Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:25, курсовая работа
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет госу¬дарству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.
Таблица 2 – Классификация налога на прибыль
Классификационный признак | Тип налога на прибыль |
|
Налог, уплачиваемый
юридическими лицами
Федеральный Общеобязательный Абстрактный Личный прямой Активный Периодический |
По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействовать на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход результатов коммерческой деятельности налог на прибыль выступает основным предпринимательским налогом [7]. В качестве основных функций данного налога выделяют регулирующую и фискальную функции.
1. Регулирующая функция
Как уже было сказано выше, налог на прибыль является прямым, то есть его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизма предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики.
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций [10].
2. Фискальная функция
В
последнее время значение фискальной
функции налога на прибыль вызывает
разногласия между
В
России же дебаты по поводу отмены налога
на прибыль не приобрели сколько-нибудь
заметного проявления. Главной причиной
этому является существенно большая
фискальная значимость данного налога
(см. таблицу 3)
Таблица 3 – Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ
Доходы бюджета | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Всего
поступило (млрд. руб.)
Из них: 1) в федеральный бюджет 2) в
консолидированные бюджеты |
5748,2 3000,7 2747,5 |
7360,2 3747,6 3612,6 |
8455,7 4078,7 4377 |
6 288,3 2502,6 3785,7 |
7695,8 3207,2 4488,6 |
Налог
на прибыль всего (млрд. руб.),
в том числе: 1) в федеральный бюджет 2) в
консолидированные бюджеты |
1670,5 509,9 1160,6 |
2172,2 641,3 1530,9 |
2513 761,1 1751,9 |
1 264,4 195,4 1 069,0 |
1774,4 255,0 1519,4 |
Удельный
вес налога на прибыль в доходах
бюджета всего (%)
в том числе: 1) в федеральный бюджет 2) в
консолидированные бюджеты |
29,1 17 42 |
29,5 17 42,4 |
29,7 19 40 |
20,1 7,8 28,2 |
23,0 7,9 33,8 |
В России роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах федерального бюджета поступления налога на прибыль занимают третье место после налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (см. рисунок 1). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Рисунок 1 - Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-октябре 2011 году
В
последние несколько лет
Глава
3. Проблемы налогообложения прибыли организаций,
пути их решения и перспективы развития
налога
Анализируя
последние изменения налогового
законодательства, можно сделать
вывод, что концептуальных изменений
в практике налогообложения прибыли
не произошло. В то же время очевидно,
что такие изменения необходимы
и будут проводиться в
Среди
предусматриваемых основными
Рассмотрим некоторые из предполагаемых изменений более подробно.
Проблема
регулирования ценообразования
в целях налогообложения
Для
того чтобы предотвратить способы
минимизации налоговых платежей
посредством занижения цен
Предполагается, что в состав вышеназванного раздела НК РФ войдут шесть глав, в которых будут определены круг взаимозависимых лиц и порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации. Отдельные статьи НК РФ должны регулировать:
Российское
налоговое законодательство предусматривает
возможность использования
Еще
одно важнейшее направление
С 1 января 2009 г изменился размер так называемой амортизационной премии. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ (в редакции, действующей до 31.12.2008 г.) налогоплательщики имели право включить в состав расходов единовременно до 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов по их достройке, оборудованию, реконструкции и модернизации. Нововведения предусматривают, что амортизационную премию согласно п. 9 новой редакции ст. 258 НК РФ с 2009 г. можно начислять до 30% по основным средствам, отнесенным к 3-7 амортизационным группам (срок полезного использования свыше 3 лет до 20 лет включительно). По остальным основным средствам размер амортизационной премии прежний – не более 10% [2]. Однако практика показала, что возможность применения амортизационной премии стала использоваться некоторыми организациями для получения необоснованной налоговой выгоды: владельцы основных фондов стали осуществлять последовательные операции по их продаже. Это вынуждает государство к введению ответных мер, наподобие тех, что применяются к малым предприятиям, использующим упрощенную систему налогообложения, которым разрешено единовременно списывать всю стоимость приобретенных основных фондов на затраты, но в случае их реализации ранее чем через три года амортизация должна быть восстановлена и соответственно сумма налога доплачена. Предполагается, что в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, она подлежит восстановлению и включению в налоговую базу. Эти положения применяются в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2008 г.
Принципиально изменился порядок начисления амортизации при использовании нелинейного метода. Амортизация теперь начисляется не в отношении отдельного основного средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной группе [2].
Если
ранее можно было произвольно
применять тот или иной метод
начисления амортизации по каждому
конкретному объекту