Камеральные налоговые проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:33, реферат

Описание работы

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Работа содержит 1 файл

Камеральная налоговая проверка.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

- проводится повторная  выездная проверка (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК  РФ);

- проводится выездная  проверка в связи с реорганизацией  или ликвидацией организации-налогоплательщика  (п. 11 ст. 89 НК РФ);

- общая выездная  проверка организации с учетом обособленных подразделений проводится после самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) или наоборот (абз. 3 п. 5, абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Срок  проведения выездной проверки.

По  общему правилу есть два месяца для  проведения выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок начинает исчисляться  с даты вынесения руководителем  налогового органа (его заместителем) решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке (п. п. 1, 8 ст. 89 НК РФ). На это срок время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика не влияет.

К сожалению, этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев, а  также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, общая продолжительность выездной проверки может составить год и три месяца. Все эти действия оформляются соответствующими решениями.

За  эти два месяца налоговики должны провести все мероприятия налогового контроля, а после его истечения покинуть территорию налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля за рамками срока выездной проверки в некоторых случаях приводит к тому, что полученные в ходе этих мероприятий доказательства признаются недопустимыми (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Налоговикам запрещается проводить более  двух выездных налоговых проверок в  течение календарного года:

- в  отношении налогоплательщика в  целом (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ);

- в  отношении филиала или представительства налогоплательщика-организации (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ). В данном случае имеются в виду самостоятельные выездные проверки указанных обособленных подразделений. Но Налоговый кодекс предусмотрел ряд исключений из этого правила. Третья выездная проверка в течение года будет законной, если:

1) это  повторная выездная проверка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

2) это  выездная проверка в связи  с ликвидацией или реорганизацией  налогоплательщика-организации (п. 11 ст. 89 НК РФ);

3) это  общая проверка налогоплательщика-организации, которая следует за самостоятельной проверкой филиала (представительства) данной организации, или наоборот (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ);

4) это  выездная проверка резидента  Особой экономической зоны в  Калининградской области по налогу  на прибыль и налогу на имущество, которая проводится в связи с исключением его из единого реестра резидентов, при условии, что проверка назначена не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующих налогов (п. 16.1 ст. 89, п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ);

5) решение  о необходимости проведения проверки  сверх ограничения принято руководителем  ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). С чем может быть связана  такая необходимость, НК РФ  не определяет.

Итак, выездная проверка проводится на основании  Решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Форма решения утверждена Приказом ФНС  России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение N 1). Данная форма обязательна для  применения всеми налоговыми органами при осуществлении выездных проверок (абз. 9 п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 3 Приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

В решении  определяется (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ):

- в  отношении кого будет проводиться  проверка (указываются полное и  сокращенное наименования (фамилия,  имя, отчество) налогоплательщика);

- предмет  проверки (налоги и сборы, правильность  исчисления и уплаты которых  подлежит проверке);

- проверяемый  период;

- состав  проверяющих (указываются должности,  фамилии и инициалы сотрудников  налогового органа, которым поручается  проведение проверки).

Решение выносит и подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который проводит выездную проверку. Оно заверяется печатью  налогового органа.

Как было указано выше, выездная проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Независимо от того, когда налоговики пришли к вам на самом деле. Проверяющие после предъявления решения о проведении проверки и своих служебных удостоверений должны получить доступ на территорию (в помещения) налогоплательщика (ст. 91 НК РФ).

В ходе проверки налоговики изучают первичные  учетные документы, хозяйственные  договора, налоговые и бухгалтерские  регистры (ст.93 НК РФ), опрашивают работников налогоплательщика, в том числе  руководителя организации и главного бухгалтера (ст.90 НК РФ), проводят осмотр помещений (ст. 92 НК РФ). Проверка может быть как выборочная (проверяющие смотрят только определенные документы), так и сплошная.

Налогоплательщики при проведении проверки обязаны  выполнять все законные требования налоговых органов и не имеют права  препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налоговики  могут провести различные мероприятия  налогового контроля (п. п. 12 - 14 ст. 89, ст. ст. 86, 90 - 97 НК РФ).

Результаты  выездной проверки оформляются актом. Однако до его оформления проверяющие  должны составить справку о проведенной  выездной проверке (п. 15 ст. 89, п. 1 ст. 100 НК РФ). Такой порядок применяется  ко всем выездным проверкам, в том числе и повторным. Справка оформляется в последний день проведения выездной проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и приведена в Приложении 2 к Приказу. Но даже если налоговики составили спраку не по форме, то нарушения, допущенные при составлении справки, не могут быть основанием для отмены решения по итогам проверки. Составленную справку проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой. Справка вручается в тот же день, когда составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ).

По  итогам проведенной выездной проверки составляется акт (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.

Акт составляется в любом случае, даже если нарушений  не обнаружено. Этот вывод следует  из положений п. 1 и пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ и подтверждается налоговиками (Письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@). В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.

Если  же акт не будет составлен, то решение  по результатам проверки не может  быть принято на законных основаниях (п. 1 ст. 101 НК РФ). Состав акта более подробно рассмотрен в разделе камеральные налоговые проверки. Неотъемлемой частью акта являются Приложения, которые бывают двух видов. Одни из них оформляются по усмотрению инспектора, другие - в обязательном порядке.

1. По  усмотрению инспектор может оформить  приложения как дополнения (пояснения)  к тексту акта. В них, как  правило, отражаются (п. 1.13, абз. 4 пп. "а", абз. 2 пп. "г" п. 1.8.2 Требований  к составлению акта налоговой  проверки):

- расчеты  количественного и суммового  расхождения между заявленными  налогоплательщиком и выявленными  в ходе проверки данными, которые  связаны с исчислением (перечислением,  удержанием и т.п.) налога, расчеты  пеней;

- приведенные  в табличной или другой удобной форме данные о выявленных массовых однородных нарушениях налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению и т.п.

Приложения  данной категории подписываются  проверяющим наряду с актом, на них  делается ссылка непосредственно из текста акта. Такие приложения являются неотъемлемой частью акта.

2. В  обязательном порядке налоговики  должны приложить к акту документы,  подтверждающие факты выявленных  в ходе проверки нарушений  законодательства о налогах и  сборах (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Это могут быть:

- копии  документов, которые являются доказательствами  нарушений, выявленных в ходе  выездной проверки;

- другие  материалы, собранные при проверке (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов  налогоплательщика на запросы  и т.п.).

Имейте  в виду, что налоговики не обязаны  прикладывать к акту проверки документы, которые они получили от самого налогоплательщика (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента  составления справки о проведенной выездной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывается инспекторами, которые проводили проверку, и налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Акт должен быть вручен налогоплательщику в  течение пяти дней со дня, которым он датирован (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ). Этот срок должен исчисляться в рабочих днях со дня, следующего за датой акта (п. п. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ).

Акт вручается под  расписку или передается иным способом, удостоверяющим дату его получения (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ).

При личном вручении, как правило, это оформляется  следующим образом. На последней  странице экземпляра акта, хранящегося  в налоговом органе, делается запись о дате вручения акта налогоплательщику (его представителю). Эта запись заверяется налогоплательщиком (представителем) (п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки).

Если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, которые содержатся в акте выездной проверки, он может представить в  налоговый орган свои письменные возражения (п. 6 ст. 100,  пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). На представление возражений налогоплательщику отведено 15 дней со дня вручения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

 

Не  представление возражений не лишает налогоплательщика права участвовать  в рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым  лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, подачи возражений налогоплательщиком (п.1 ст.101 НК РФ).

По результатам  рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п.7 ст.101 НК РФ):

1) о привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

2) об отказе в  привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение  об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю) налогоплательщик (п.9 ст.101 НК РФ).

Истребование документов.

Регламентируется ст. 93 НК РФ.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика  необходимые для проверки документы (п.1 ст.93 НК РФ). Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Соответственно, истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п.2 ст.93 НК РФ). Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые  были истребованы в ходе налоговой  проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

В случае если налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, то он в течение дня, следующего за днем получения требования, должен письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых налогоплательщик может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Если налогоплательщик не представил истребуемые документы, или представил их не в установленные сроки, то это признается налоговым правонарушением, что влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (двести рублей за каждый не представленный документ). Кроме того, в данном случае должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, имеет право произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ (п.4 ст.93 НК РФ).

Обратите внимание! Налоговые органы не вправе истребовать  у налогоплательщика документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного налогоплательщика (п.5 ст.93 НК РФ), при условии, что истребуемые документы не представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Настоящая статья впервые опубликована в журнале «Бухгалтерский вестник» № 6 2011 год


Информация о работе Камеральные налоговые проверки