в ходе реализации материальных норм налогового права, носят характер публично-правовых. Это объясняется фискальной функцией налога, закрепленной в ст. 8 НК РФ: налоги собираются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоговый орган – это субъект, наделенный властными полномочиями в целях реализации функций по контролю за исчислением и уплатой налогов. Налогоплательщик является лицом, несущим обязанность по правильному исчислению и уплате налогов. Следовательно, налоговый орган как властный субъект может злоупотреблять своими правами и не исполнять обязанности, желая собрать как можно больше сумм налогов.
Права налогоплательщиков установлены материальными нормами права, но порядок их защиты относится к предмету процессуального права. В ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита. Налоговый процесс носит внесудебный характер: НК РФ регламентирует порядок обжалования актов налогового органа, действия и бездействие должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.
Если лицо исполняет свои обязанности, предусмотренные материальными нормами, то в охранительных нормах нет необходимости. Если же состоялось какое-либо правонарушение, или есть основания полагать, что оно может состояться, то необходимо восстановить существовавшее положение. Иными словами, охранительный механизм установлен процессуальными нормами.
Таким образом, защита прав налогоплательщиков в рамках налогового процессуального права осуществляется следующими способами:
В группу иных участников входят лица, способствующие осуществлению налогового процесса: эксперт, специалист, понятые, свидетель, переводчик.
Гл. 14 НК РФ, посвященная налоговому контролю, предусматривает возможность проведения экспертизы и привлечения специалиста. Порядок осуществления данных процессуальных действий регулируется ст.ст. 95-96 НК РФ.
Эксперт
может быть привлечен в необходимых случаях
для участия в проведении конкретных действий
по осуществлению налогового контроля,
в том числе при проведении выездной налоговой
проверки. Следовательно, НК РФ закрепляет
право, а не обязанность налогового органа
проводить экспертизу (Постановление
ФАС ВСО от 22 июня 2004 г. № А74-2741/03-К2-Ф02-2272/04-С1)
Привлечение эксперта возможно при осуществлении любой формы налогового контроля, в том числе и при проведении камеральной налоговой проверки. При этом п. 3 и п. 6 ст. 95 НК РФ устанавливают особый порядок привлечения эксперта при проведении налоговым органом выездной налоговой проверки.
Заключение эксперта служит впоследствии доказательством в суде. Как и любое другое доказательство, экспертное заключение должно соответствовать ряду требований, чтобы быть принятым. НК РФ не указывает, при каких условиях заключение является допустимым доказательством. Такие условия вырабатываются судебно-арбитражной практикой.
В соответствии с п. 1 ст. 95 НК РФ эксперт привлекается на договорной основе. НК РФ прямо не указывает, кто является стороной в таком договоре – налоговый орган или какое-либо иное заинтересованное лицо. В Постановлении ФАС СКО от 23 июня 2004 г. № Ф08-2724/2004-1056А установлено, что только налоговый орган может заключать договор с организацией, которая проводит экспертизу, а также оплачивать проведение экспертизы. Заключение договора или оплата иным лицом является нарушением ст. 95 НК РФ и является основанием для отказа в принятии судом результатов экспертизы как доказательства доводов налогового органа.
Ст.
95 НК РФ устанавливает права
Ст. 96 НК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью. Привлечение специалиста допускается лишь в той мере, в какой недостаточно собственных навыков, знаний, умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. При этом специалистом может быть как физическое лицо, так и организация, которая силами своих работников выполняет функции специалиста. Специалист должен быть не заинтересован в исходе дела.
Информация о работе Лица, участвующие в производстве по делам о налоговых правонарушениях