Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:35, реферат

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
- защита территории;
- выполнение управляющих и распределительных функций;
- поддержание внутреннего порядка;
- сбор налогов и податей с населения.

Содержание

Введение
Сущность налога.
Теоретические основы классификации налогов
Традиционная классификация налогов
Международная классификация налогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

- Налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

- Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими  лицами.

     К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налог  на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

     К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

     Наиболее  многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых  могут одновременно выступать как  физические, так и юридические  лица. В Российской Федерации к  таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, государственная пошлина, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог и др.

  1. По объектам обложения

     В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

- Налоги  на доходы;

- Налоги  на имущество;

- Налоги  на реализацию товаров (работ,  услуг);

- Налоги  на определенные виды расходов;

- Налоги  на совершение определенных операций.

     Налоги  на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

     Налоги  на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости  имущества (общепоимущественные), и  налоги, взимаемые, с отдельных видов  имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество организаций. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: земельный налог, транспортный налог.

     В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами  обложения по которым выступают  обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются налог на добавленную стоимость, акцизы. Налоги на реализацию товаров (работ, услуг) обычно называют «налоги на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие товары (работы, услуги), носители налогового бремени – потребители.

     К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую  заработную плату (на фонд заработной платы). Для работодателей к таким налогам относится единый социальный налог, который представляет собой налог на определенный вид расхода: выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам (контрактам). 
 

     Что касается налогов на совершение определенных операций, то объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В Российской Федерации стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений является объектом обложения государственной пошлиной.

  1. По принадлежности к уровням управления и власти

     По  принадлежности к уровням управления и власти налоги подразделяются в  зависимости от административно-территориального устройства государства: в унитарных  государствах – на центральные (государственные) и местные (муниципальные); в федеративных государствах – на федеральные, региональные и местные.

     Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и  местного самоуправления – одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики. Жесткая регламентация и ограничение прав регионов и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов позволяет унифицировать налоговую систему, создает единообразные и приблизительно равные условия для осуществления экономической деятельности в стране, способствует повышению эффективности налогового контроля и борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние политические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.

     В Российской Федерации установлена  трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых.

     Региональные  налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций.

     Местные налоги и сборы устанавливаются  и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного  органа местного самоуправления. Сфера  действия местных налогов и сборов – подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория. К местным налогам и сборам относится земельный налог.

     Законодательным органам субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлено  право определять только следующие  элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также формы отчетности соответственно по региональным и местным налогам. Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по региональным налогам, а законодательные (представительные) органы местного самоуправления могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по местным налогам. Все остальные элементы налогообложения могут устанавливаться только НК РФ.

  1. По адресности зачисления налоговых платежей

     В зависимости от адресности зачисления налоговых платежей все налоги и  сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

     Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов.

     К регулирующим налогам и сборам относятся  налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней.

     С 1 января 2005 года для налоговой системы  Российской Федерации данная группировка  неактуальна, так как в Бюджетном  кодексе определяются только собственные  доходы бюджета.

     5. По целевой направленности

     По  критерию использования налоговых  поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые.

     К общим (абстрактным, немаркированным) относятся налоги и сборы, не предназначенные  для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета. Они вводятся государством для формирования бюджета в целом.

     К целевым (специальным, маркированным) относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды, например, единый социальный налог.  
 

     6. По порядку введения налога

     По  порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

     Общеобязательные  налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.

     Факультативные  налоги предусмотрены основами налоговой  системы, однако непосредственно вводиться  они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов  государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории – компетенция органов местного самоуправления.

     Обязательными в Российской Федерации являются все федеральные налоги и налог на имущество физических лиц. Остальные налоги являются факультативными (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, земельный налог).

     7. По характеру установления налоговых ставок

     По  характеру установления налоговых  ставок налоги и сборы делятся  на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердый налог.

     Твердый налог - это налог, ставка которого устанавливается  в абсолютных суммах на единицу обложения. В Российской Федерации твердыми налогами являются налог на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, акцизы и др.

     Прогрессивный налог – это налог, размер ставки которого растет вместе с ростом размера объекта обложения. Примером такого налога является налог на имущество физических лиц.

     Регрессивный  налог – это налог, размер ставки которого снижается по мере роста  размера объекта обложения. Яркий  пример – единый социальный налог.

     Пропорциональный  налог – это налог, размер ставки которого не меняется при изменении  размера объекта обложения. К  пропорциональным налогам относятся  налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог.

     8. По периодичности

     Все налоги можно подразделить на периодические  и разовые.

     Под периодическими обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К  этой группе относятся налоги на имущество, налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, налог на добавленную стоимость). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим.

     К разовым налогам обычно относят  налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примером разового налога является государственная пошлина. Разовые налоги могут выступать в качестве чрезвычайных налогов, т.е. таких налогов, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства. 
 
 
 
 

     9. По способам определения налоговых обязательств

     По  способам определения налоговых  обязательств налоги могут подразделяться на раскладочные и окладные.

     При использовании раскладочных налогов первоначально определяется потребность в денежных средствах, а затем полученная сумма распределяется (раскладывается) между налогоплательщиками или группами налогоплательщиков. Раскладочные налоги являются исторически более ранними. Они широко применялись в эпоху феодализма. В России раскладочные методы использовались как для сбора доходов в государственную казну, так и для финансирования нужд отдельных территорий, в частности, к раскладочным налогам относилась подушная подать (налог), введенная Петром I.

Информация о работе Классификация налогов