Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа
классификация налогов, исторический опыт использования, анализ роли отдельных видов налогов в налоговой системе РФ
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов и исторический опыт их использования……………….5
1.1. Сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения5
1.2. Исторический опыт развития налогообложения………………………9
1.3. Классификация налогов в налоговой системе РФ…………………….13
2. Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ……………….34
2.1. Подоходные налоги……………………………………………………34
2.2. Акцизы……………………………………………………………………37
2.3. Государственная и таможенная пошлины…………………………….39
3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……40
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………….46
Приложения…………………………………………………………………….48
Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Уплата налога производится владельцами имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2011 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2012 года.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае если право на льготу у налогоплательщика возникло в течение календарного года, то перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При
переходе права собственности на
строение, помещение, сооружение от одного
собственника к другому в течение
календарного года налог на имущество
физических лиц уплачивается первоначальным
собственником с 1 января этого года
до начала того месяца, в котором он утратил
право собственности на вышеуказанное
имущество, а новым собственником - начиная
с месяца, в котором у последнего возникло
право собственности.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее
по наследству, налог на имущество физических
лиц взимается с наследников с момента
открытия наследства.
При
неуплате налога в срок налогоплательщику
направляется требование для добровольного
погашения имеющейся
2. Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ
2.1.Подоходные налоги
Остановимся подробнее на анализе роли основных видов федеральных налогов в РФ и их роли в налоговой системе РФ.
Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход – это суммы доходов, полученных их различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы, например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом, облагаемый доход = валовый доход-вычеты.
В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц.
Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах в условиях рыночной экономики.
Плательщиками подоходного налога с физических лиц в РФ являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ (включая граждан иностранных государств).
Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ – от источников в РФ и за ее пределами, у физических лиц, не имеющих постоянное местожительство в РФ – от источников только в РФ.
При
налогообложении учитывается
Российским
законодательством определен
Подоходный налог с юридических лиц – налог на прибыль (доход) фирм (предприятий).
Уровень ставок по этому прямому налогу, механизм его функционирования в РФ примерно соответствует аналогичным налогам в других странах. Вместе с тем система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой.
Плательщиками налога являются все юридические лица, но также и филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс.
Объектом налогообложения является и валовая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационной деятельности, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации без НДС, акцизов, таможенных пошлин, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от сдачи имущества в аренду, а также финансовые результаты от иных операций, не связанных с производством продукции.
В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов полученных за пределами РФ.
В связи с этим, одним из наиболее серьезных вопросов определения базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете налоговой прибыли.
Налог на прибыль определяется исходя из налогооблагаемой базы и ставки налога. С 1992 г. эта ставка неоднократно менялась. С 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13 %. Одновременно установлено, что в бюджеты субъектов федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, устанавливаемым законодательными органами соответствующих субъектов федерации в размере не выше 22%, а для бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок – по ставкам в размере не выше 30%. Таким образом, предельный размер ставки налога для большинства предприятий составляет 35%, что несколько выше, чем в других странах.
Для дивидентов, процентов, полученных по выпущенным в РФ ЦБ, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также доходов от долевого участия в других предприятиях установлена ставка обложения в размере 15%. По казино и другим видам игорного бизнеса определена ставка в размере 90%, по видеосалонам и от видеопоказа - 7% от размера дохода по этим видам деятельности.
По этому налогу существуют также различные льготы ( например, выводятся из-под налогообложения затраты на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, не облагается налогом прибыль, использованная на содержание находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения и т.п.)
Налог
на прибыль предприятий и
Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства, он позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством различных льгот и установления налоговых ставок.
Налог на прибыль выступает и как источник доходов бюджета. Опыт налогообложения развитых стран свидетельствует о высокой доли поступления этого налога в доходах бюджета. В России налог на прибыль служит одним и доходообразующих налогов. Однако его важное место как источника финансирования доходов бюджета вытесняется поступлениями косвенных налогов, что объясняется сужением налоговой базы по различным причинам.
Другой по значимости вид налога, применяемый в большинстве стран с рыночной экономикой – это налог на добавленную стоимость (НДС).
Для России этот налог является «новым» налогом, так как он был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.
В чем же суть налога на добавленную стоимость?
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т. е. Фактически на каждой технологической стадии движения товаров к потребителю.
НДС показательный пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону ( субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров в соответствии с размером налога, либо – «назад» - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая их меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.
Фактически НДС – это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.
Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог – при вывозе товара за границу его величина должна компенсироваться покупателю.
С 01.01.92 до 31.12.92 г. НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции топливно – энергетического комплекса и услугам производственно – технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам – по ставке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.
С
1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10%
была снижена ставка налога на все продовольственные
товары и отдельные товары детского ассортимента.
Некоторые товары и услуги НДС не облагаются,
например, услуги городского пассажирского
транспорта, товары, экспортируемые за
пределы РФ и т.д. По остальным товарам,
а также по выполняемым работам и услугам
действует ставка НДС в размере 18%.
2.2.Акцизы
Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик – это в основном избранные товары, поэтому у потребителей появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно – водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые машины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи т.д.
С
помощью акцизов в
Информация о работе Классификация налогов и исторический опыт их использования